Требования к оформлению дипломного проекта
Государственное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации - РМЦПК»
Факультет менеджмента и бизнеса
Декан
факультета менеджмента и бизнеса
____________________ Г. А. Гершанок
«____»__________________2012 г.
Методическое пособие
По дипломному проектированию
Для студентов программы «Менеджер по маркетингу»
Пермь, 2012
Общие положения
Дипломный проект представляет собой самостоятельную работу студента, завершающую его обучение и направленную на решение конкретных задач маркетинга на предприятиях и в организациях. Дипломный проект выполняется на материале конкретного вида продукта (услуги) и/или для конкретного предприятия (фирмы). Дипломный проект разрабатывается на основе использования полученных студентом во время обучения теоретических знаний и навыков. Поэтому он позволяет судить об уровне подготовленности специалиста к самостоятельной деятельности в качестве маркетолога.
Тема дипломного проекта выбирается студентом самостоятельно, или по предложению декана факультета. Студент может предложить собственный вариант темы дипломного проекта, исходя из своих индивидуальных интересов и особенностей организации, для которой он выполняет проект. В любом случае тема дипломного проекта согласовывается с деканом факультета.
Тема дипломного проекта должна представлять интерес для предприятия, на материалах которого она выполняется, и касаться тех продуктов или услуг, реализация которых имеет коммерческую перспективу и нуждается в совершенствовании.
Дипломный проект выполняется на основании задания на дипломное проектирование, выданного руководителем проекта, и оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в данном пособии.
Руководитель проекта оказывает методическую помощь студенту в разработке дипломного проекта, контролирует сроки его выполнения и дает заключение о степени готовности дипломного проекта. На основании этого заключения дипломный проект допускается к защите.
Работа над дипломным проектом завершается его защитой перед государственной аттестационной комиссией (ГАК).
2. Методические рекомендации по содержанию
и структуре дипломного проекта
Как правило, типовая структура дипломного проекта содержит следующие разделы:
1. Введение. Во введении автор дипломного проекта должен обосновать выбор темы, ее актуальность для предприятия, на котором выполняется этот проект, и экономическую перспективность товара (услуги), маркетинг которого является объектом проектирования. В связи с этим во введении надо дать самую общую характеристику предприятия (фирмы) и товара (услуги). Во введении также должны быть сформулированы проблема, цель и задачи дипломной работы.
2. Теоретическая глава. В этой части дипломной работы на основе изучения учебников, специальной литературы и материалов, опубликованных в периодической печати, дается характеристика современного состояния теории по данной проблеме, вводится система основных понятий и терминов, которые потом будут использованы в последующих частях работы. В этой главе определяются существующие методы исследования данной проблемы, а также возможные способы ее решения. Теоретическая глава представляет собой основу для аналитического и проектного разделов дипломной работы.
3. Аналитическая глава может иметь различную структуру и содержание в зависимости от особенностей предмета и темы дипломного проекта.
Если дипломная работа носит исследовательский характер, т.е. посвящена изучению либо рынка определенного товара, либо поведения покупателей определенных товаров (или потребителей определенной услуги), то аналитическая глава является основной. В этом случае она должна содержать программу проведения исследования, обоснование выбора исследовательских методов, описание процесса проведения самих исследований и анализ полученных результатов.
Если же дипломная работа носит проектный характер, то аналитическая глава представляет собой изложение и анализ информации, необходимой для разработки и обоснования проектного решения поставленной проблемы, а также методов и процесса ее получения. Эта глава завершается выводами о возможных направлениях практического использования содержащихся в ней знаний.
4. Проектная глава. В ней на основе теоретического описания имеющихся методов решения маркетинговых проблем и выводов, полученных в аналитической главе, разрабатывается программа конкретных мероприятий, обеспечивающих решение имеющихся проблем или реализацию выявленных коммерческих возможностей.
Решения, предлагаемые автором проекта, должны быть подробно разработаны. Для них должны быть определены временные, пространственные и объемные параметры, указаны исполнители и сроки выполнения, определены затраты времени и средств, необходимых
для реализации предлагаемой программы, а также обоснована их экономическая целесообразность и эффективность.
Эта глава является основной в том случае, если дипломная работа представляет собой разработку определенного проекта или программы. Если же дипломный проект носит характер исследования рынка или поведения потребителей, то в проектной главе должны содержаться разработки программ, позволяющих реализовать возможности маркетинга продуктов и услуг, а также обоснование экономической эффективности этих программ.
5. Заключение. Заключительный раздел дипломной работы содержит краткие выводы по всем ее разделам, в том числе обобщающую оценку эффективности выбранных решений, а также дальнейшие действия по решению выявленных проблем или реализации обнаруженных возможностей.
Общим требованием для аналитического и проектного разделов в работе является детальное информационное обоснование всех выводов. Для этого вся используемая информация должна носить количественный характер. При этом следует указать источники этой информации, методы ее получения и анализа. Во всех случаях, когда это только возможно, информация должна быть представлена в графической или табличной форме.
В каждом конкретном случае структура дипломной работы определяется темой и особенностями объекта исследования. Она разрабатывается студентом по согласованию с руководителем и может отклоняться от типовой.
3. Тематика дипломных проектов по маркетингу
и их примерная структура
3.1. Маркетинговые исследования рынка определенного товара.
Цель исследований в дипломной работе (увеличение объемов продаж, проведение позиционирования на рынке и т.д.).
Общая характеристика маркетинговых исследований рынка и последовательность этапов их проведения.
Методы изучения рынка.
Изучение структурных характеристик рынка товара (ёмкость, эластичность продукта и т.д.).
Экономико-технологические и эксплуатационные характеристики товара.
Сегментация рынка.
Уровни цен и тенденции их изменения.
Характер конкуренции на рынке товара. Конкурентные позиции на рынке. Стратегии конкурентов и их маркетинговые действия.
Виды и разновидности товара, их марки и их позиционирование.
Функции товара с точки зрения его потребителей.
Позиционирование товара.
Мероприятия по увеличению сбыта товара и их экономическое обоснование (затраты / результаты).
3.2. Разработка маркетинговой стратегии предприятия
Понятие маркетинговой стратегии. Типы маркетинговых стратегий. Факторы, определяющие выбор маркетинговых стратегий. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Анализ его маркетинговой и сбытовой деятельности. Стратегия предприятия.
Технико-экономическая, технологическая и потребительская характеристики производимых продуктов. Анализ рынка этих продуктов.
Тенденции динамики спроса, предложения и уровня цен. Целевые сегменты рынка. Позиции предприятия на рынке этих продуктов. Основные конкуренты и их маркетинговые и сбытовые стратегии. SWOT-анализ.
Основные проблемы маркетинга на предприятии. Определение стратегических целей маркетинга. Выбор маркетинговой стратегии предприятия. Финансовое обеспечение реализации этой стратегии.
3.3. Разработка программы продвижения товара на рынок
Цели и задачи продвижения товара.
Значение и содержание программы продвижения товара.
Анализ собранной информации и выбор коммуникативных средств маркетинга.
Разработка программы рекламной кампании.
Ожидаемая эффективность кампании и способы ее измерения.
Формирование спроса.
Стимулирование сбыта: система скидок.
Выбор формы продаж.
Использование PR-технологий.
Составление бюджета рекламной кампании и других программ продвижения товара на рынок.
3.4. Разработка политики ценообразования предприятия
Цена как элемент маркетинговой стратегии предприятия. Способы ценообразования и принципы их выбора. Анализ потребительской и экономической ценности товара для потребителя.
Взаимосвязь цены товара и его качеств и потребительских свойств.
Анализ динамики спроса и предложения данного товара.
Тенденции динамики уровня цен.
Ценовая и сбытовая политика конкурентов.
Структура затрат производства товара на предприятии.
Выбор стратегии ценовой конкуренции.
Экономическое обоснование этого выбора.
3.5. Проектирование организации маркетинга в компании
Общие принципы и формы организации маркетинговой деятельности на предприятии.
Организационно-экономическая характеристика предприятия.
Анализ маркетинговой деятельности на предприятии.
Стратегия предприятия.
Технико-экономическая, технологическая и потребительская характеристики производимых продуктов.
Анализ рынка этих продуктов.
Тенденции динамики спроса, предложения и уровня цен.
Целевые сегменты рынка.
Основные конкуренты и их маркетинговые и сбытовые стратегии.
Основные проблемы маркетинга на предприятии.
Определение стратегических целей маркетинга.
Проектирование маркетинговой службы на предприятии, ее кадровое и финансовое обеспечение.
Ожидаемые результаты.
3.6. Исследование поведения потребителей определенного товара
Понятие «поведение потребителей» и его содержание. Значение изучения поведения потребителей для маркетинга. Методы изучения потребительского поведения. Экономико-технологические и эксплуатационные характеристики товара.
Виды и разновидности товара, их марки и их позиционирование.
Способы потребления товара.
Формы и способы продажи товара.
Функции товара с точки зрения его потребителей.
Особенности восприятия товара его потребителями.
Типология потребителей данного товара.
Сравнительная важность характеристик данного товара с точки зрения потребителей.
Источники информации о товаре.
Принятие решения о покупке данного товара.
Послепокупочное поведение и оценка приобретенного товара.
Маркетинговые решения, основанные на изучении поведения потребителей товара и их экономическое обоснование.
Требования к оформлению дипломного проекта
1. Дипломный проект должен быть напечатан на компьютере шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12, через 1,5 интервала. Размер дипломного проекта должен составить от 40 до 85 страниц. Образцы вопросников, анкет, карт наблюдения, других инструментов, использованных при проведении исследований, копии официальных документов, а также рекламных и прочих иллюстративных материалов могут быть помещены в Приложении (в объем основной части проекта не входят).
2. Титульный лист представляет собой заполненный бланк установленного образца. Далее следует «Содержание проекта» — перечень глав, разделов и параграфов с указанием страниц.
3. Страницы теста имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, и проставляются внизу страницы по центру.
4. Каждый раздел текста проекта начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом размером 16 пунктов.
5. Все графические материалы, кроме таблиц, имеют подзаголовок «Рисунок». Каждый график, диаграмма и таблица должны иметь свой заголовок, отражающий их цель и содержание.
6. Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.3.2. - второй раздел третьего параграфа первой главы). Введение и заключение не нумеруются.
7. Графические материалы также имеют сквозную нумерацию, которая привязана к нумерации соответствующего параграфа. Например: Таблица 3.4.12. - 12-ая таблица 4-го параграфа третьей главы. Для таблиц и для рисунков должная быть раздельная нумерация.
8. Каждое приложение имеет свой номер, на который, в случае необходимости, можно сослаться в тексте работы (Например: См. Приложение 3).
9. В конце текста дипломного проекта приводится Библиография - перечень использованных источников, пронумерованных и представленных в алфавитном порядке. Книги в этом перечне должны содержать фамилии авторов, полное название, место и год издания, издательство и количество страниц в книге.
Например:
Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
Журнальные и газетные статьи в списке должны содержать указание на авторов, название статей, название периодического издания, год и номер выпуска, страницы, на которых помещена статья.
10. Если автор диплома хочет сделать ссылку на какой-то использованный им источник, он должен привести в квадратных скобках номер этого источника в библиографическом списке.
Защита дипломного проекта
Для защиты своего дипломного проекта студент должен представить:
а) текст дипломной работы,
б) отзыв руководителя,
в) иллюстративный материал для проведения защиты.
Иллюстративный материал для защиты представляет собой несколько слайдов. На них выносятся наиболее важные с точки зрения содержания проекта таблицы, диаграммы, графики и схемы. Этот материал автор дипломного проекта отбирает в процессе подготовки его к защите. Слушатель также составляет план выступления на защите.
В этом выступлении следует кратко и последовательно изложить полученные в ходе подготовки дипломной работы основные исследовательские результаты и практические решения, а также изложить их необходимое обоснование. При этом необходимо активно использовать подготовленный иллюстративный материал. На все выступление дается 7-10 минут, после чего следуют вопросы членов Государственной аттестационной комиссии. Затем секретарь комиссии знакомит присутствующих с содержанием отзыва руководителя проекта и рецензии на проект (в случае ее наличия). Автор диплома имеет право ответить на замечания рецензента.
Оценка защиты дипломного проекта производится на основании оценок следующих моментов защиты (с учетом мнения руководителя проекта и рецензента):
а) оформление дипломного проекта,
б) содержания дипломного проекта,
в) выступления студента на защите,
г) его ответов на вопросы,
д) оформления и характера иллюстративного материала.