Основные принципы реализации социальной
Политики
Социальная политика составляет сущность, основу всего того, что государство должно делать, содержание всех форм его активности, ибо это не фрагмент деятельности государства, а квинтэссенция этой деятельности, её фундамент. Всё, что должно делать государство, должно быть ориентировано на общественные интере сы, на интересы каждого человека, т.е. иметь гуманистическую направленность целеполагания.
Человек существо автономное, самоактивное, самодеятельное. Он сам решает свои проблемы. Вместе с тем, он существо общественное, коллективное, нравст венное. Исходя из этого, социальная политика государства должна строится на основе учета, с одной стороны, собственных возможностей людей в решении их социальных проблем, а с другой — возможностей самого государства.
Если политика государства, страдающего гиперуправленчеством, недооценивает роль самого человека как субъекта решения своих жизненных проблем, то такая политика не является сильной социальной политикой и рано или поздно обречена на провал. К числу негативных последствий подобной политики можно отнести социальное иждивенчество, стремление взвалить на государство всю ответсгвенность за свою жизнь, ослабление присущего природе человека инстинкта самосохранения, самовыживания.
По мнению Б.А. Вороновича, низкая эффективность социальных реформ в России на протяжении всей её истории связана в значительной мере с тем, что они проводились в рамках сакрально-патерналистской парадигмы управления, при которой власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной полигики, а общество — в качестве её объекта. Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что нужно для его благосостояния, но и решает все насущные проблемы населения, в том числе и определяет приоритеты. Недавнее прошлое нашей страны — яркое подтверждение данного тезиса. Человек был по ставлен в такие условия, что от него самого чаще всего мало что зависело в определении своего социального статуса. Без сомнения были и исключения, но для того они и исключения, чтобы подтверждать правила.
Не меньшую опасность для страны представляет собой и другая деформация политики, когда государство по существу игнорирует в той или иной форме свои социальные обязанности, оставляет людей наедине со своими проблемами. В этом случае в обществе начинают господствовать силы центробежного характера — социально-экономический и политический сепаратизм, эгоизм и индивидуализм, которые формирует жизненные интересы людей.
«К сожалению, социальная политика российского государства на нынешнем этапе развития российского общества оказалась в значительной мере деформирована именно в данном направлении. В сегодняшней России значительная часть людей испытывает чувство неудовлетворенности политикой государства, отсутствием роста уровня жизни населения. Именно поэтому многие не удовлетворены своей жизнью, растеряны, чего-то ждут, не надеются на самих себя, на свои силы, не в состоянии реализовать себя, да и не знают, как это сделать» — считает Б.А. Воронович.
Один из существенных недостатков российской социальной политики — отсутствие четкой её концепции, целей и приоритетов, основанных на реальных экономических возможностях. Все чаще социальная политика становится заложницей у политических демагогов различной окраски, инструментом политических групп в борьбе за власть, а проблемы обеспечения жизнедеятельности населения используются исключительно в популистских целях.
Опыт социального реформаторства во многих странах позволяет утверждать, что в качестве основных положений, на которые необходимо ориешироваться при реализации социальной политики на современном этапе развития общества, следу ет рассматривать следующие:
• реализм — опора властных структур на реальные возможности по созданию необходимых условий в целях удовлетворения жизненных потребностей людей;
• открытость ~ недопустимость манипулирования социальной политикой в популистских целях;
• опора на реальную информационную базу— властные структуры должны опираться на адекватную информацию о ситуации;
• соответствие целям — отсутствие деформаций, связанных с бюрократизмом;
• относительность — никакая социальная политика не может полностью удовлетворить в конкретный момент времени потребности каждого конкретного человека;
• целостность — все звенья и направления государственной социальной поли тики взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы.
Даже частичное отклонение от этих положений, а хуже, выхолащивание их сущности приводит к девиантным формам социальной политики.
Кроме того, социальная политика должна основываться на принципах, кото рые, по мнению некоторых ученых и аналитиков, напрямую определяют её эффек тивность. Приведем наиболее важные из них.
Принцип экономической эффективности и социальной справедливости. Важность этого принципа в том, что он является объединенным. Данный принцип гласит: экономическая эффективность не противопоставляется справедливости и, наоборот — справедливость — экономической эффективности. Реализовать на практике этот принцип крайне сложно, ибо справедливость зачастую не хочет счи таться с экономическими возможностями, а экономическая эффективность — с требованиями справедливости, во всяком случае, с тем, как она понимается теми или иными слоями общества. Все сферы общества гармонично связаны. Гипертрофия социальных потребностей таит в себе серьезные опасности. Но не менее опас на недооценка этих потребностей.
Опыт большинства стран свидетельствует: соотношение заработной платы десяти процентов наиболее оплачиваемой части населения и такой же доли наименее оплачиваемых работников для обеспечения нормального, стабильного раз вития общества — не должно превышать предельно допустимых цифр. В каждой стране они имеют свою специфику, свои нюансы. Но даже если проявить максимальную гибкость, терпимость по отношению к иным точкам зрения, этот показатель применительно к нашей стране не должен превышать соотношения 1:8 - 1:10. Но сегодня он составляет 1:20, а по некоторым исследованиям разрыв еще более значителен. Опасность такого разрыва явно недооценивается многими представителями государственной и муниципальной власти. Названная диспропорция далеко не единственная в сегодняшнем российском обществе. Она коррелирует со многи ми другими.
По данным Н. Римашевской, в нашей стране к бедным могут быть отнесены 51,9% населения, малообеспеченным — 19,1%, среднеобеспеченным — 18,2%, высокообеспеченным — 5,8%, богатым — 3%. «очень богатым» — 2%.[228] Такой раз рыв не только социально несправедлив, но и экономически неэффективен, обрека ет многие слои населения на тяжелейшую фрустрацию, которая подрывает экономический потенциал трудоспособного населения. Осенний кризис 1998 г. значительно обострил эту ситуацию — изменилась структура обеспеченности населения. Те, кто относил себя к высоко- и среднеобеспеченным перешли, в силу сложившихся обстоятельств, в категории с более низким уровнем доходов.
Важное значение имеет принцип единства социальной защиты и самомишты. помощи и самопомощи. Любая форма социальной защиты, а равно и социальной политики, в конкретно-исторических условиях не может соответствовать социальным потребностям, если она не опирается на активность и самоактивность тех, кто нуждается в этой защите. Отсюда вполне справедливы предложения по реформированию пенсионного обеспечения в плане создания именных накопительных счетов граждан, их включение в механизм финансирования пенсий, что позволяет существенно увеличить для получателя ее ежемесячный размер. Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципу примерно в равной пропорции. В тоже время реализация самозащигных механизмов населения в нашем обществе, особенно в провинции, идет крайне медленно в силу пока господствующей в ней патерналистской социальной и политической культуры, ориентирующей человека на помощь извне. Кроме того, нельзя не видеть и того, что утверждение новых, нетрадиционных подходов в России связано с рядом специфических трудностей. Вот одна из них: «активизация одних групп общества, например, правящего слоя, активизирует общественные группы с противоположными ценностями».[229]
Поэтому для утверждения нетрадиционных подходов в социальной политикс необходимы дополнительные усилия, способные нейтрализовать инициируемую ею энергию её оппонентов.
С предыдущим принципом органично связан принцип субсидиарности: те социальные проблемы, которые могут быть решены на локальном организационном уровне, не должны передаваться в ведение более высокой организации. Практическое следование этому принципу развивает способность индивидов, социальных групп, общественных организаций, органов власти к самостоятельным действиям, повышает их ответственность за положение дел на их уровне деятельности. Согласно этому принципу предпочтение в решении социальных проблем должно быть отдано негосударственным органам, что содействует развитию инициативы общественных организаций.
Из первых трех принципов проистекает четвертый — необходимость поиска новых социальных приоритетов и ориентиров, утверждения их в жизни общест ва. При всей важности базисных потребностей — в пище, одежде, жилище, безопасности, социальная политика не может быть ограничена, а тем более исчерпана заботой об их удовлетворении. «Высшие» потребности — в справедливости, добре, красоте, истине — также необходимы человеку. Неудовлетворенность решением этих потребностей вызывает многочисленные социальные аномалии и патологии. Принижение нравственных критериев или тем более отказ от них в деятельности работников социальной сферы содействует её дегуманизации.
Модель эффективной социальной политики должна интегрировать и реинтегрировать общественные связи и отношения, формировать новые социальные общности, обеспечивать реализацию социальных потребностей. Социальная политика, осуществляемая в рамках подобной модели, обеспечивает необходимые гарантии достойного уровня жизни граждан и только в такой ситуации может представля гь собой адекватное управление общественным выбором в условиях противоречивых интересов представителей различных социальных групп с целью гармонизации этих интересов и достижения общественного согласия.
Большинство исследователей выделяет следующие основные направления со циальной политики социального государства:
1) Общие вопросы политики доходов населения.
2) Политика в сфере груда и трудовых отношений.
3) Демографическая политика.
4) Социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.
5) Развитие отраслей социальной сферы.
6) Социальная защита отдельных групп населения (вынужденные мигранты, районы экологического бедствия и т.д.).
7) Миграционная политика.
Очевидно, что реализация социальной политики по указанным направлениям требует развития нормативно-правовой базы, подготовленных кадров, социальной инфраструктуры, разработки специфических механизмов реализации социальных программ.
В предыдущих главах приведены подробные характеристики условий реализа ции социальной политики, поэтому остановимся более подробно на одной из них — социальной инфраструктуре.