Реализация кластерной политики
Действенным механизмом, призванным улучшить инвестиционный климат региона, способным привлечь инвестиции в реальный сектор экономики, содействовать ее модернизации, должно стать создание и развитие в автономном округе промышленных кластеров как структур, формирующих максимально комфортные условия для формирования новых производств. На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры целесообразно создание и развитие нескольких отраслевых «полюсов роста»- промышленных кластеров, в том числе, газохимического, лесопромышленного, горнопромышленного, строительного и агропромышленного кластеров.
При формировании кластерных структур в первую очередь должна приветствоваться реализация инвестиционных проектов, реализуемых на существующих и планируемых инвестиционных площадках в рамках создаваемых промышленных кластеров, что позволит увеличить эффект от концентрации на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры взаимосвязанных субъектов экономической деятельности: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских и образовательных организаций и др.
Формирование и поддержку функционирования промышленных кластеров целесообразно осуществлять за счет собственных средств участников кластера (промышленных предприятий), а также посредством предоставления субсидий из федерального бюджета инициаторам совместных проектов (участники промышленного кластера, которые осуществляют затраты на реализацию совместного проекта) промышленных кластеров.
Субсидии из федерального бюджета являются источником финансового возмещения части затрат инициаторов совместного проекта и предоставляются на:
- осуществление лицензирования деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг;
- проведение сертификации продукции, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также стандартов, технических регламентов и других документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции, работам, услугам (в том числе на международном уровне);
- проведение сертификации (ресертификация, инспекционный контроль) системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда на соответствие национальным и международным стандартам; аттестации (валидация, переаттестация) и сертификации производства, оборудования, в том числе испытательного;
- осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения и (или) по дополнительным профессиональным программам по подготовке и повышению квалификации инженерно-технических кадров, имеющих лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию;
- разработку нормативной и методической документации систем планирования, расчета, учета и контроля затрат производства, а также производственных систем, основанных на применении технологий бережливого производства, имеющих лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию;
- оплату лизинговых платежей инициаторов совместного проекта за приобретаемые в российских организациях по договорам финансовой аренды (лизинга) основные средства;
- оплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015 - 2018 годах, на реализацию технологических мероприятий, предусматривающих в том числе затраты капитального характера на строительство и (или) реконструкцию производственных зданий, строений и сооружений инициаторов совместного проекта в размере не более установленной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту, увеличенной на полтора процентных пункта;
- приобретение технологической оснастки для оборудования;
- приобретение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов управления предприятием, производственными и технологическими процессами, а также их модулей, включая приобретение лицензий (неисключительных прав) на право пользования программным обеспечением, а также услуги по выполнению работ по установке и настройке программного обеспечения;
- разработку конструкторской документации на промышленную продукцию и комплектующие инициаторов совместного проекта, а также перечня наименований и конструкторской документации на оборудование, технологическую оснастку и инструмент, контрольно-измерительную оснастку, технологическую планировку производства, необходимую для производства промышленной продукции и комплектующих;
- разработку технологий и технологических процессов производства промышленной продукции, включая разработку технологической документации (в том числе маршрутные и операционные карты технологических процессов, операционные карты технического контроля, технологические инструкции и другие виды технологической документации);
- проведение контроля, измерений и испытаний промышленной продукции, изготовлению прототипов, экспериментальных образцов, а также опытных партий промышленной продукции.
Инструментом ускорения процесса формирования промышленных кластеров на территории автономного округа станет Дорожная карта по формированию и развитию промышленных кластеров в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в рамках которой будет разработан и реализован поэтапный план поддержки участников кластеров, в том числе в форме субсидий за счет федерального бюджета (Приложение Г).
С целью закрепления сформированных и поощрения формирования новых кластеров целесообразно в рамках нового для округа законодательства по промышленной политике (старт создания которого был дан принятием Концепции промышленной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в конце 2015 года) принять также Меморандум кластерной политики, в котором конкретизировать наполнение основных мер ресурсной поддержки организации кластеров: прямое бюджетное финансирование; целевые программы округа; государственно-частное партнерство; предоставление налоговых льгот предприятиями и организациям приоритетных видов экономической деятельности, организационная поддержка реализации внутрикластерных инициатив и др.
С целью повышения качества и доступности для инвесторов трудовых ресурсов, и, как следствие, удовлетворения потребностей промышленных предприятий, создаваемых в регионе, в высококвалифицированных специалистах, часть из которых может быть задействована в реализации совместных внутрикластерных проектов (создание высокотехнологичной и (или) импортозамещающей продукции и др.), необходимо обеспечить создание на базе высших учебных заведений автономного округа новых кафедр, факультетов, специальностей, отвечающих потребностям приоритетных направлений развития региона. Данные меры позволят дополнить создаваемую в автономном округе ресурсную базу квалифицированных специалистов специалистами не только со средним, но и с высшим профессиональным образованием, ориентированную на потребности инвесторов. Повышение роли и качества образовательного процесса в регионе будет способствовать концентрации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высококвалифицированных кадров, являющихся ядром новой инновационно-ориентированной экономики.
Формирование многоуровневой системы кадрового обеспечения реализации инвестиционных проектов в автономном округе целесообразно осуществлять также на основе кластерного подхода, организовав разработку программ целевой подготовки кадров по приоритетным специальностям в соответствии с потребностями формирующихся на территории автономного округа кластеров с привлечением к разработке и реализации сквозных образовательных программ представителей отраслевых союзов, крупных компаний, якорных предприятий и др.
На базе АУ «Технопарк высоких технологий», а также создаваемого инновационно-образовательного комплекса (кампуса) в г. Сургуте могут быть реализованы:
- обучение команд, управляющих кластерным развитием на территории региона;
- формирование отвечающей мировым стандартам системы управления кластерами, базирующейся на передовом современном опыте и высоком качестве человеческих ресурсов.
Эффективная реализация кластерной политики в регионе предполагает также получение представителями управляющих команд кластера международных сертификатов качества управления в кластерах (включая, European secretariat for cluster analysis), формирование и активное продвижение брендов кластеров на территории России и за рубежом и др. В целях повышения инвестиционной привлекательности создаваемых кластеров целесообразно организовать проведение на их территории крупных международных конференций и выставок по тематике развития технологий и инноваций, отраслей и секторов экономики, в которых функционируют кластеры.
Ожидаемыми результатами реализуемых мероприятий, в том числе мероприятий Дорожной карты, станут: ускорение развития компаний - участников кластеров, выход их на внешние рынки; рост объемов реализуемой продукции участников кластеров за счет технического перевооружения и внедрения новых технологий; создание новых высокопроизводительных рабочих мест; рост числа заявок на объекты интеллектуальной собственности, подаваемых в Роспатент; повышение производительности труда; увеличение выручки участников кластеров, рост объемов налоговых отчислений участников кластеров в бюджеты всех уровней, а также общее повышение инвестиционной привлекательности и, как следствие, инвестиционной активности на территории автономного округа.