Понятие трудовых ресурсов

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Под трудовыми ресурсамипонимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

Состав и структура кадров фирмы.Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому трудовые ресурсы организации являются объектом постоянной заботы со стороны руководства. Все в конечном итоге зависит от людей, их умения и желания работать. В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».

Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью. Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. Основными его признаками являются:

- наличие трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом);

- обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте;

- целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации

2.Классификация затрат на производство и реализацию продукции -этогруппировка затрат компании на производство и реализацию продукции. Затраты делятся на основные и накладные, прямые и косвенные, условно-постоянные и переменные. Выделяются восемь групп (элементов) затрат: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо со стороны, электроэнергия со стороны, амортизационные основные фонды, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, прочие расходы. Для определения себестоимости конкретных изделий, видов продукции затраты группируются по калькуляционным статьям, с учетом места затрат, их целевого назначения. Типовой перечень предусматривает следующие статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, внепроизводственные расходы.

ЗАДАЧА

условно-годовая экономия: Э = [(С1 + Cтр1) – (С2 + Стр2)] ´ N,

где Э – условно-годовая экономия текущих затрат от проведения специализации; С1 и С2 – полная заводская себестоимость единицы продукции до и после проведения специализации; Cтр1иСтр2– транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на единицу продукции до и после специализации; N – годовой выпуск продукции после проведения специализации.

Э = [(50 + 8) – (40 +11.6)] ´42000 = 268000

Билет 13.

1.Производственной структурой предприятия называется его разделение на подразделения (производства, цехи, участки, хозяйства, службы и т.п.), осуществляемое по определенным принципам их построения, взаимосвязи и размещения. Важнейшим принципом формирования производственной структуры предприятия является разделение труда между его отдельными элементами, проявляющееся во внутризаводской специализации и кооперировании производства.

2.Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и её реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

· учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

· база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

· экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

· определение оптимальных размеров предприятия;

· экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений

3.Решение. Уровень рентабельности = (прибыль/себестоимость)*100%.

Прибыль = выручка-себестоимость.

Общ.переменные = 630*1400=2520тыс руб.

Расходы= 882тыс +840тыс=1722тыс руб.

Прибыль= 2480тыс-1722тыс=758тыс руб.

Ур.рент. = 758/1722*100%=44,02%.

Билет 14.

1. Производительность труда характеризует результативность полезного, конкретного труда, определяющего степень эффективности целесообразной деятельности работников в течение определенного промежутка времени. Производительность труда позволяет оценить эффективность труда как отдельного работника, так и коллектива предприятия.

Показателями производительности труда являются выработка и трудоемкость. Оба показателя при одних и тех же методах измерения продукции и затрат труда находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости.

Выработка (прямой показатель) – это количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника или рабочего в месяц, квартал, год.

Выработка (В) определяется отношением количества произведенной продукции (О) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т) или к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала (Ч). В = О/Т; В =О/Ч.

Трудоемкость (обратный показатель) представляет собой затраты времени на производство единицы продукции.

Трудоемкость единицы продукции (Т1) определяется как отношение трудозатрат (Т) к объему произведенной продукции (О). Т1 = Т/О.

Выработка и трудоемкость являются абсолютными показателями производительности труда и характеризуют ее в конкретный момент времени, но при этом они не показывают, насколько успешнее или менее успешнее выполняется работа, задание. Для оценки степени повышения эффективности трудовой деятельности необходимо определить динамику, темпы роста производительности труда, т.е. необходимо сопоставить достигнутые показатели производительности труда с аналогичными показателями планового или прошлого периода или сопоставить уровень производительности труда на различных участках производства.

пл = Впл./Вб; IВот = Вот пл; IВ = Во б,

где Впл; Вот; Вб – соответственно плановый, отчетный и базисный (например, уровень выработки, достигнутый в прошлом году или квартале) уровни выработки;

пл;. IВот; IВ – показатели динамики выработки, соответственно рост выработки по плану по сравнению с базисным периодом, рост выработки в отчетном периоде по сравнению с планом, рост выработки в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции по статье "Заработная плата основных производственных рабочих", а в другом — в единицу времени производится больше продукции.

2. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах: концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются: объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие; удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли; удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

3. Решение. Коэф-т оборачиваемости= 1200/660=1,8.

Время оборота в отчетном периоде = 90/1,8=50.

1200тыс+144тыс=1344тыс руб(реализ.продукц. в плановом периоде).

Коэф.оборач. в плановом периоде= 1344/660=2,04.

Время оборота в плановом периоде=90/2,04=44,1.

Билет 15.
1.

Понятие трудовых ресурсов - student2.ru

2.Специализация— это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Экономическая эффективность при специализации производства достигается использованием высокопроизводительного и экономичного специализированного оборудования, существенным снижением потерь рабочего времени из-за отсутствия или минимума переналадок, формированием высококвалифицированных специализированных кадров, обеспечивающим высокую производительность труда на специализированных операциях.

3.Решение. Удельные постоянные расходы = 260-180=80руб.

Удельные переменные расходы = пост.расходы/удельн.пост.расходы = 550/80=6,875 (до увелич. арендной платы).

Общие постоянные расходы после увелич. арендной платы = 550+44=594 тыс.руб.

Удельные переменные расходы после увелич. арендной платы = 594/80=7,425.

Билет №10

1) ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы.

2) Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.

3) Совокупные затраты=текущие затраты + капитальные вложения

Кэф. эффект. Капит.вложений=затраты+норм. Коэффиц.*капит.вложения

Срок окупаемости=капит. вложения/прибыль

Фондоотдача=выручка/стоимость Осн.средсьв

Билет №11

1) Нормирование труда

Установлению правильных соотношений между мерой труда и мерой его оплаты способствует нормирование труда. С помощью нормирования труда определяется мера затрат труда на выполнение определенного объема работы в заданных условиях. Мера затрат может быть выражена временем, объемом работы, численностью работников и объектов обслуживания.

Различают нормативы и нормы труда.

Нормативы трудахарактеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.

Применяются нормативы и нормы труда:

а) выработки;

б) обслуживания;

в) времени;

г) времени обслуживания;

д) численности работников.

Своего рода мерой оплаты труда выступает и сдельная расценка. Норма времени — это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками. Норма выработки — это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени (час, смену, месяц и т. д.). Норма выработки обратно пропорциональна норме времени. Норма обслуживания — это число объектов, которые должны обслуживаться в единицу времени одним или несколькими работниками.

Норма времени обслуживания — это затраты времени на обслуживание одного объекта (покупателя, клиента, посетителя или оборудования). Норма численности работников — это необходимое количество работников для выполнения предусмотренного объема работы в единицу времени.

Н = В (В/П)у где Н — норма времени на выполнение определенной работы, которая может поддерживаться в течение рабочего дня;

В — минимальное время на выполнение данной работы в максимально возможном темпе;

П — продолжительность работы в часах;

У — показатель "степени утомляемости" (зависит от характера работы и пола работника).

Существует несколько основных методов нормирования труда.

2) Показатели качества: сущность и взаимосвязь.

Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества. Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки.

При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции. Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Качество продукции – совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять показателей.

1.Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.

2.Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.

3.Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

4.Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.

5.Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

6.Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

7.Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.

8.Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

9.Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным - в принципе, например, при телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

10. Показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

3) Ф=Фн.г.+Фввед.*К/12-Фвыбыв.*(12-к)/12 средняя стоимость ОПФ

Амортизация = сред. Стоимость ОПФ*12/100

Фондоотдача= выручку/сред. Стоимость ОПФ

Билет №12

1) Любая организация или компания находится под воздействием внешней среды, и она вынуждена реагировать на происходящие изменения. Существует три основных фактора, влияющих на фирму - это поставщики, конкуренты и потребители. В управленческой мысли представление о значении внешнего положения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Внешняя среда представляет собой совокупность условий за пределами компаний, которые на практике влияют на ее успех. По словам Джералда Белла: "Внешняя среда организации включает в себя такие элементы. Как потребители. Конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, конкуренты, финансовые организации и источники трудовых ресурсов". Характеристика внешней среды. Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Штейнер и Майнер указывают, что в прошлом руководители концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако в последнее время изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учета внешних воздействий. Взаимосвязанность факторов внешней среды Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, как считают ЭМЕРИ

и ТРИСТ, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые

организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. И, поскольку разные организации функционируют в разных средах, ситуационный подход подсказывает нам, что не существует наилучшей организационной структуры. Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних разделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах исследования и разработки сталкиваются с высокой подвижностью среды, и учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее разделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

2) Различают два понятия: технический уровень продукции и уро­вень качества продукции как более широкое. Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции – относительная характеристик продукции, основанная на сопоставлении значений показателей характеризующих техническое и эстетико-эргономического совершенство и безопасность использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей Базовыми значениями показателей качества обладает базова модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

Оценка уровня качества продукции – это совокупность onepaций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показате­лей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции – относительная характерис­тика качества продукции, основанная на сопоставлении значе­ний показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующим базовыми значени­ями (ГОСТ 15467-79).

В международных стандартах нет понятия «технический уро­вень продукции», поэтому в них отсутствует и определение этого понятия.

Согласно ГОСТ 15467-79 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техничес­кое совершенство оцениваемой продукции, вычисление значе­ний этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Определение технического уровня продукции позволило в прошедший период проводить относительную оценку техничес­кого совершенства оцениваемой продукции по сравнению с луч­шими отечественными или зарубежными аналогами. Но само по­нятие технического уровня продукции не включает категории рыночной экономики — оценки покупательского спроса, конку­рентоспособности и пр.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурен­тоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприя­тия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается спо­собность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Под конкурентоспособностью товара признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспе­чивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными исходя из этой посылки являются новые виды товаров, неимеющие аналогов на рынке.

3) коэффиц.оборачиваемости оборот. средств= Выручка/сред. стоимость оборот. Средств

Удельная стоимость материалов=11*60/100 Х1

Х2= 11*15/100 Х1-Х2=Х3

Коб.=22700/Х3

Билет №1

1. Состав и структура национальной экономики РФ(сферы, отрасли, комплексы, секторы)

2. Сущность и основные показатели экономической эффективности производства продукции.

3. Определить эффективность использования основных и оборотных фондов, тыс.руб. Данные: стоимость ВП=17200, выручка В=12600,среднегодовая стомость ОПФср.=24400, среднегод.остаток оборотных средств ОСср.=12300, себестоимость реализ.продукции С=1110.

1. Национальная экономика - единый комплекс взаимосвязанных отраслей и видов эконом-й деятельности, первичных хозяйств-х систем, кот.сформировались в результате общественного разделения труда в рамках конкретной страны.

Нац.экономику можно представить в виде 2 сфер:

- материальное производство, которое можно также подразделить на первичный элемент (добыча полезных ископаемых); промышленный элемент (произ-во промежуточного продукта); элемент конечного продукта (производство предметов потребления);

· нематериальное производство (непроизвод-я сфера), обслуживающее население (образование, культура и др.)

Развитие экономики ведет к формированию новых отраслей и видов производства. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Сектор нац.экон. – совокупность единиц, объединенных общими целями, функциями, методами финансирования. Выделяют 3 сектора: нефинансовых предприятий, финансовых учреждений, госуд.учреждений.

Отрасль – это совокупность предприятий, характер-ся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов.

Структура нац. экономики – это количественное соотношение отдельных отраслей, отражающее определенные произв-ые взаимосвязи между ними. Она постоянно изменяется,под влиянием рыночных механизмов, вследствие государ.структурной политики.

2. Сущность эконом-й эффек-ти производства выражена через ее критерий и по­казатели. Критерий эффективности — это признак, на основании которого производится оценка эффективности. Он указывает на наиболее эффективный способ достижения цели, средство, с по­мощью которого измеряются и выбираются альтернативные вари­анты развития производства. Эконом.эффект.произ-ва означает резул-ть произ-ва, то есть достижение максим-х результатов при миним-х затратах и миним-х ресурсах.

Показатели служат средством количеств-го измерения уровня эф-ти произ-ва; В наиболее общем виде эконом.эффект: Э = Р(результат, эффект) /3(затраты)

Уровень экономической эффективности дает представление о том, ценой каких затрат достигнут экономический эффект. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность производства, и наоборот.

Для оценки эконом.эффективности народного хозяйства используют уровень производ-ти труда.

Кэф = НД/ Р,где

НД – национ.доход; Р - средняя численность работников.

Результат (эффект) производ-й деятельности предприятия характеризуют показатели, как валовой доход, чистый доход и прибыль предприятия. Валовой доход определяется путем исклю­чения из стоимости валовой продукции материальных затрат и амортизации. Чистый доход представляет собой разницу между стоимостью валовой продукции и полной себестоимостью.

Одним из основных показателей, характеризующих результат (эффект) деятельности предприятия, является прибыль. Прибыль обра­зуется в результате реализации продукции, ее величина определяется разницей между выручкой и затратами на ее производство и реализацию.

Второй составляющей показателя эконом.эффективнос­ти являются затраты. Все затраты (ресурсы) на произ-во продукции подразд-ся на текущие и едино­врем-ые.

3.

Эффект-ть испол-ия оборотных фондов:

1)коэф.оборач-ти : Коб=В/ОСср=12600/12300=1,024

2) продолж. 1 оборота в днях: Т=Д/Коб=365/1,024=356

3)Коэф.закрепл-ти: Kзакр.= ОСср. / В=12300/12600=0,98

Эффект-ть испол-ия основных фондов:

1)Фондоотдача= В/ОПФср. =12600/24400=0,52

2)Фондоемкость= ОПФср./В =24400/12600=1,93

3)П=В-С=12600-1100=11500

4)Рентаб-ть = П/ ОПФср.*100%=11500/24400*100%=47%

Билет №2

Функционирование фирмы в плановой централизованной экономике.

Сертификация продукции

3.Определить месячную норму выработки,шт.;

сдельную расценку на 1 изделие,руб,

сумму зарплаты в мес.по сдельно-преимиальной системе. Если за каждый % перевыпол-я нормы выраб-ки выплач-ся премия = 1,2 % основного заработка.

Норма времени на изгот-е 1 изделия = 12мин,

часовая тарифная ставка = 85 руб, в мес. 22 раб.дня, продолж-ть смены = 8 ч. За мес.изготовлено 1100 изделий.

1. Централизованная экономика.В этой экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Все работники здесь подчинены государственному чиновнику. Согласование деятельности различных производителей в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Это делается примерно так.

Для работы этого механизма требуется огромное кол-во управл-х, планирующих, рассчитыв-х и проверяющих чинов-в.

в центр.экономике не распространено натуральное хозяйство и развито разделение труда, а значит, все предприятия взаимозависимы. Поэтому приблизительный характер планов может создать перед ними немалые сложности. В центр.экономике даже в благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину их менять, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Технология производства также определяется госуд-ом, потому что ему в принадлежат все здания, и прочие ресурсы. Все произвед-ные продукты поступают в собственность гос-ва и распред-ся им. Размер получаемых человеком благ зависит от места, которое он занимает в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего — высш.начальнику. При этом цены товаров тоже назначаются госуд-ом и не пересматр-ся в течение долгого времени.

Наши рекомендации