Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе
Спрос —отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляется и в объеме спроса, означающего то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:
·цена блага;
·цены других благ;
·доходы покупателей;
·общее количество покупателей данного блага;
·предпочтительные вкусы покупателей;
·инфляционные ожидания;
·экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Закон спросагласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл (1842–1924).
В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на благо в течение определенного периода времени.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки
На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно, что чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода.Когда цена на благо увеличивается, то потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.
Изменения в спросе.Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.
Почему же сдвигается кривая спроса? Потому что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.
Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типасдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене, и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.
Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса
Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении — влево.
Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 2.3).
Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходыпотребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.
Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.
Из закона спроса имеется одно исключение, названное парадоксом Гиффена. Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837–1910) обнаружил, что в период голода в Ирландии в конце ХIХ в. объем спроса на картофель, цена которого повысилась, значительно возрос. Это объяснялось тем, что картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков. Рост цены на картофель привел к тому, что потребители с низкими доходами отказались от разнообразного рациона и переключились на потребление более дешевых продуктов питания. В связи с тем, что картофель в сравнении с более качественными продуктами был относительно дешевым продуктом, объем спроса на него увеличился.
Современные западные ученые полагают, что первооткрывателем пардокса (эффекта) Гиффена является английский экономист С. Грею (1795–1840), обнаруживший, что чем выше цена хлеба и картофеля, тем больше его потребляют.
Попытки подвести под исключения из закона стоимости некоторые явления действительности имеют место в ряде случаев. Рассмотрим некоторые из них.
Цена как индикатор качества.Конечный потребитель не всегда способен правильно оценить качество блага. Поэтому цену блага он воспринимает как индикатор его качества. Это обстоятельство лежит в основе завышения цен без фактического повышения качества блага. На самом деле наблюдается воздействие посредством цены на суждения покупателей о качестве блага. Следовательно, речь идет об изменении объема спроса путем манипуляции с предпочтениями потребителей, которые используются с целью оспорить действие закона спроса.
Эффект Веблена.Он ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, имеющих высокий социальный статус. Этот статус выполняют те блага, которые не могут приобрести широкие массы, поскольку они обладают высокой ценой. Под эффектом Веблена понимается такое явление в теории потребления, когда покупатели имеют кривую спроса с положительным (вниз и влево) наклоном, поскольку для них характерно демонстративное потребление благ, т. е.
с целью получения полезности не от самого их потребления, а от демонстрации их использования. Например, индивид может приобрести очень дорогую автомашину и эксплуатировать ее не столько как средство передвижения, сколько как способ выделиться перед остальными людьми. Действие эффекта Веблена приводит к тому, что объем спроса на определенное благо оказывается в прямой зависимости от его цены. Эффект Веблена рассматривается как альтернатива теории потребления, которая означает, что объем покупаемого блага находится в обратной зависимости от его цены, т. е. кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Считается, что престижную стоимость имеют не только дорогие блага, но и блага, распределяемые либо бесплатно, либо по льготным ценам.
Эффект ожидаемой динамики цен. Когда цена блага понизилась и покупатели надеются на сохранение этой направленности, то спрос на это благо в данный период времени может уменьшиться. Если же цена блага, наоборот, растет, то спрос на него также может увеличиться, но при условии повышения цен в будущем. Складывается впечатление, что имеет место прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Но это лишь видимость, поскольку в реальной действительности потребители сравнивают действующие (текущие) в данный момент цены с ожидаемыми. Если в дальнейшем произойдет понижение цены, то потребители будут рассматривать ныне действующую цену как сравнительно более высокую и уменьшат спрос. Если ожидается рост цены, то покупатели расценивают действующую цену как сравнительно более низкую и увеличивают спрос. Следовательно, закон спроса не утрачивает своей роли и в данной ситуации.