Неценовые факторы совокупного спроса

Кривая совокупного спроса

Неценовые факторы совокупного спроса

Понятие совокупного предложения

Неценовые факторы совокупного предложения

Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.

Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS

10.7. «Эффект храповика»

Изменения в равновесии

Краткие выводы

Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос отражает потребности всех субъектов рыночных отношений, выраженные в денежной форме. Это общая сумма их расходов на конечные товары и услуги, произведенные в национальной экономике. Следовательно, совокупный спрос, так же как и спрос отдельного потребителя, определяется количеством денег, имеющихся в распоряжении всех субъектов экономики. Эту зависимость можно показать с помощью уравнения Фишера:

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru (10.1)

откуда

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru (10.2)

или

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru (10.3)

где M — количество денег в экономике;

V — скорость обращения денег;

P — уровень цен в экономике;

Y — реальный объем производства, на который предъявлен спрос.

Из формулы видно, что связь между объемом произведенной продукции и уровнем цен в экономике при прочих равных условиях имеет обратный характер. Более высокий уровень цен означает снижение реальных запасов денежных средств (M / P), а, значит, меньше количество товаров и услуг, запрашиваемое со стороны субъектов экономики. Данное положение иллюстрирует закон убывания спроса и предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спросаAD. Она представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых соответствует определенному сочетанию объема выпуска и уровня цен в экономике в определенный момент времени. Следует отметить, что построение кривой совокупного спроса предполагает неизменность предложения денег и скорости их обращения.

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru

Рис. 10.1. Кривая совокупного спроса.

Конфигурация кривой совокупного спроса AD внешне совпадает с конфигурацией кривой индивидуального спроса, но между ними существуют важные различия. Рассмотрим их более детально.

Во-первых, совокупный спрос — сложная агрегированная категория, которая состоит из четырех основных компонентов:

спроса потребителей на товары и услуги, или потребительского спроса;
спроса фирм на инвестиционные товары, или инвестиционного спроса;
спроса государства на товары и услуги;
спроса иностранцев на наш экспорт.

Следовательно, кривая совокупного спроса отражает готовность приобретения и использования созданных товаров со стороны сектора домашних хозяйств, сектора бизнеса, государства и сектора заграницы. В любой промежуток времени расходы этих агрегированных субъектов в совокупности определяют общую величину расходов в экономике при конкретном уровне цен

AD = C + I + G + Xn

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru

На потребительские расходы или потребление приходится две трети суммарных расходов. Это общая сумма денег, которую затрачивают домохозяйства на приобретение вновь созданных товаров и услуг, за исключением покупки и строительства жилья (последнее принято относить к инвестиционным расходам). Поскольку потребительские предпочтения достаточно консервативны, данная компонента совокупного спроса относительно стабильна.

Инвестиционные расходы— это затраты фирм на основной и оборотный капитал и домохозяйств на жилье, которые в значительной степени определяются колебаниями процентной ставки (ставки за кредит) и поэтому являются наиболее «капризной» составляющей совокупных расходов.

Государственные расходы (их иногда называют правительственными расходами) относятся к товарам и услугам, приобретаемым всеми ветвями органов власти. Их динамика и структура зависит от социально-экономического положения страны, внешнеполитической ситуации и других факторов.

Чистый экспорт(Xn) как разница между экспортом (Х) и импортом (IM) . В открытой экономике к внутреннему спросу субъектов страны добавляется спрос со стороны субъектов других стран, и вычитаются расходы на товары, поставленные из-за рубежа. Если тракторы «Беларусь» пользуются спросом за границей, МТЗ должен произвести их больше, для того чтобы удовлетворить потребности белорусских потребителей и отправить часть продукции за рубеж. Следовательно, заводу, при прочих равных условиях, необходимо больше площадей, сырья, оборудования и работников. Если же Беларусь импортирует товары из-за границы, внутренние совокупные расходы уменьшаются на общую стоимость приобретаемых товаров и услуг. Кроме этого, это ведет и к уменьшению внутреннего спроса отечественных производителей на основной и оборотный капитал. Поэтому, если X >IM, совокупные расходы возрастают, при X< IM они уменьшаются.

Во-вторых, кривая совокупного спроса строится в другой системе координат, чем кривая индивидуального спроса. Когда речь шла об индивидуальном спросе, по оси абсцисс мы откладывали объем конкретного товара в штуках, тоннах или литрах, а по оси ординат — определенную цену товара. В случае с совокупным спросом это сделать невозможно в силу агрегированности данного показателя. Поэтому здесь применяется, с одной стороны, реальный объем производства (ВВП, выпуск), а с другой — уровень цен, или дефлятор.

Из рисунка 10.1 мы видим, что при уровне цен Р0 субъектами экономики «запрашивается» Y0 реального объема выпуска. Если уровень цен возрастает до Р1, совокупный спрос сокращается до Y1. Это означает, что идет «скольжение» вдоль фиксированной кривой спроса AD.

В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой индивидуального спроса фигурировали «эффект дохода» и «эффект замещения». Они не используются при характеристике кривой совокупного спроса, конфигурация которой обусловлена действием трех макроэкономических эффектов: эффекта процентной ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.

Эффект процентной ставки объясняется следующим образом. Высокие темпы роста цен (в условиях неизменного количества денег в обращении) сопровождается ростом спроса на наличные деньги: субъектам экономики их требуется большее количество. Так, при росте цен на 20%, для покупки станка, который стоил раньше 1,0 млн. рублей, требуется теперь 1,2 млн. рублей. Это неизбежно вызывает рост процентной ставки (цены денег). Кредит становится дороже, что вызывает беспокойство фирм, и они занимают меньше, а, следовательно, меньше и инвестируют. Их спрос на сырье, материалы, оборудование уменьшается. Аналогично ведут себя и потребители: в условиях подорожавшего кредита они менее склонны покупать товары длительного пользования, поскольку с удорожанием кредита последние тоже становятся дороже. Отсюда вытекает, что рост уровня цен влияет через величину процентной ставки на уменьшение совокупного спроса, который снижается. Это отражается на рисунке 9.1. в движении влево вверх по кривой AD. Если уровень цен в стране снижается, процесс происходит в обратном направлении — совокупный спрос возрастает и мы видим скольжение вправо вниз по фиксированной кривой совокупного спроса.

Эффект богатства иллюстрирует влияние уровня цен на величину реального богатства нации. Финансовые активы населения с фиксированной стоимостью (сбережения, облигации, наличные деньги) при росте цен теряют свою реальную стоимость. Домохозяйства становятся относительно беднее и снижают покупательную активность. Вместе с тем такая ситуация устраивает должников: их долги обесцениваются и они тратят больше. В экономике в целом финансовые активы населения больше, чем их долги, поэтому по мере возрастания цен уровень потребительских и, соответственно, общих расходов уменьшается. Если же уровень цен снизится, потребители почувствуют, что они стали богаче и увеличат расходы, объем совокупного спроса увеличится.

В случае свободного выбора потребителей между отечественными и импортными товарами возникает эффект импортных закупок. Механизм влияния таков: при росте внутренних цен, товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле, и, конечно, привлекательнее для покупателей, которые станут их предпочитать отечественным товарам. Одновременно повысятся цены и на товары, идущие на экспорт, из-за чего субъекты других государств сократят спрос на товары данной страны из-за их удорожания. Все это в совокупности приведет к сокращению совокупного спроса и движению вверх по кривой AD. Надо отметить, что действие рассмотренного эффекта предполагает неизменность прочих условий: валютного курса, цен на товары в других странах и пр. Таким образом, воздействие ценового фактора совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD вверх влево при росте уровня цен в стране, и вниз вправо — при их падении.

Неценовые факторы совокупного спроса

На величину совокупного спроса влияют и неценовые факторы. К ним относятся все параметры, воздействующие на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт. Несмотря на разнохарактерность, их объединяет одно — способность вызывать изменения в самом совокупном спросе и смещать кривую ADвправо или влево. Если совокупный спрос увеличивается (см. рисунок 10.2), графически это отразится в виде перемещения кривойAD0вправо в положение AD1 при любом заданном уровне цен P0 и достижении выпуска Y1. Уменьшение совокупного спроса демонстрируется сдвигом кривой совокупного спроса в положение AD2. Совокупные расходы составят в этом случае Y2. .

Сгруппируем неценовые факторы в соответствии с их воздействием на составные части совокупного спроса.

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru

Рис. 10.2. Неценовые факторы сдвига совокупного спроса.

1. Изменения в потребительских расходах. Среди факторов, влияющих на эту составляющую, выделим благосостояние населения и его численность. При прочих равных условиях, при росте своего богатства потребители больше склонны к расходам, что вызывает смещение кривой совокупного спроса в положение AD1. И, наоборот, в условиях уменьшения стоимости финансовых и материальных активов населения, совокупный спрос сокращается, и его кривая занимает положение AD2 . Рост численности населения страны оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, сдвигая кривую AD вправо.

На поведенческие мотивации потребителей существенным образом влияет и политика государства в области налогообложения и трансфертов: снижение подоходных налогов и увеличение безвозмездной социальной помощи в виде трансфертов стимулирует рост совокупного спроса. Рост налогов и уменьшение трансфертов ведут к падению доходов населения, которое в новых условиях предпочитает меньше тратить: кривая совокупного спроса сдвигается влево.

Следует отметить еще один немаловажный фактор, обусловливающий потребительские расходы — ожидания потребителей относительно будущих доходов и уровня цен. Если экономическая конъюнктура складывается неблагоприятно, люди опасаются потерять работу или предполагают падение доходов. Озабоченность своим будущим вынуждает их не совершать крупных покупок. Кривая совокупного спроса смещается влево. При оптимистических прогнозах потребителей насчет динамики их будущих доходов совокупный спрос возрастает.

Ожидание роста уровня цен заставляет потребителей совершать больше покупок в текущем периоде, в результате чего кривая AD0 занимает положение AD1 и наоборот.

Не стоит упускать из вида и такие факторы, влияющие на поведение потребителей и их расходы, как субъективные предпочтения, национальные особенности, мода и пр.

2. Изменения в инвестиционных расходах. Их динамика в первую очередь определяется уровнем процентной ставки и ожидаемой прибылью от инвестиций. Увеличение процентных ставок при неизменном уровне цен угнетающе действует на инвестиции, поскольку значительная часть активов фирм на сегодняшний день являются заимствованными. В этих условиях фирмы не предрасположены к дополнительным инвестициям, что сокращает совокупный спрос и его кривая сдвигается в положение AD2. При снижении процентной ставки и удешевлении кредита инвестиционные расходы растут, и графически это отражается в движении кривой совокупного спроса вправо в положение AD1.

Чем тверже уверенны фирмы в отношении будущих прибылей, тем охотнее они инвестируют, в результате совокупный спрос возрастает. Нестабильность экономической ситуации ведет к неуверенности фирм насчет прибылей, что провоцирует уменьшение инвестиций и падение совокупного спроса.

Налоговая политика, реализуемая государством, изменяет мотивационное поведение фирм в том же направлении, что и потребительские поведенческие установки. Уменьшение ставок налогов увеличивает финансовые возможности фирм и побуждает их к расширению инвестиционной деятельности. Увеличение компоненты I ведет к росту совокупного спроса. Усиление налоговой нагрузки на предприятия снижает их инвестиционные стимулы — кривая AD0 смещается влево, что свидетельствует об уменьшении совокупного спроса при неизменно уровне цен.

На величину инвестиционных расходов оказывает влияние наличие у предприятий избыточных мощностей. Если возникает необходимость в расширении объемов производства, фирмы в первую очередь загрузят простаивающее оборудование, уплотнят производственные площади, и лишь затем будут думать о необходимости приобретения или аренды дополнительных производственных мощностей. Следовательно, при прочих равных условиях, присутствие простаивающего оборудования тормозит инвестиционные расходы и уменьшает совокупный спрос.

Новые технологии и инновации влияют на величину совокупного спроса, как правило, в сторону его увеличения.

3. Изменения государственных расходов. Их влияние на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций: рост объёмов государственных расходов (при неизменных ценах) ведет к росту совокупного спроса и смещению кривой AD0 вправо, и наоборот, снижение активности государства в этом направлении уменьшает совокупный спрос, что, соответственно сдвигает AD0 влево.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт. На эту составляющую совокупного спроса оказывают влияние множество переменных, результат воздействия которых зависит от степени открытости экономики страны. Рассмотрим влияние на совокупный спрос только двух из них — валютных курсов и доходов в странах — торговых партнерах. Валютный курс влияет как на цены, которые субъекты экономики должны платить за импортные товары, так и на цены, по которым иностранные субъекты хозяйствования закупают экспорт. Следовательно, колебания валютных курсов способны изменять величину совокупного спроса. Удешевление обменного курса национальной валюты страны Х делает ее товары дешевле для иностранцев, а импортные – дороже для соотечественников. Это увеличивает чистый экспорт в результате чего совокупный спрос страны Х возрастает. Удорожание обменного курса «запускает» процесс в обратную сторону: товары страны Х дорожают для иностранцев, тогда как импортные — удешевляются. Субъекты экономики страны Х переключаются на импортные товары, соотношение между экспортом и импортом складывается в пользу последнего, что снижает совокупный спрос страны Х.

Для понимания влияния на совокупный спрос доходов в странах — торговых партнерах, предположим, что AD0 на рисунке 10.2 отражает совокупный спрос в экономике Беларуси. Рост национального дохода в других странах, например, в России, позволяет россиянам покупать больше товаров как российского, так и белорусского производства. Вследствие этого совокупный спрос в Беларуси увеличится, а кривая AD0 займет положение AD1. Если же национальный доход России изменит динамику в сторону уменьшения, это повлечет за собой снижение совокупного спроса в Беларуси. Следовательно, любой стране выгодна положительная динамика экономической конъюнктуры в странах — торговых партнерах. Данный тезис подтверждается народной мудростью о том, что иметь богатого соседа всегда лучше, чем иметь соседа бедного.

На величину совокупного спроса может воздействовать монетарная политика государства (политика центрального банка по управлению денежной массой). Механизм такого влияния прослеживается из анализа формулы (10.1): чем больше денег находится в обращении (М), и скорость их оборота (V), тем, при прочих равных условиях, выше совокупный спрос. Уменьшение количества обращающихся в экономике денег ведет к его сокращению и смещению кривой AD0 в положение AD2. Чем больше количество денег и скорость их обращения, тем правее относительно AD0 будет находиться кривая AD1.

Характеризуя динамику совокупного спроса, следует иметь в виду, во-первых, что из-за инертности функционирования экономических систем, влияние всех без исключения рассмотренных факторов проявляется не сразу, а через некоторые промежутки времени, так называемые временные лаги. Так, политика центрального банка по уменьшению денежной массы может привести к снижению совокупного спроса через многие месяцы: перераспределение активов населения, снижение процентной ставки, дальнейшее снижение заимствований и охлаждение инвестиционной активности происходит достаточно медленно. Во-вторых, поскольку неценовые факторы действуют на совокупный спрос не изолированно, а одновременно и в различных сочетаниях, весьма сложно точно просчитать конечный результат действия каждого из них.

Наши рекомендации