Товарооборот х уровень валовой прибыли
IV курс, 7 семестр
Фармацевтический факультет
Дисциплина «Управление и экономика фармации»
ЛЕКЦИЯ № 8
Тема: «Основы экономики аптечной организации».
Анализ и прогнозирование валовой и чистой прибыли.
План.
1.Прибыль с экономической точки зрения.
2.Экономический анализ валовой прибыли.
3.Планирование валовой прибыли.
4.Экономический анализ чистой прибыли.
1.Прибыль с экономической точки зрения.
Прибыль организации -показывает, что все расходы, полностью покрываются доходами от реализации и внереализационной деятельностью.
Функции прибыли организации: -стимулирующая; -оценочная; -инвестиционная; -налогообразующая.
Валовый доход –показатель выручки от продажи товаров, услуг. Средний доход – это валовый доход от продажи единицы продукции. Предельный доход –добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовая прибыль– разница между реализацией в продажных и закупочных ценах. Чистая (экономическая) прибыль– разница между валовой прибылью и валовыми издержками.
2. Экономический анализ валовой прибыли.
Рис. Структура валовой прибыли
На показатель валовой прибыли влияют факторы:
1.Величина объема реализации. ΔВПΔVр=(ΔVр х Увп) / 100%, где ΔVр=Vр отч - Vр баз.
2.Размер торговой наценки. ΔВП ΔТН = (Vр отч х ΔТН) / 100%.
3.Структура ассортимента. ΔВПΔУВП = (Vр отч х ΔУВП) / 100%.
Валовая прибыль измеряется:
-в абсолютных показателях – рублях – разность между объемом реализации в продажных и закупочных ценах;
-в относительных показателях – уровень валовой прибыли (торговая маржа) «маржа» (франц.) – вознаграждение, поощрение:
Δ Σ ВП (Валовой прибыли)
Увп = ————————————————————— х 100%;
Δ Vр (Объем реализации в розничных ценах)
Результаты анализа изменения валовой прибыли в абсолютных и относительных показателях показывают источники покрытия расходов и возможности получения прибыли.
Задачи анализа валовой прибыли:
1.Изучение динамики валовой прибыли;
2.Установление причины отклонения показателей от плановых или базисных данных;
3.Анализ факторов влияющих на показатель ВП;
4.Выявление возможностей увеличения валовой прибыли в прогнозируемый период.
Источники информации:
Бухгалтерская отчетность, в том числе оперативная, данные инвентаризации.
3.Планирование валовой прибыли.
Прогноз валовой прибыли составляют на год и по кварталам. Расчет на следующий год начинается с относительного показателя - уровня валовой прибыли, затем определяют абсолютный показатель в рублях.
Этапы методики планирования ВП:
1.Анализ уровня валовой прибыли за ряд лет,
1.1.выявляется тенденция и переносится на планируемый период;
1.2.определяют уровень валовой прибыли, который бы обеспечил покрытие издержек и получение чистой прибыли.
2.Определяют сумму валовой прибыли:
товарооборот х уровень валовой прибыли
(год, квартал) (год, квартал)
Σ Валовая = ———————————————————————————
прибыль 100%
(год, квартал)
Валовая прибыль, ее уровень, является одним из показателей эффективности деятельности предприятий, показывает величину торговых наложений, приходящихся на рубль реализации. В среднем уровень валовой прибыли у фармацевтических предприятий производителей от 25 до 50%, оптовых 6,4; розничных до 28%. Оптимальное значение до 25%.
4.Анализ чистой прибыли.
На величину чистой прибыли влияют следующие факторы::
1.Величина валового дохода (с увеличением валового дохода увеличивается валовая прибыль).
2.Организация сбыта (с посредниками или без).
3.Структура реализации в зависимости от товарной номенклатуры и цены.
4.Факторы, влияющие на издержки (объем и структуры реализации; цены; внедрение прогрессивных методов лекарственного обеспечения населения; тенденции предельных и средних затрат).
Чистая прибыль рассчитывается в рублях. Относительным показателем является уровень чистой прибыли – рентабельность.
Σ чистой прибыли
Учп или рентабельность = ——————————————————— х 100%