Упрощенная система налогообложения. Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом
Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом. Она применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения. Переход или возврат от одной системы к другой осуществляется на добровольной основе.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (по доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности) и вышеуказанных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Сохраняется обычный порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. С1 января 2004 г. в связи с отменой налога с продаж он также будет исключен из совокупности налогов, которые не уплачиваются при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Условия перехода на УСН.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения при следующих условиях:
1) по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без налога на добавленную стоимость). Для
индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено;
2) в уставном капитале доля других организаций составляет не более 25%;
3) средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 человек;
4) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности организации, не превышает 100 млн руб. Остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число месяца, в котором налогоплательщик подает, заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения.
Ограничения по применению упрощенной системы установлены и на определенные виды деятельности. Не вправе ее применять УСН:
организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 1
банки и страховщики;
негосударственные пенсионные фонды;
инвестиционные фонды;
ломбарды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом и (или) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, занимающиеся производством подакцизной продукции, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с начала которого налогоплательщики переходят на эту систему по месту своего нахождения.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов — 100 млн руб., то налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
Объект налогообложения при использовании УСН.
Объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Доходы и расходы признаются по методу оплаты. Расходы на приобретение основных средств имеют свои особенности:
1) средства, приобретенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в расходы в момент ввода их в эксплуатацию при условии их фактической оплаты;
2) если средства приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения, то остаточная стоимость основных средств включается в расходы на приобретение в зависимости
от срока их полезного использования:
срок полезного использования до 3 лет — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
срок полезного использования от 3 до 15 лет — в течение первого года — 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — 20% стоимости;
срок полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Налоговые ставки:
6 % — от дохода;
15% — от дохода, уменьшенного на величину расходов.
Порядок исчисления и уплаты. Налог исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог в размере 1% от доходов, если исчисленная в общем порядке сумма налога по итогам налогового периода меньше минимального либо когда отсутствует налоговая база. В этом случае они вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.
Налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму налога на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% от суммы налога
Уплата единого налога производится не позднее срока подачи налоговых деклараций: по итогам года — 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного квартала — 25-го числа месяца, следующего за кварталом.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, действуют порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Они обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Налоговый контроль
Налоговый контроль — одна из составляющих общей системы финансового контроля, действующей в РФ. Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Финансовый контроль включает:
- бюджетно-финансовый контроль;
- налоговый контроль;
- таможенный и валютный контроль;
- ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль призван обеспечить мобилизацию доходов и проверку законности и целесообразности фактически осуществленных расходов.
Налоговый контроль направлен на проверку своевременного и полного выполнения хозяйствующими агентами и физическими лицами своих налоговых обязательств перед государством.
Таможенный и валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения хозяйствующими органами и физическими лицами положений валютного и таможенного законодательства в целях обеспечения экономической безопасности государства.
Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляются с целью повышения эффективности деятельности предприятий и предупреждению нарушений гражданского и налогового законодательства.
Система органов финансового контроля, действующая в настоящее время в РФ, включает:
— Счетную палату РФ и контрольно-счетные палаты, которые могут создаваться в соответствии с решениями законодательных органов субъектов РФ;
- Министерство финансов РФ и его Департамент государственного финансового контроля и аудита, контрольно-реви-зионные управлениягМинистерства финансов РФ в субъектах Федерации;
- Федеральное казначейство и его территориальные подразделения;
- финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
- Федеральную налоговую службу;
- Министерство внутренних дел (в части функций налоговой полиции);
- Федеральную таможенную службу;
- Центральный банк РФ.
Основная нагрузка по осуществлению налогового контроля возлагается на систему органов Федеральной налоговой службы, основными задачами которой являются:
- контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей;
- учет налогоплательщиков (по категориям, территориям, видам налогообложения, роду деятельности);
- учет поступления налогов по категориям и другим критериям;
- анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
- информирование органов власти о поступлении налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты;
- совершенствование функционирования системы налогообложения (законодательная инициатива, методические раз
работки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);
- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение системы налогообложения.
Межрегиональные инспекции осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, организуют проведение выездных налоговых проверок, следят за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.