Структура и функции финансовой системы
В условиях существования развитых товарно-денежных отношений важная роль в экономике принадлежит финансовой (от лат. financia -платеж, доход) системе.
Финансы представляют систему сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.
Финансовые отношения складываются и поддерживаются между субъектами функционирующего рыночного хозяйства: государством, с одной стороны, и предприятиями, фирмами, населением, общественными организациями, с другой. Это денежные отношения между предприятиями, внутри их, между предприятиями (фирмами) и банками. В соответствии с общей природой экономических систем выделяют два основных принципа организации финансовой системы.
Принцип демократического централизма присущ командно-административной системе. По такому принципу была построена финансовая система в СССР, где все финансовые учреждения страны были обязаны исполнять директивные указания центра. Все финансовые средства аккумулировались в государственном бюджете и оттуда перераспределялись между нижестоящими звеньями.
По принципу фискального федерализма построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Государственные, федеральные бюджеты и налоги в них отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики, с одной стороны, государством или федерацией в целом, а с другой стороны - участниками федерации и муниципалитетами.
После перехода РФ к новым экономическим отношениям в 1991 г. финансовая система нашей страны стала строиться по принципу фискального федерализма. В соответствии с административно-территориальным устройством России она имеет трехступенчатую
структуру:
1) федеральный бюджет и налоги;
2) бюджеты и налоги субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга);
3) бюджеты и налоги местных органов самоуправления.
В целом структура финансовой системы может быть представлена
следующим образом:
• государственные финансы, включающие в себя централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства;
• региональные финансы - территориальные денежные фонды, привлекаемые для экономического и социального развития
регионов;
• финансы предприятий и отраслей, т.е. денежные фонды, предназначенные для решения производственных и социальных проблем на уровне предприятий и отраслей.
Рис. Состав единой системы налогообложения в Российской Федерации
Перечисленные здесь финансы взаимосвязаны и представляют в стране финансовую систему, т.е. систему отношений между экономическими субъектами в формировании и использовании фондов денежных средств через соответствующие экономические органы (государства, регионов, предприятий) на основе законодательно установленных нормативов.
В полном объеме функции финансов проявляются на государственном, общенациональном уровне:
•аккумулирующая - создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;
•регулирующая - стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем;
• распорядительная - формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения и особенно через госбюджет;
• контрольная - обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.
Все элементы финансовой системы функционируют на основе взаимозависимости и составляют финансовый механизм, включающий финансовую систему как его основу, организацию деятельности финансовых органов и подразделений, разработку и социальную направленность финансовой политики, подготовку кадров для финансовой деятельности.