Освещение антикриминальной тематики.
Наибольшее внимание в СМИ уделяется рассмотрению тем, связанных с экономической преступностью, преступлениями против личности и против собственности, с детской и подростковой преступностью, причем, как правило, речь идет именно о преступных деяниях. Анализ факторов, вызывающих преступления, способствующий формированию личности преступника и приводящих к росту преступности, встречается весьма редко. Несмотря на достаточное число публикаций по проблемам преступности современных интерент-сми, уровень большинства из них характеризуется неглубоким проникновением авторов в суть этого негативного явления, порождаемого их некомпетентностью и недостатком специальных знаний.
Сказываются отсутствие должного взаимопонимания между журналистами и представителями правоохранительных органов, слабое представление названными сторонами о функциях, задачах и способах деятельности друг друга, а также установка работы правоохранительных органов на закрытость важной для общества инфы или ограничения доступа к ней.
Однако, формируя уже в период подготовки специалистов в области СМИ и права установку на взаимное доверие, уважение, готовность быть полезными друг другу, можно добиться высокоэффективного участия прессы антикриминальной борьбе.
Предметная зона работы интернет-сми в освещении антикриминальной проблематики:
1. преступления как форма поведения, вид деятельности и образ жизни. В центре внимания СМИ – преступления как особая форма поведения, вид деятельности и образ жизни, являющиеся антисоциальными по существу, поскольку вносят дисбаланс в отношении людей, оборачиваются социальным злом и способны причинить ущерб моральным, экономическим, государственным устоям общества.
2. работа в гос органах и общественных организациях по охране правопорядка.Не менее нуждаются в общественном внимании усилия в борьбе с преступностью, работа гос систем и органов, которые непосредственно занимаются охраной правопорядка и помогающий им добровольных общественных организаций. Для оперативного и компетентного освещения данной проблематики журналистам полезно установить контакт с пресс-службой и обрести в процессе сотрудничества надежных информаторов из числа работников правоохранительных органов.
3. освещение нравственного климата общества, уровня его правовой культуры. Нельзя обойтись без освещения в СМИ нравственного климата общества, уровня его правовой культуры, умонастроения по отношению к преступности как к явлению и всем ее элементам, прежде всего – к виновным к совершению преступлений и их жертвам.
4. предупреждение преступности. Предупреждение преступности выходит за рамки юридической системы и рассматривается как особая форма социального регулирования, в которой взаимодействуют разные элементы, имеющие как правовую, так и не правовую природу: экономическую, социально-политическую, религиозную и морально-нравственную.
5. контроль процессов правотворчества и правоприменения. Не менее остро стоит вопрос о социальном контроле через СМИ процессов правотворчества и правоприменения, поскольку от них напрямую зависят и санкции в отношении нарушителей правозакона и предупреждение преступного поведения. При этом правоохранительные органы не должны препятствовать выявлению, анализу и общественному порицанию работы своих коллег (пример избиения слепого в метро), в противном случае информация о подобном укрывательстве должна становиться достоянием общественности.
Что касается претензий со стороны работников правоохранительных органов журналиста, то зачастую они сводятся к следующему: во многих публикациях ярко выражен недостаток юридических знаний, пренебрежение к правовым требованиям, бездумное использование специализированной лексики и терминов.
Особое внимание следует уделять публикуемым данным, если они касаются личности потерпевшего, в этом случае от журналиста требуется не только правовая подготовка, но и особо тщательное соблюдение морально-этических норм.
Автор публикации, затрагивающий чьи-либо правовые интересы, обязан не только обезопасить себя от судебного преследования за клевету, оскорбления, ущемление чести и достоинства, деловой репутации, но и в первую очередь предотвратить малейшую возможность нанесения морального, материального или физического вреда каким-либо лицам упомянутым в материале.
Недопустимо выдвигать обвинения и выносить приговоры при отсутствии доказательной базы и решения суда.
Главный силовых ведомств в Республике Беларусь –
Министр внутренних дел РБ – Игорь Анатольевич Шуневич, генерал-лейтенант милиции.
Председатель Комитета государственной безопасности – Валерий Павлович Вакульчик, генерал-лейтенант.
Генеральный прокурор РБ Александр Владимирович Конюк, государственный советник юстиции первого класса.
Председатель следственного комитета РБ – Иван Данилович Носкевич, полковник юстиции.
Статистика по преступности за 2014 г. Было зарегано в Беларуси 93 тыс 932 преступления. Уровень преступности в расчете на 10 тыс населения составил 99,2. Число убийств и покушений на убийства составило 434. Особо неблагополучное положение сложилось в Гомельской области, где количество убийств, совершенных на почве семейно-бытовых отношений возросло в 3 раза по сравнению с предыдущим годом и составило 29. В Минской и Брестской областях число таких преступлений увеличилось на 50%. Выросло до 2270 количество особо тяжких преступлений в основном засчет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.