Затраты на производство, их структура и классификация
Капитал как экономическая категория
Следует подчеркнуть, что возникновение различных мнений, взглядов и подходов к трактовке сущности капитала, обусловлено экономическими законами развития: ростом производительных сил общества, углублением товарно-денежных отношений, концентрацией производства и капитала, а также глобализационными процессами в экономике.
В отечественной экономической литературе капитал рассматривается тоже из разных подходов. Заслуживает внимания позиция ученых А. А. Устенко, С. В. Мочерного и С. В. Фомишина, которые утверждают, что «Капитал — это экономическая категория, которая имеет свой вещественное содержание и общественную форму». Представляет определенный интерес и мнение В. А. Рыбалкин, М. А. Хмелевского, которые считают, что «Капитал — это:
1) самовозрастающая стоимость, 2) производственные отношения между наемными работниками и собственниками средств производства, 3) движение стоимости «. Известный экономист А. С. Гальчинский, рассматривая денежный, ростовщический и ссудный капиталы, отмечает: «Капитал как фактор производства имеет свои особенности и является производным фактором, экономическое применение которого — результат производства». В. Д. Базилевич приводит следующее определение: «Капитал — самовозрастающая стоимость; вложения, позволяющие получить доход».
Анализируя взгляды на капитал отечественных ученых, можем заметить, что в своих толкованиях они берут за основу вышеизложенные общие подходы, рассматривая капитал как экономическую категорию, которая имеет свой материально-вещественное содержание и общественно-экономическую форму. В приведенных определениях капитала обращено внимание на то, что это одна из форм богатства, которая используется для накопления и удовлетворения потребностей общества.
Одной из ключевых потребностей человека, является безопасность, поэтому наряду с привлечением и накоплением капитала для государства, также является приоритетной задача по развитию армии. Россия — великая страна, у нас светлое будущее, которое сделала армия России. И во многом именно благодаря армии, для России открыты пути для сотрудничества со многими странами, менее развитыми в этом направлении.
Затраты на производство, их структура и классификация
Затраты на производство и реализацию продукций, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат на производство зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, – один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.
Реальный состав затрат на производство и реализацию продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 5521 с последующими изменениями и дополнениями2. В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп.
В соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», вступивших в действие с 1 января 2002 г., расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на четыре группы: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
Остановимся подробнее на содержании каждой из этих групп. В состав «Материальных затрат» включаются покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции.
Конкретно — это основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, покупная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями.
Стоимость материальных ресурсов, учитываемых в данной группе, складывается из цен их приобретения (без учета НДС), наценок и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, брокеров, таможенных пошлин и платы за перевозку, хранение и доставку сторонними предприятиями.
Из стоимости материальных ресурсов, учитываемых в данной группе, исключается стоимость возвратных отходов, т.е. таких, которые ввиду полной или частичной утраты потребительских свойств используются с дополнительными расходами или не используются вообще в качестве материальных ресурсов. Однако если полноценные материалы передаются в другие цехи и используются при производстве других видов продукции, то они не относятся к возвратным отходам.
Состав второй группы «Затраты на оплату труда» весьма разнообразен. Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемым работникам в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штатов; единовременные вознаграждения за выслугу лет; оплата учебных отпусков рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных учебных заведениях, в заочной аспирантуре; оплата труда не состоящих в штате предприятия лиц за работу на договорных условиях, другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.
Не все выплаты работникам предприятия включаются в себестоимость продукции. Не включаются в затраты на производство такие расходы на оплату труда, как премии, выплачиваемые за счет специальных средств и целевых поступлений, материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, оплата дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям, единовременные пособия при уходе на пенсию, дивиденды (проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива; компенсации в связи с удорожанием питания в столовых, буфетах; оплата проезда к месту работы, оплата путевок на лечение, экскурсии и путешествия, занятия в спортивных секциях, посещения культурно-зрелищных мероприятий, подписки и приобретения товаров для личных нужд работников и другие затраты, производимые за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации.
В третью группу затрат на производство и реализацию продукции включены «Отчисления на социальные НУЖДЫ». ЭТО обязательные платежи во внебюджетные фонды с 2001 г., взносы в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога.
Четвертым элементом состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов».
В этой части отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном случае производятся амортизационные отчисления на полное восстановление не только по собственным, но и арендованным основным фондам.
В случае бесплатного предоставления основных фондов (а именно помещений, инвентаря) предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, и медицинским учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в медпунктах на территории предприятий, амортизационные отчисления от стоимости этих основных фондов также включаются в состав расходов.
При проведении в соответствии с законом индексации начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов образовавшаяся сумма прироста амортизационных отчислений отражается в составе затрат по данному, элементу.
Пятую, но отнюдь не последнюю по важности и разнообразию группу затрат на производство и реализацию продукции представляют «Прочие затраты». В эту группу включаются некоторые виды сборов и платежей. Здесь отражаются также отчисления в специальные внебюджетные фонды, в частности, в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИР и ОКР, сформированные с января 1994 г. в размере 1,5 % себестоимости реализуемой продукции.
7(2)
2. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ – ИНФЛЯЦИИ.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В ХІХ веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны.
В мире нет стран, где бы во второй половине ХХ в. не существовала инфляция.
Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала
явно ослабевать, - циклическим кризисам.
Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от латинского inflatio) означает “вздутие ”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Лаконично инфляции можно дать еще и такое определение: инфляция – это повышение общего уровня цен.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему значение всеобщего эквивалента.
Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой ценовой, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, которая проявляется прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Но не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический. Современная инфляция испытывает воздействие многих факторов, как денежных, так и неденежных.
Инфляция обычно измеряется индексом потребительских цен (ИПЦ), который одновременно свидетельствует об изменении жизненного уровня населения.
Исходным для ИПЦ является «потребительская корзина» – набор товаров и услуг, покупаемых среднестатическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (квартала, месяца). Стоимость корзины за прошлый год, месяц берется за базу, отправную точку при измерении инфляции. Допустим, базисным для нас является 1998 год, когда стоимость корзины составляла 60 грн. в месяц. Затем, используя средневзвешенные ценовые показатели, исчисляется стоимость этой корзины в ценах 1999 года. Пусть она равняется 90 грн. в месяц. После этого можно определить ИПЦ за 1999 год. В нашем примере он составит
90 100 = 150
60
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, и разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1998 г. индекс цен на потребительские товары был равен 142, а в 1999 г. – 150, то уровень инфляции для 1999 г. вычисляется следующим образом:
150 – 142 100 = 5,6%
142
Подобный подход к измерению инфляции имеет свои недостатки. Сохранение твердого набора товаров и услуг в потребительской корзине (изменения в наборе происходят обычно через 8-10 лет) не учитывает порою весьма стремительных перемен в реальной структуре потребления. В него входят новые товары, а некоторые традиционные отступают на задний план. По оценкам Института Социально-экономических проблем народонаселения, доля продуктов питания, составлявшая у нас в 80-е гг. около половины стоимости потребительской корзины, поднялась в
1992 г. до 80-90%.
Инфляцию делят на классическую и современную.
Классическая имела место в XVII-XIXв. Характерной чертой являлся временный характер. Она возникала в чрезвычайных ситуациях, преимущественно во время войны, когда государство финансировало военные финансовые потери с помощью денежного станка. Классическая инфляция, как правило, была гиперинфляцией.
Современная инфляция делится на несколько видов. С позиции роста цен различают:
Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Многие современные экономисты считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Она позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.Ø
Галопирующая инфляция при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год. Является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.Ø
Гиперинфляция наиболее губительна для экономики. Представляет собой астрономический рост количества денег в обращении, и как следствие – катастрофический рост товарных цен. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший ущерб населению, разрушается национальное хозяйство. Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако новейший пример с Сербией показал, что это еще далеко не предел. В результате экономического эмбарго Мирового Сообщества против этой бывшей республики Югославии годовой рост цен составляет 3000000000%. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.Ø
Если рассматривать инфляцию с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, то можно выделить:
1. Сбалансированную инфляцию
2. Несбалансированную инфляцию
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходиться лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
В Украине и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п. Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. В такой ситуации возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости, инфляцию делят на:
ОжидаемуюØ
НеожидаемуюØ
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая – возникает стихийно и прогноз здесь невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: ели все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут , скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т.д.). Никто, таким образом, существенно не пострадает даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожиданности роста цен даже на 10% (умеренная инфляция) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит существенного экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой – особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Экономисты различают также такие типы инфляции, как:
Инфляция спросаØ
Инфляция издержек (предложения)Ø
Традиционно, изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров». Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В СНГ это не так: дефицитный спрос нарастает, незагруженность мощностей увеличивается, номинальная доходность операций растет. Предприятиям выгоднее меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.
Инфляция предложения (издержек) может быть вызвана ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и т.д.).Примером здесь могут служить последствия мирового нефтяного кризиса 70-х гг. Участники Организации стран – экспортеров нефти ограничили общее предложение нефтепродуктов и резко повысили цены. Процесс этот охватил, как водится, и другие энергоносители, а затем, поскольку энергия – важный компонент практически любого производства, результатом явилась широкая волна инфляции со стороны издержек, спровоцировавшая падение экономической активности.
Инфляцию со стороны издержек стимулируют косвенные налоги, акцизы. Составным элементом издержек производства являются расходы на зарплату. Рост зарплаты в условиях инфляции вполне естественен и закономерен. Однако опыт Запада свидетельствует о том, что порою мощные профсоюзы добиваются значительного увеличения оплаты труда, предвосхищая дальнейшее развитие инфляции.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют.
ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен – инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные.
Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли сопровождается повышением общего уровня цен.
Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастет спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:
1. Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто это дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
|
|