Государственный и муниципальный бюджеты
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему.Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Структура бюджетной системытой или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства.В странах, имеющих унитарноеустройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством(США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.
Через бюджетную систему в целом и государственный бюджет в частности реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.
Распределительная функцияпредполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначействочерез свои региональные органы.
Контрольная функцияпроявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительствадля содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.
Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходамвыглядит следующим образом:
– а) налогов(90 %): косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины); прямых налогов (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, земельный налог, налог на наследство и т. д.);
– б) неналоговых доходов:прибыль от государственных предприятий и выпуска государственных ценных бумаг, от внешней торговли и пожертвований граждан, поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов .
– прочие доходы.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%E1%FE%E4%E6%E5%F2 - cite_note-inventech-2
· военные;
· экономические;
· на социальные нужды;
· на внешнеполитическую деятельность;
· на содержание аппарата управления.
Местные бюджеты (муниципальный)
состоят из доходной и расходной части. В соответствии со ст.Зб ФЗ 154 в доходную часть местных бюджетов зачисляются:
1) местные налоги, сборы, штрафы;
2) отчисления от федеральных налогов, налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами,
установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе;
3) финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
4) поступления от приватизации муниципального имущества;
5) средства от сдачи муниципального имущества в аренду;
6) поступления от местных займов и лотерей;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
8) дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления;
9) а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Среди перечисленных доходных источников местные налоги и сборы относятся к собственным источникам. Действующее в РФ законодательство (Закон РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в РФ”) устанавливает перечень этого вида налогов и сборов.
Органы местного самоуправления вправе:
- устанавливать в соотв. с законом ставки налога на прибыль для предприятий и других объектов, находящихся в муниц. собственности;
- устанавливать местные налоги, сборы и пошлины в пределах, определенных законодательством;
- устанавливать также тарифы на оплату бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, оказываемых предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- устанавливать в пределах причитающейся им доли налога на прибыль льготы по этим платежам любым предприятиям и организациям, находящимся на их территории.
Расходы местных бюджетов
Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
· содержание органов местного самоуправления;
· формирование муниципальной собственности и управление ею;
· организация, содержание и развитие учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
· содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
· организация утилизации и переработки бытовых отходов;
· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
· обеспечение противопожарной безопасности;
· охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
· обслуживание и погашение муниципального долга;
· целевое дотирование населения;
· содержание муниципальных архивов;
· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.
Расходная часть бюджетахарактеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.
Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.
Бюджетный процесс.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.