Сущность методов оценки эффективности подсистем системы оценки результативности персонала организации.
Когда мы ведем речь об эффективности управления персоналом (менеджменте персонала), а значит и о методах измерения эффективности управленческих действий по формированию кадрового состава, его наиболее оптимального использования в жизнедеятельности организации, развития человеческого капитала и т.п., мы неизбежно сталкиваемся с тем, что основа основ тут – эффективность трудовой деятельности этого персонала. И нам надо учиться измерять, отслеживать и оптимизировать трудовую деятельность каждого работника предприятия и каждой группы работников. Если это происходит продуктивно, то можно утверждать и о высокой эффективности управления персоналом.
Показатели подсистемы развития персонала:
Эффективное управление развитием персонала может осуществляться на основе анализа следующих показателей, характеризующих соотношение денежных затрат на развитие и практических результатов деятельности работников:
1) Доля сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение определенного периода, рассчитываемая как отношение числа сотрудников, прошедших профессиональное обучение, к общей численности сотрудников. Этот важный показатель демонстрирует масштабы профессионального обучения. С помощью этого показателя можно также определить, как часто в среднем сотрудник организации повышает свою квалификацию.
2) Доля часов, затраченных на профессиональное обучение, в общем балансе времени организации показывает относительные масштабы программы профессионального обучения организации. Величина этого показателя характеризует внимание руководства фирмы к развитию человеческих ресурсов для обеспечения конкурентных преимуществ.
3) Среднее число часов профессионального обучения на одного обученного сотрудника рассчитывается как отношение всех затраченных на профессиональную подготовку часов к числу работников, прошедших обучение.
4) Сумма издержек на профессиональное обучение. Этот показатель складывается из трех основных статей: прямых издержек на обучение затрат на подготовку учебных материалов, проведение занятий, плата преподавателям и т.д.; косвенных издержек – транспортных и командировочных расходов, затрат на проживание и питание обучающихся сотрудников; потерянных человеко-дней, связанных с отсутствием сотрудников на рабочем месте во время профессионального обучения.
5) Кроме абсолютного показателя величины издержек, используется такой относительный показатель, как доля издержек в объеме реализации показывает, какая часть валового дохода организации расходуется на профессиональное обучение персонала.
6) Величина издержек по обучению на одного работника организации рассчитывается как отношение общей суммы издержек и численности сотрудников. Этот показатель используется при сравнении фирмы с ее конкурентами.
7) Издержки на один час профессионального обучения определяются как отношения общих издержек на обучение к числу потраченных на профессиональное обучение в течение определенного периода. Этот показатель важен для оценки эффективности затрат на профессиональное обучение и плана бюджета обучения на следующий период.
Вторая группа показателей может быть получена с помощью социального (кадрового) аудита
В современных условиях наряду с оценочными показателями экономической эффективности существует потребность оценивать и социальную эффективность, которая отражает социальные последствия управленческой деятельности организации, акцентирует внимание на показателях формирования, использования и развития персонала.
С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни – уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации. Перечень показателей качества трудовой жизни достаточно обширен. Например, в нем часто выделяются: объем и содержание труда; условия труда; моральный климат в коллективе; оплата и стимулирование труда; участие в делах фирмы; отношение руководства; перспективы профессионального роста; развитие человеческих ресурсов; социальная политика и социальные гарантии и др.