Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО. Основы социального государства и гражданского общества
Основы социального государства и гражданского общества
Направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки (программа): «Государственная политика и политическое управление»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, заочная
2016 г.
Автор-составитель:
Канд.полит. наук____________________ Е.С. Бакалдина
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой «Политология и государственная политика»
Протокол от «___» _______________ 2016г. №
Заведующий кафедрой
«Политология и государственная политика» _____________ П.А. Меркулов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)……………………………………....4
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………….4
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………...5
4. Объем дисциплины (модуля)………………………………………………6
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)…………………………7
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине модулю)……………………………………..12
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………………………………..14
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)……………………………………………………………………….15
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….….22
9.1 Основная литература…………………………………………………….22
9.2 Дополнительная литература…………………………………………….25
9.3 Нормативные правовые документы…………………………………….26
9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы……………………………....27
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….….27
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Учебная дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» ставит своей целью дать студентам научное представление о социальном государстве и гражданском обществе как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике, понимание актуальных проблем социального государства и гражданского общества, а также возможностей оптимизации их эффективности. Признавая человека высшей ценностью, социальное государство видит свою историческую миссию в том, чтобы добиться такого уровня социально-экономического развития страны, который был бы достаточным для обеспечения достойной жизни каждому человеку, живущему на территории данного государства.
Задачи:
- изучение основ социального государства в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации;
- изучение процессов развития основных институтов гражданского общества, освоение навыков использования полученных знаний в области государственной политики, как в теоретическом, так и в практическом назначении.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование следующих компетенций, которые являются составной частью Компетентностной модели выпускника Орловского филиала РАНХиГС по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (Табл. 1).
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код компетен-ции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ПК-3 | способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями | Знать: основные признаки и типологию государств, основные подходы к исследованию механизмов активизации гражданского общества. |
Уметь: планировать распределение ресурсов социального государства в соответствии с поставленной задачей. | ||
Владеть: навыками самостоятельного моделирования управленческой деятельности в условиях функционирования социального государства. | ||
ПК-4 | владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления | Знать: основы принятия решений в системе социального государства; |
Уметь: применять современные общенаучные и конкретно-предметные методы государственного управления; | ||
Владеть: механизмами, методами и ресурсами гражданского общества | ||
ПК-5 | владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике | Знать: закономерности, противоречия и тенденции развития социального государства |
Уметь: применять механизмы и методы социального государства | ||
Владеть: современными общенаучными и теориями организации гражданского общества |
Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) выпускника - магистр.
Дисциплина относится к факультативной части общенаучного цикла ФТД.1 ОП магистратуры и является обязательной для изучения.
Учебная дисциплина основывается на знаниях, полученных по ранее изученным дисциплинам «Политическое управление», «Кадровая политика в органах государственного и муниципального управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление».
Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2.
Вид учебных занятий и самостоятельной работы | Объем дисциплины, час. | |||||||||||
Всего | Семестр, курс | |||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||
Лекционного типа (Л) | ||||||||||||
Лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||
Практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||
Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР): | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего): | ||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | Зач. | Зач. | |||||||||
Час. | ||||||||||||
Общая трудоемкость (час./з.е.) | 72/2 | 72/2 |
Вид учебных занятий и самостоятельной работы | Объем дисциплины, час. | ||||||||||||
Всего | Семестр, курс | ||||||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||
Лекционного типа (Л) | |||||||||||||
Лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||
Практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||
Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР): | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего): | |||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | Зач. | Зач. | ||||||||||
Час. | |||||||||||||
Общая трудоемкость (час./з.е.) | 72/2 | 72/2 | |||||||||||
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3.
Содержание дисциплины (модуля)
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компе-тенций |
Тема 1 | Становление социального государства | Процесс возникновения, становления и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве. Главные цели и задачи социального государства. Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 2 | Функции, принципы и признаки социального государства | Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Важнейшие признаки социального государства. Модели социального государства. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 3 | Социальное государство в условиях глобализации | Основные тенденции развития социального государства в условиях глобализации | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 4 | Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства | Основные требования к правовому обеспечению деятельности социального государства. Демократизация общественных отношений как выражение потребностей социального государства. Социальное партнерство. Социальный аудит. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 5 | Правовая защищенность человека и гражданина | Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Формирование правовой основы социального государства. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 6 | Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы. | Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Формирование правовой основы социального государства. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 7 | Демократиза-ция общественных отношений. | Основные признаки гражданского общества. Институты гражданского общества. Создание условий для участия граждан и их организаций в жизни общества. Экономическая демократия: уроки российского и зарубежного опыта. Основные принципы социального партнерства. Формы взаимодействия и субъекты. Ответственность сторон социального взаимодействия. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 8 | Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений. | Основные принципы социального партнерства. Добровольность участия и обязательный характер совместно принятых решений. Субъекты социального партнерства и основные формы взаимодействия. Российский и зарубежный опыт практики социального партнерства. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 9 | Социальная политика социального государства - основные цели, направления и механизмы | Основные принципы социального партнерства. Добровольность участия и обязательный характер совместно принятых решений. Субъекты социального партнерства и основные формы взаимодействия. Российский и зарубежный опыт практики социального партнерства. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Тема 10 | Социальная ответствен-ность государства, бизнеса и гражданина | Социальные основы государства. Трансформация приоритетов государственного развития. Формирование институтов гражданского общества. | ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
Таблица 4.