Себестоимость продукции и классификация затрат
Учреждение образования
«Минский государственный колледж сферы обслуживания»
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Бухгалтерский учет в промышленности»
«Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)»
Преподаватель:
Киселёва Наталья Васильевна
Минск 2011
Тема: Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
План
1. Себестоимость продукции и классификация затрат
2. Состав затрат, включаемых в себестоимость
3. Учет и распределение услуг вспомогательных производств
4. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
5. Учет потерь от брака
6. Учет расходов обслуживающих производств
7. Учет расходов будущих периодов
8. Учет затрат на основное производство
9. Учет незавершенного производства
10. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
11. Резервы и фонды, создаваемые за счет себестоимости
Литература :
Бухгалтерский учет | О.А. Левкович, И.Н. Бурцева | Амалфея, 2007 |
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Себестоимость продукции и классификация затрат
Хозяйственная деятельность производственного предприятия строится таким образом, что для выработки продукции (работ, услуг) организация должна сначала произвести определенные затраты (материальные, трудовые и др.), а затем понесенные затраты возмещаются за счет выручки от реализации и приносят доход (прибыль). Вместе с тем некоторые расходы предприятия, не связанные с производством и сбытом, возмещаются за счет других источников - прибыли, фондов специального назначения и др.
Себестоимость продукции - это затраты предприятия на производственную и сбытовую деятельность, выраженные в денежной форме. Себестоимость является важным экономическим показателем, она характеризует эффективность использования предприятием имеющихся у него природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых и иных ресурсов. Себестоимость является важным фактором, влияющим на размер прибыли и уровень рентабельности.
Различают производственную себестоимость (совокупность всех расходов, связанных с производством продукции) и полную себестоимость (производственная себестоимость, увеличенная на расходы по осуществлению сбыта).
Предприятия в своей деятельности используют показатели плановой, нормативной и фактической себестоимости. Плановая себестоимость - это прогнозный показатель расходов организации по выпуску и сбыту определенного вида продукции, который используется при определении размера материально-технических ресурсов, необходимых в будущем, в плановом периоде. Плановая себестоимость лежит в основе определения уровня цен, так как отпускная цена продукции должна формироваться на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, а также прибыли необходимой для воспроизводства.
Нормативная себестоимость определяется на основании технико-экономических норм и нормативов по расходованию всех видов ресурсов, установленных на производстве на данный момент.
Фактическая себестоимость представляет собой стоимостную оценку тех ресурсов, которые в действительности были потрачены предприятием на производство и реализацию продукции. Фактическая себестоимость определяется после того, как продукция была произведена, и включает такие непроизводительные расходы, как потери от брака, недостачи материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и др. Отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативной) характеризуют величину экономии или перерасхода ресурсов.
Формирование себестоимости на предприятиях любой формы собственности производится согласно Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным Министерством экономики 26.01.1998 № 19-12/397, Министерством статистики и анализа 30.01.1998 №01-21/8, Министерством финансов 30.01.1998 №3 и Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 № 03-02-07/300 (далее - Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)).
Затраты на производство и реализацию продукции принято классифицировать по нескольким признакам.
Общепринятой является следующая классификация затрат.
По отношению к процессу производства:
- основные (непосредственно связаны с технологическим процессом производства продукции: сырье, материалы, зарплата основных рабочих и др.);
- накладные (имеют опосредованный характер и связаны с организацией, управлением и обслуживанием производственного процесса: общепроизводственные, общехозяйственные).
По способу включения в себестоимость:
- прямые (могут быть отнесены к конкретному виду продукции и непосредственно включаются в ее стоимость: сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих);
- косвенные (затраты, которые относятся одновременно к нескольким или ко всем вырабатываемым видам продукции и включаются в себестоимость продукции не по прямому расчету, а путем распределения: общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования).
По отношению к объему производства:
- постоянные (их величина не меняется в зависимости от объемов произведенной продукции, полученной выручки, размера товарооборота и других стоимостных показателей деятельности предприятия; к ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, аренда офисных, производственных и складских помещений, расходы на отопление, освещение, зарплата административно-управленческого персонала и др.);
- переменные (объем которых находится в прямой зависимости от объема производства: сырье, материалы, зарплата основных производственных рабочих и др.).
По периодичности возникновения:
- текущие (необходимы для обеспечения бесперебойной деятельности предприятия и осуществляются в плановом порядке в соответствии с технологическим циклом);
- разовые (носят характер капитальных вложений, возникают в период создания предприятия и в период освоения новых производств и видов продукции).
По экономическим элементам. Данная группировка является единой для всех отраслей экономики, она позволяет определить, какие именно ресурсы израсходовало предприятие при производстве продукции. Выделяют следующие экономические элементы затрат:
1)материальные затраты;
2)расходы на оплату труда;
3)отчисления на социальные нужды;
4)амортизацию основных средств и нематериальных активов;
5)прочие затраты.
По калькуляционным статьям. Группировка затрат по статьям позволяет установить, на какие цели были осуществлены затраты. В отличие от элементов затрат, статьи калькуляции у предприятий, осуществляющих разные виды деятельности, могут отличаться друг от друга. Статьи калькуляций приводятся в отраслевых рекомендациях по учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Ниже приведена типовая группировка затрат по калькуляционным статьям, применяемая на промышленных предприятиях:
1) сырье и материалы;
2) покупные изделия и полуфабрикаты;
3) возвратные отходы (вычитаются);
4) топливо и энергия на технологические цели;
5) основная заработная плата производственных рабочих;
6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7) налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды;
8) расходы на подготовку и освоение производства;
9) амортизация инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;
10) общепроизводственные расходы;
11) общехозяйственные расходы;
12) потери от брака;
13) прочие производственные расходы;
14) коммерческие расходы.
По отношению к нормам:
- ненормируемые (расходы на банковское обслуживание, услуги связи, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.);
-нормируемые (включаются в себестоимость продукции в пределах определенных норм).
Нормируемые затраты в свою очередь делятся на затраты, предельные нормативы по включению в себестоимость которых устанавливаются законодательством, и расходы, нормы по которым утверждаются на самом предприятии.
Обращаем внимание на то, что существует также нормирование в целях налогового учета. Это значит, что в бухгалтерском учете отдельные виды расходов включаются в себестоимость, продукции в полном объеме (в т.ч. и в сверхнормативном размере), но для целей налогообложения включение их в затраты производится только в пределах установленных законодательством норм. К таким расходам относятся расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций, средства на рекламу и маркетинговые услуги, расходы на оплату консультационных и информационных услуг, расходы на подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях и др.