Основные положения по созданию системы управления качеством и ее этапы
Основной задачей каждого предприятия независимо от формы собственности, типа подчиненности и других определяющих факторов должно быть качество его продукции.
Для обеспечения выполнения задач, определенных политикой предприятия в области качества, должна разрабатываться и внедряться система менеджмента качества (СМК). Соответствие системы качества конкретному виду деятельности предприятия и продукции, которую оно производит, имеет принципиальное значение для обеспечения максимальной эффективности этой деятельности с точки зрения увеличения доходов и снижения расходов предприятия и степени риска как самого предприятия, так и потребителя.
Система качества создается и внедряется как средство достижения надлежащего уровня качества, его постоянного улучшения и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Необходимость создания СМК обусловливается не только требованиями, предъявляемыми к качеству продукции, но и необходимостью получения лицензионных и сертификационных разрешений на деятельность предприятия.
Система качества разрабатывается поэтапно, в том числе:
1. Организация работ по разработке СМК.
2. Документирование системы, в том числе:
разработка "Руководства по качеству" - документ, излагающий политику в области качества и описывает систему качества организации.
создание внутрифирменных документов (стандартов), методик, инструкций и других документов, утверждают процедуры, а также ответственность руководства и персонала).
3. Внедрение и корректировки системы по результатам проверок.
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, его структуры, перечня лицензируемых видов продукции, работ и услуг, а также дополнительных других требований. Создаваемая система разрабатывается для каждого вида продукции, поэтому на том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества может включать подсистемы качества по определенным видам продукции.
На сегодняшний день создание систем качества регламентируется государственным стандартом ДСТУ ISO 9001-2015, что способствует принятию процессного подхода в разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей по выполнению его требований.
Преимущество процессного подхода состоит им непрерывный контроль над взаимосвязями отдельных процессов в рамках их системы, а также за их объединением и взаимодействием.
Изображенная на рис. 4.1 модель СМК, в основу которой положен процесс, иллюстрирует связь между процессами и показывает, что потребители играют существенную роль в определении входных, так и выходов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации, связанной с восприятием заказчиком выполнения его требований. Изображенная на рисунке модель охватывает все требования стандарта ДСТУ ISO 9001-2015, но не показывает процессы.
Рис. 4.1. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе ISO 9001-2015.
Ко всем процессам может применить методологию, известную как "Планируй-выполняй-проверяй-действий" (на английском языке «Plan-Do-Check-Act (PDCA)»), которую можно кратко описать следующим образом:
Планируй - устанавливает цели и процессы, необходимые для получения результатов, которые соответствуют требованиям заказчика и политику организации.
Выполняй - внедряет процессы.
Проверяй - соизмерение процессов и продукции, исходя из политики, целей и требований к продукции, а также отчитывайся о результатах.
Действуй - мероприятия для постоянного улучшения функционирования процесса.
В соответствии со стандартом ДСТУ ISO 9001-2015, процессный подход к управлению качеством продукции повышает ответственность руководства предприятия в вопросах выполнения своих обязанностей при разработке, внедрении, функционировании и совершенствовании системы. Он направлен на удовлетворение потребностей потребителей и растущих требований к качеству, а также повышает эффективность управления ресурсами и процессами и т.д.
Основные принципы управления качеством при создании системы следующие:
· ориентация на заказчика (потребителя);
· лидерство, при котором руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Они создают и поддерживают внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач, стоящих перед организацией;
· привлечение работников, дает возможность использовать их способности на пользу организации;
· процессный подход;
· системный подход к управлению;
· постоянное улучшение;
· принятие решений на основе фактов;
· взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками.
При создании на предприятии СМК используется комплекс стандартов, обеспечивающих всестороннее обоснование и регламентацию создания и функционирования систем качества.
Комплекс стандартов в Украине включает в себя:
ДСТУ ISO 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
ДСТУ ISO 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования ";
ДСТУ ISO 9004-2001 Системы менеджмента качества. Руководства по улучшению деятельности;
ДСТУ ISO 10011-1-97 Руководства по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;
ДСТУ ISO 10011-2-97 Руководства по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные требования к аудиторам систем качества;
ДСТУ ISO 10011-3-97 Руководства по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок;
ДСТУ ISO 10013: 1995 Руководящие указания по разработке "Руководства по качеству";
ДСТУ ISO 19011:2011, содержащий рекомендации по аудиту систем управления качеством окружающей природной среды;
ДСТУ 1.0-93, ДСТУ 1.2-93, ДСТУ 1.3-93, ДСТУ 1.4-93, ДСТУ 1.5-93, которые определяют требования и процедуру создания стандартов.