Порядок проведения семинарского занятия

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра экономики и управления

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры экономики и управления

п\п-к вн. службы__________ Е.С. Бровченко

"___" ___________2012 года

ПЛАН

Проведения семинарского занятия

Дисциплина Экономика

Тема № 13 «Занятость и безработица. Социальная политика»

Занятие № 2: «Безработица как теоретическая и социально-экономическая проблема»

Цель проведения семинара:

Учебная: изучить причины, суть, виды безработицы, элементы

монетаристской и кейнсианской теории в трактовке безработицы как макроэкономического явления.

Воспитательная: на примере государственной социальной политики развить элементы гражданско-патриотического сознания у курсантов

Развивающая: развить навыки комплексного анализа проблемы безработицы как экономической, социальной проблемы.

Метод проведения: семинар-диалог

Время: 2 часа

Место проведения: учебная аудитория группы

Материальное обеспечение:

Раздаточный материал: мини-плакат «Безработица», график «Кривая Филлипса»

Учебная литература: Курс экономической теории: учебное пособие / под ред.

Чепурина М.Н., Кисилевой Е.А. - Киров, 2007.

Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. уч. заведений. - М.,

2010.

Используемая литература:

1. Курс экономической теории: учебное пособие / под ред. Чепурина М.Н., Кисилевой Е.А. - Киров, 2007.

2. Экономическая теория: пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев. - Мн., 2005.

3. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2007

4.Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. - Мн., 2004.

5. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. уч. заведений. -М., 2010.

6.Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. - М., 1998.

7.Б.А.Райзберг Курс экономики под редакцией Б.А. Райзберга Москва ИНФРА –М. 2008 г.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Организационная часть семинара: принимается рапорт о готовности

курсантов к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие

(время 3 мин.)

2.Введение: тема семинара, цели, задачи, план проведения

(время 3 мин.)

План семинара:

1.Виды безработицы, уровень безработицы.

2.Взаимосвязь безработицы с инфляцией и ВВП.

3.Основные теории безработицы.

3. Основные вопросы семинара:

- Первый вопрос семинара

Виды безработицы, уровень безработицы (время 20 мин.)

Основное содержание вопроса

Работу по вопросу преподаватель строит в форме заслушивания 3-4 сообщений курсантов. Курсанты должны сделать сообщение на 3-5 минут, о новостях экономики России в области безработицы и социальной политики в области занятости. Сообщения должны быть построены курсантами на основе самостоятельно найденных экономических статей из газет и журналов, иметь название и информационную новизну, сопровождаться и заключаться кратким теоретическим комментарием со ссылкой на учебно-справочную литературу. Преподаватель оценивает соответствие сообщения теме занятия, полноту и правильность теоретического комментария.

Например. 1-е сообщение. Курсант Иванов И.И Тема моего сообщения «Безработица в Ивделъском городском округе», по материалам газеты «Областная газета» от 28 августа 2010 года. Общий объем финансирования национальных проектов в 2010 году составил 52,37 миллиона рублей. Увеличили по сравнению с прошлым годом заработную плату учителям на 60%, врачам на 30 %. Пару лет назад в округе обанкротился гидролизный завод. 700 человек остались без работы. А сейчас уровень безработицы составляет всего 2,5 %. 500 человек устроены на предприятиях малого бизнеса. Теоретический комментарий. Инвестирование малого бизнеса приводит к снижению безработицы. Курсант Иванов И.И. ответ закончил.

Преподаватель оценивает каждое сообщение по критериям самостоятельности, новизны информации, точностью теоретического комментария.

В случае неготовности группы преподаватель ставит задания №№ 369-370 стр. 140-141 (Лебедев О.Т. и др. Практикум по основам экономики. - М., 1998).

Вывод по вопросу 1.

Хотя понятие уровня безработицы играет большую роль в определении экономической политики, оно обладает определенными недостатками. Несмотря на то, что уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

- Второй вопрос семинара

Взаимосвязь безработицы с инфляцией и ВВП(время 25 мин.)

Основное содержание вопроса

Работа по вопросу строится на основе докладов курсантов и их обсуждения. Время на один доклад 10-12 минут. Доклад должен иметь название, основную теоретическую мысль (положение), аргументы, раскрывающие основное положение, иллюстрации из текущей периодики (газетных и журнальных статей), ссылки на учебную, научную литературу, периодические издания.

Например. Курсант Алексеев А.А. Тема доклада «Джон Мейнард Кейнс». Доклад подготовлен на основе учебника «Эффективная экономика». Основной тезис: Кейнс совершил переворот в «классической» теории экономики. Кейнс (1883-1946) был наиболее влиятельным экономистом своего времени. Он был выходцем из научной среды. Его отец был профессором в Кембридже — в течение многих десятилетий внес значительный вклад в развитие ряда областей экономики и политики. После первой мировой войны он принимал участие в переговорах о мире в Версале и сделал анализ мирного договора, на основании которого предсказал его разрушительное воздействие на немецкую экономику, предупредив о тех социальных и экономических результатах, к которым это могло привести. В 20-е и 30-е годы Кейнс посвятил свое внимание главным образом теории денег. Его наиболее известная работа вышла в свет в 1936 г. и называлась «Общая теория занятости, процента и денег». Именно в этой книге он совершил переворот в том, что он называл «классической» теорией, и сделал вывод, что только активная финансовая политика, стимулирующая спрос, могла бы справиться с массовой безработицей. Во время второй мировой войны и после нее эта точка зрения завладела практически всем западным миром. Кроме того, после окончания войны Кейнс сделал значительный вклад в мировую политику, став одним из архитекторов системы твердых валютных курсов, господствовавших в мировом хозяйстве более двух десятилетий Кейнс был человеком блестящего интеллектуального дарования. Он был с почетом принят в высшем обществе Великобритании, общался с выдающимися художниками мира. В то же время он приобрел колоссальное состояние, ловко играя на Лондонской бирже. Курсант Алексеев доклад закончил.

Затем преподаватель организует обсуждение доклада, оценивает полноту и правильность изложения теории, информативность и релевантность примеров, ответы на вопросы аудитории, а также работу курсантов, которые задали наиболее интересные вопросы.

В случае неготовности группы преподаватель ставит задания № 22, стр. 219, № 28, стр. 220 (Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. - М, 1998).

Вывод по вопросу 2.

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

- Третий вопрос семинара

Основные теории безработицы (время 20 мин.)

Основное содержание вопроса

Преподаватель организует работу по этому вопросу в форме дискуссии, в ходе которой курсанты должны показать знания основных экономических теорий, умение приводить аргументы, делать выводы.

Например. Курсант Петров П.П. Согласно кейнсианской теории полной занятости, занятость зависит от совокупного предложения, склонности к потреблению и объема инвестиций. Занятость есть функция объема производства, доли потребления и накопления в национальном доходе.

Кейнс считает, что для обеспечения полной занятости общество должно поддерживать две важные пропорции:

1) между затратами на создание ВНП и масштабами ВНП. Если

затраты не обеспечивают производства ВНП в таком объеме, в каком

необходимо для поддержания полной занятости, возникает безработица. Если

затраты на создание ВНП превышают тот объем, который не

обходим для поддержания полной занятости, возникает повышенный

спрос на рабочую силу, повышается уровень зарплаты. Общество

страдает от инфляции;

2) между сбережениями и инвестициями (S=J). При S>J часть

товаров и услуг оказывается нереализованной. Предложение превышает спрос,

падают цены, сокращается производство, а вместе с ним занятость. В случае

если S<J инвестиционный спрос превышает сбережения, спрос на труд

превышает его предложение и опять возникает инфляция.

Так что в любом случае, если названные пропорции не соблюдаются, общество за это расплачивается инфляцией или безработицей.

Курсант Михайлов М.М. Элементы теории экономики предложения обеспечили теоретическую основу экономической политики администрации президента Рейгана (1981-1988). Эта политика — рейганомика — включала четыре компонента:

1. Приостановка государственного вмешательства в экономику за счет

замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы

поддержания уровня жизни. Увеличение расходов на оборону.

2. Сокращение масштабов государственного регулирования частного

предпринимательства.

3. Удержание темпа роста массы денег на уровне, который

рассматривался бы как неинфляционный, но достоточный для обеспечения

экономического роста.

4. В 1986 году предельная ставка на доходы для состоятельных налогоплательщиков упала с 50% до 20%. Итак, основной компонентой экономической теории предложения является сокращение налогов.

Курсант Камаев В.П. Монетаристы исходят из того, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему и сам в состоянии выйти на те пропорции, которые обеспечат эффективное развитие и полную занятость. Поэтому рынку не следует мешать. М. Фридман рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого учетную ставку процента. По его мнению, государство должно стимулировать эффективных производителей льготной налоговой политикой. Это усилит стимулы их деловой активности, и, как следствие, создастся ситуация, способствующая расширению производства и инвестированию. На этой основе может увеличиться совокупное предложение товаров, увеличится занятость, уменьшится безработица. Реализация монетарных программ ускоряет путь к стабилизации, но сам этот шаг становится тяжелым испытанием для населения.

Преподаватель оценивает выступления курсантов.В случае неготовности группы преподаватель ставит проблемную ситуацию 30 (Камаев В. Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. - М., 1998, стр. 220).

Вывод по вопросу 3.

Итак, современная макроэкономическая теория находится в состоянии постоянного изменения. Существуют конкурирующие между собой теории, которые пытаются объяснить, как функционирует экономика: кейнсианство, монетаризм, теория, ориентированная на предложение.

4.Заключение(время 4 мин.)

1.Напомнить цель занятия и степень её достижения.

2.Ответить на вопросы курсантов.

3.Дать персональную оценку работы каждого курсанта.

Составил:

К.э.н., доцент кафедры экономики и управления

____________ Бочков П.В.

«__» __________ 2012г.

Обсужден и одобрен на заседании методической секции

Протокол №_ от «__» ______2012 г.

Наши рекомендации