Государственный и муниципальный долг

Его классификация

Привлекаемые государственные и муниципальные заимство­вания формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставле­ние органами власти и органами местного самоуправления га­рантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государ­ственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправ­ления по обязательствам других лиц.

В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по пре­доставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный и муниципальный долг выражает собой ре­зультат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуп­равления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударствен­ных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их за­имствований). Его динамика характеризуется рядом количест­венных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату — суммарную вели­чину непогашенных долговых обязательств.

Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следу­ющие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципаль­ный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправ­ления долговых обязательств и гарантированных ими обяза­тельств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номи­нальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимство­ваний других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязатель­ствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обя­зательств, срок оплаты которых наступил.

По типу заемщика долг делится, например в России, на госу­дарственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Государ­ственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с уче­том того, что долговые обязательства бывшего СССР включают­ся в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долг органов государственный власти и органов местного са­моуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, до­говоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджет­ных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муници­пальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе между­народных, о пролонгации и реструктуризации долговых обяза­тельств прошлых лет (ст. 97—100 БК РФ).

По срокам долговые обязательства подразделяются на крат­косрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки пога­шения долговых обязательств ограничены для Российской Феде­рации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования — десятью.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внут­ренним и внешним. Российское бюджетное законодательство в ос­нову деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладыва­ет признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически разви­тые страны проводят деление долга в зависимости от типа креди­тора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внут­ренний или внешний рынок).

В Российской Федерации сейчас действуют два вида бюджет­ной классификации долгов: одна — в отношении внутреннего дол­га, вторая — в отношении внешнего долга и внешних активов[219]. В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид зай­ма, вид ценной бумаги, недофинансирование из бюджета как ос­нова признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, такие виды долгов, как целевой заем 1990 г., государственный внутрен­ний заем Российской Федерации 1991 г., государственный сбере­гательный заем.

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосроч­ные облигации, государственные казначейские векселя.

Недофинансирование из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как задолжен­ность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность по финансированию зат­рат на формирование мобилизационного резерва, переоформ­ленная в векселя Минфина РФ; задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям про­мышленности.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяется, например, задолженность по авалированным вексе­лям Агропромбанку.

В зависимости от вида долговой деятельности выделяются та­кие долги, как государственные гарантии; государственные га­рантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; муниципальные гарантии.

Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самосто­ятельных видов внутренних долгов выделяются кредитные согла­шения и договоры, заключенные от имени Российской Федера­ции; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и дого­воры, заключенные от имени муниципального образования.

Государственный внешний долг и государственные внешние активы группируются по следующим признакам: характер госу­дарственной кредитной деятельности, субъект кредитной дея­тельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обяза­тельств и вид займа.

В результате последовательного применения этих признаков в составе долгов России выделяются: государственный внешний долг Российской Федерации, внешний долг субъекта Российской Федерации, внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, под­разделяются на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрально­го банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения креди­тов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена.

Государственные внешние займы Российской Федерации подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний го­сударственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г.), а внешние займы субъекта РФ представлены государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации, выражен­ными в иностранной валюте.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм.

Наши рекомендации