Экономические последствия миграции рабочей силы
Страны-импортеры выигрывают: дешевая рабочая сила; заняты на тяжелых вредных работах; низкооплачиваемость позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников; восококвалифицированные иностранные специалисты могут повысить конкурентоспособность их продукции; экономия на подготовке специалистов.
Страны-экспортеры выигрывают: дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов; мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производствава на сумму, примерно равную предыдущим переводам. Но плохо – «утечка мозгов».
Государственное регулирование внешней трудовой миграции.
Страны-импортеры применяют ограничения: профессиональная квалификация (наличие диплома, определённый стаж работы); возрастной ценз; состояние здоровья (наркоманы, больные СПИДом); социальные и политические ограничения (судимость); количественное квотирование (нежелательно их Азии и Африки).
Экономическое регулирование включает: уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство; первоначальный прием иммигрантов, осуществивших инвестиции в экономику страны-импортера; налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов; ограничение времени пребывания; профессиональное ограничение (нельзя в данной отрасли заниматься); стимулирование реэмиграции (выплаты иммигрантам при добровольном увольнении).
Россия:1/5 в Европу (Австрия, Германию, Польшу, Финляндию, Францию), остальные – в США, Канаду, Австралию, ЗА.
Научные ресурсы мира. Расходы на НИОКР. Образование в мире и т.д.
Научные ресурсы определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя НИОКР.
Показатели, характеризующие научные ресурсы стран:
- доля расходов на НИОКР в ВВП;
- расходы на НИОКР на душу населения;
- доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
- численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании;
- количество международных премий за выдающиеся научные достижения;
- индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
- доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции (к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала – не менее 2,5%; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная).
- доля данной страны на мировом рынке высоких технологий: (информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космических технологий; ядерные технологии).
Расходы на НИОКР
В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные развитые страны тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны.
Доля государства в расходах на НИОКР составила в 1995 в Великобритании и Франции – около 50%; США -36%. В этих странах, особенно в США, значительная часть исследований осуществляется в военных целях.
В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы. Так, в начале 90-х из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее – 82%, в Швейцарии – 68%.
Для российской науки вплоть до середины 90-х была характерна крайне централизованная система финансирования, при которой доля государственных средств достигала 93% расходов на исследования и разработки. Однако объем бюджетных ассигнований на НИОКР во второй половине 90-х резко сократился и в результате доля бюджетных средств в структуре финансирования исследований и разработок в 1997 году составила 60,2%.
Расходы на НИОКР
Страны | Доля в ВВП, % ? |
США | 2,6 |
Япония | |
Германия | 2,5 |
Франция | 2,4 2002г. |
Великобритания | |
Италия | |
Россия |