Отсутствие стимулов к обновлению парка подвижного состава, в котором осуществляются перевозки в регулируемом сегменте

По данным АО «ФПК» в период с 2015 по 2018 гг. ожидается существенный объем выбытия из эксплуатации парка вагонов регулируемого сегмента. Планируемый объем закупки подвижного состава существенно ниже объема выбытия, и планируемый дефицит может составить более 3700 вагонов. Поскольку долгосрочный государственный заказ на перевозку в регулируемом сегменте отсутствует, тариф регулируется, а объемов выделяемых субсидий для полной компенсации выпадающих доходов перевозчика недостаточно, то перевозки в регулируемом сегменте генерируют убыток и стимулы по обновлению подвижного состава отсутствуют [7, 8].

Даже в случае принятия в ближайшее время закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», начала формирования государственного заказа на перевозки и полной компенсации выпадающих доходов – перевозчик не будет способен к обновлению парка вагонов регулируемого сегмента темпами, достаточными для ликвидации дефицита. Учитывая объем выбытия парка, необходима разработка и применение соответствующих мер государственной поддержки. В качестве решения может выступать субсидирование лизинговой ставки на приобретение подвижного состава регулируемого сегмента по аналогии с авиацией, где субсидирование лизинговой ставки применяется при приобретении воздушных судов отечественного производства и воздушных судов, предназначенных для осуществления региональных перевозок. Поскольку 2016 год – год пассажира в ОАО «РЖД», целесообразным была бы замена плацкартных вагонов на двухэтажные вагоны с местами для сидения, что позволит увеличить комфорт для пассажиров, повысить пропускную способность инфраструктуры и снизить эксплуатационные расходы перевозчика.

Таким образом, можно выделить несколько предложений относительно совершенствования государственной политики в области распределения транспортной работы между видами транспорта и поддержки перевозок пассажиров:

1. принятие закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», что позволит создать определенную нормативную базу в области взаимодействия государства и перевозчика

2. определение приоритетного вида транспорта на каждом конкретном маршруте; минимизация пересечений маршрутов, на которых субсидируются перевозки несколькими видами транспорта, что повысит эффективность использования бюджетных средств

3. субсидирование лизинговой ставки при приобретении подвижного состава, используемого для перевозки пассажиров в регулируемом сегменте

Мероприятия по решению данных проблем в сфере пассажирского сообщения в дальнем следовании железнодорожным транспортом в целом повысят эффективность работы транспортной системы страны, потенциал мобильности населения и инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О федеральном бюджете»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1321 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении»

5. Постановление Правительства РФ от 29.04.2014 № 388 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении»

6. Проект закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»

7. Выбор оптимальной организационно-правовой формы для пассажирского комплекса дальнего следования Аникеева-науменко Л.О., Лукашенков А.М. Экономика железных дорог. 2009. № 8. С. 19.

8. Методика учета мультипликативного эффекта от повышения качества использования грузовых вагонов Соколов Ю.И., Аникеева-Науменко Л.О. Экономика железных дорог. 2014. № 2. С. 21.

УДК 033

Наши рекомендации