Четыре базовых модели рынка

  Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество фирм Неограниченно большое Одна Много Несколько
Тип продукта Однородный Уникальный Дифференцированный Однородный или дифференцированный
Рыночная власть Отсутствует Максималь ная Небольшая Высокая
Барьеры входа–выхода Отсутствует Практически непреодолимые Невысокие Высокие
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
Совершенная конкуренция – такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь: · на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами; · обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами; · покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах; · существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния
Несовершенная конкуренция – имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара; – конкуренция, противоположная совершенной, когда компании имеют возможность контролировать цены на производимую ими продукцию. Несовершенная конкуренция проявляется в виде монополии и монопсонии. Это крайние случаи несовершенной конкуренции, чаще существуют олигополия и олигопсония
Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между производителями, занятыми производством и реализацией одинаковой и взаимозаменяемой продукции внутри одной отрасли
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями разных отраслей, производящими разную продукцию

четыре базовых модели рынка - student2.ru

ЕСТЕСТВЕННАЯ (ЧИСТАЯ) МОНОПОЛИЯ
– это монополия на редкие и невоспроизводимые факторы производства (земля, газ, нефть, редкие металлы и др.). Естественный монополист производит уникальный продукт – для него нет заменителя. Например, газовое отопление дома. Нет газа – нет тепла. Таким образом, являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке. – это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Обладает следующими характерными чертами: 1) единственный продавец, т.е. отрасль, состоит из одной фирмы. Здесь «фирма» и «отрасль» синонимы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; 2) нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него/ К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии (электрические и газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и др.). Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны.   Чистая монополия может иметь также географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к чистой монополии в маленьком населенном пункте. 3) Фирма диктует цену. Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. Причина этого очевидна: он выпускает и следовательно, контролирует общий объем предложения. А отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, она соглашается с ценой.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
– одна из форм несовершенной конкуренции, при которой схожие товары выпускаются несколькими независимыми производителями
МОДЕЛЬ КУРНО
– экономическая модель рыночной конкуренции. Названа в честь, сформулировавшего ее французского экономиста А. Курно (1801 – 1877). Основные положения модели: 1. На рынке действует фиксированное число N > 1 фирм, производящих однородный товар. 2. Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствует. 3. Фирмы обладают рыночной властью. 4. Фирмы конкурируют, одновременно выбирая объемы производимых товаров. 5. Фирмы контролируют, одновременно выбирая объемы производимых товаров. 6. Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации
МОЛЧАЛИВЫЙ СГОВОР (ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ)
– метод установления согласованных цен, объемов производства, районов сбыта товаров на основе формальных соглашений между предприятиями в условиях рыночной олигополии. Одной из форм молчаливого сговора является лидерство в ценах
ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО
– установление цены на товар, производимый и продаваемый несколькими фирмами в условиях олигополии. Если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру
ДВЕ ФОРМЫ ЦЕНОВОГО ЛИДЕРСТВА
Лидерство доминирующей фирмы – исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителей, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам. Если лидирующая фирма ставит свои условия на рынке, в дальнейшем все остальные фирмы следуют ее примеру
Лидерство барометрической фирмы – лидирующее положение фирмы, предопределяющей изменение конъюнктуры, динамики спроса и предложения и т.п.
КАРТЕЛЬ
– одна из основных форм монополий, объединение предпринимателей, участники которой, договорившись о размерах производства, о рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сохраняют при этом производственную и коммерческую самостоятельность. Прибыль распространяется в зависимости от квоты – доли участников картеля в производстве, сбыте продукции
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
– исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителей, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего лидирующее положение на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достигается с помощью таких действий как: – изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; – навязывание контрагенту условия договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы); – включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; – создание препятствий для вступления на рынок других хозяйствующих субъектов
МОНОПОЛЬНО ВЫСОКАЯ ЦЕНА ТОВАРА
– цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара
МОНОПОЛЬНО НИЗКАЯ ЦЕНА ТОВАРА
– цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может явиться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка
СОГЛАШЕНИЕ. «ВЕРТИКАЛЬНОЕ» СОГЛАШЕНИЕ
– соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; – «вертикальное» соглашение» – соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом
ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
– уголовно наказуемыми являются монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления и поддержания единых цен

Товар и деньги

БЛАГО
– это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей; – все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности
Классификация, виды благ
Критерий: участие человека в производстве благ
Экономические Характерные черты: - ограниченное количество - необходимость затрат на производство - наличие рыночной цены
Неэкономические Характерные черты: - практически неограниченное количество - отсутствие затрат на производство, предоставляются природой - отсутствие рыночной цены
Критерий: субстанция благ
Материальные - естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.); отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные) вещная форма благ Характерные особенности: - производство и потребление происходят разновременно  
Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создающиеся в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.
внутренние внешние
– блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, декламация, музыкальный слу , музицирование, способности к науке и т.д.) – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.)
услуги Характерные особенности: - производство и потребление происходят одновременно - услуги не могут быть приобретены в собственность - не подлежат хранению - непостоянство качества - неотделимость от источника  
Критерий: создаются самой рыночной системой или государством
Частные Создаются рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них заплатил
Общественные Предоставляются государством всем гражданам (система внутренней и внешней безопасности, правовой порядок, социальные блага)
Критерий: характер использования
Потребительские (прямые) Блага текущего потребления
Производственные (косвенные) Производственные ресурсы (оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация)
Критерии: характер соотносимости друг с другом
Комплиментарные (дополняющие) блага Блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления
Субституты (взаимозаменяемые блага) Блага, которые являются заменяемыми (альтернативными) по отношению друг к другу
Критерии: длительность потребления
Краткосрочного потребления Срок службы не превышает одного года
Долгосрочного потребления Срок службы превышает один год
         
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ
– товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (О защите конкуренции: ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006 г.)
Товарное производство
такой тип организации хозяйства, при котором блага, продукты создаются для продажи их на рынке
ТОВАР
– экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, для продажи на рынке; – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (О защите конкуренции: ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.)
  ТОВАР – экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, продажи на рынке  
Потребительная стоимость –способность удовлетворять ту или иную потребность человека Стоимость – согласно учению классической школы это воплощенный в товаре труд. В обмене же проявляется внешняя сторона стоимости – меновая стоимость. Это те пропорции, в которых один товар обменивается на другой
Особенности двух свойств товара
Потребительная стоимость Стоимость
Товары различает Товары сравнивает
Показывает отношение человека к товару Показывает отношения между людьми по поводу товаров
Одному человеку нельзя одновременно использовать оба свойства товара
Цена товара
- это денежное выражение его стоимости
УСЛУГА
– любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, которые в основном неосязаемы и не приводит к завладению, чем либо (Основы маркетинга Ф. Котлер); – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (Налоговый кодекс РФ, ст. 38) - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Особенности потребительной стоимости услуги
Неосязаемость Неотделимость от источника Непостоянство качества Несохраняемость
Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать до момента приобретения. Услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения Обязательно присутствие клиента, пациента в момент оказания ему услуг Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, места, времени оказания Услугу невозможно хранить, нельзя заготовить впрок
ДЕНЬГИ
– особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента
– актив, который повсеместно принимается как средство обмена
–это то, что деньги делают – функции денег
– специальные знаки стоимости (бумажные денежные знаки, металлические монеты, записи на счетах), используемые в экономике для выполнения определенных функций
Характеристика (свойства) денег
1. Делимость.Стоимость денег не должна уменьшаться при разделении их на части. Идеальный делимостью обладают остатки на счетах до востребования, так как со счета может быть перечислена любая сумма. Не все исторически возникавшие варианты денег обладали такой способностью (например, скот не обладал свойствами делимости; бриллианты также теряли стоимость при их разделении на части). 2. Портативностьпредполагает высокую стоимость при малом весе и объеме денежного товара. Это снижает расходы на хранение денег и их транспортировку. Бумажные и безналичные деньги идеально соответствуют данному требованию. 3. Стабильность (вещества денег).Свойство стабильности состоит в неизменяемости вещества денег. Деньги в виде золотых и серебряных монет обладают идеальной стабильностью, так как метал, из которого они изготовлены, устойчив к окислению. Продукты растительного и животного происхождения подвержены порче, железо подвержено окислению. 4. Износостойкость. Материал денег должен быть устойчивым к стиранию. Золото и серебро как чистые металлы являются мягкими, в связи с чем при изготовление монет они используются в смеси с медью. 5. Однородность.Денежный товар не должен разделяться по сортам. Скот даже в пределах одного вида неоднороден (животные различаются по весу, возрасту, полу и др.) Зерно также может иметь различное качество. Свойством однородности в полной мере обладают бумажные деньги и металлические монеты, выпускаемые по единому образцу. 6. Узнаваемость и трудность подделки.Их легко распознать зрительно, на слух путем осязания по цвету, весу и звуку. Этим свойством идеально обладают золотые, серебряные и другие монеты. 7. Низкая себестоимость изготовления.Экономия на производстве орудий обращения позволяет сберечь средства для личного и производственного потребления. 8. Возможность быть выпущенными в количествах, необходимых для обращения. 9. Стоимость денежного товара должна отличатся стабильностью.
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
Мера стоимости Деньги позволяют измерить, сосчитать, учесть количество и даже качество всех благ, различных товаров в одних и тех же денежных единицах счета. Функцию меры стоимости деньги выполняют с помощью масштаба цен – денежной единицы, устанавливаемой в законодательном порядке каждой отдельной страной (рубль, доллар, марка, иена и т.д.).
Средство обращения Деньги опосредуют обмен товарами и услугами между людьми, предприятиями, странами, играют роль посредника. Как средство обращения деньги позволяют заменить натуральный обмен (Т – Т) на обмен с помощью денег (Т – Д – Т). Предмет, исполняющий эту функцию, не обязательно должен быть предметом производственного или личного потребления. Важна уверенность лица, принимающего его в обмен на свои товары, в том, что другие лица также примут этот предмет в обмен на товары, которые необходимы ему, т.е. важен обычай употребления предмета в качестве денег.
Средство накопления Деньги выходят из сферы обращения, накапливаются, чтобы в будущем стать средством платежа, благодаря их ликвидности. У любого хозяйства существует потребность откладывать про запас предметы личного и производственного потребления. Так как не все предметы обладают свойством сохранности, возникла практика делать запасы в виде предметов, обладающих таким свойством, а затем выменивать их на товары, нужные хозяйству.
Средство платежа Продажа товара, услуги не за наличные деньги, а с отсрочкой уплаты денег. Данную функцию деньги выполняют при купле-продаже товара в кредит, при уплате налогов, внесении арендной платы, квартплаты, выплате заработной платы, стипендий и др.
Мировые деньги Деньги выполняют все вышеназванные функции на мировом рынке, обслуживая процессы мировой торговли
Закон денежного обращения
покупательная способность денег находиться в обратной зависимости от их количества: чем больше денег в обращении, тем меньше их стоимость
Количество денег в обращении (теория К. Маркса)
КД = четыре базовых модели рынка - student2.ru КД – количество денег, необходимых для обращения; ЦТ – сумма цен / товаров; К – товары, проданные в кредит; П – сумма платежей по которым срок платежа наступил; ВП – взаимно погашаемые платежи; О – число оборотов одноименных денежных единиц КД = четыре базовых модели рынка - student2.ru
Количественная теория денег И. Фишера
И. Фишер пытался математически обосновать количественную теорию денег с помощью уравнения обмена: MV = PQ, где M – количество обращающихся денег, V – скорость обращения денег, P – средний уровень товарных цен, Q – количество товаров
Денежная масса
Полный объем, выпущенных в обращение денег, включая наличные деньги, чеки, денежные средства предприятий и населения, хранимые на счетах в банках, подлежащие безусловной оплате денежные обязательства

Наши рекомендации