Натуральное и товарное производство

Натуральное производство — это замкнутое производство, в котором продукты создаются для собственного потребления. В таком производстве проблемы: что? как? и для кого производить? решаются непосредственно собственниками хозяйства в интересах внутри хозяйственного потребления. Характерная разобщенность отдельных хозяйств, каждая из которых открывается на собственныые ресурсы и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым.

С развитием производственных сил в результате двух общественных разделений труда происходит обособление частных производителей, что приводит к возникновению товарного производства.

Товарное производство — это производство, обособленных производителей связанных между собой рынком. Проблемы что? как? и для кого производить? решаются в соответствии с требованиями рынка — это открытая система, в которой продукты создаются для собственного потребления, а нед ля продажи на рынке.

Обычно выделяют три стадии кругооборота средств в процессе товарного производства:

денежная, связанная с вложением капитала и приобретением на имеющиеся денежные средства необходимых средств производства;

производственная, которая состоит в создании новой стоимости путем переноса на готовый продукт стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемого сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов;

товарная, выражающаяся в реализации готовой продукции и ее оплате.

 

Производство может быть разделено на следующие сферы:

Сельскохозяйственное производство (и его отрасли — лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.) — разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы;

Промышленное производство (добывающая и обрабатывающая промышленность) — переработка сырья в пригодный для потребления человека вид;

Некоторые экономисты относят к производству создание только материальных благ, другие — также создание и нематериальных благ. Тогда к производству можно отнести:

Передача произведенного продукта от производителей к потребителям: логистика и торговля;

Производство услуг (сфера услуг);

Финансовые услуги: банковская и страховая деятельность

Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, культура, искусство и др.

Факторы производства

Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо. В современной экономике выделяют трудовые, капитальные, земельные, предпринимательские и информационные ресурсы.

Трудпредставляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ. В процессе труда человек ( собственник рабочей силы) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Рабо́чая си́ла — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.

Предметы труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта (метал, дерево, камень и т д.) .

Орудия труда - все то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт (станок, пила, молот и др.).

Средства труда — вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда: здания, сооружения, передаточные механизмы, Инструменты, транспорт и т.п.

Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Информация - один из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества.В современной науке рассматриваются два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[1].

Субъективная (смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений».

Доход от факторов производства. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

рента (собственнику земли.);

процент (собственнику капитала);

заработная плата (собственнику рабочей силы);

прибыль(собственнику предпринимательской способности).

Экономические ограничения. Выбор и основные экономические вопросы

Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет.

Экономический процесс предполагает выбор на каждом его этапе такого сочетания товаров и услуг, которое представляется человеку опти­мальным. На этапе производства это выбор, в ка­ком сочетании использовать ограниченные фак­торы производства; на этапе распределения — кому направлять произведенные товары и услу­ги; на этапе потребления — использовать ли то­вары и услуги сейчас или отложить на будущее.

. Выбирая, люди должны найти ответы на следу­ющие основные вопросы экономики:

  • Что производить? Ответ на этот вопрос под­разумевает многоступенчатый выбор. Прежде всего надо выбрать сочетание товаров и услуг, которое требуется обществу. Из числа товаров надо выбрать сочетание потребительских това­ров и товаров производственного назначения. В рамках потребительских товаров происхо­дит выбор между продовольственными и не­продовольственными и т.д. Здесь очень важно правиль­но оценить, какие именно товары и услуги нужны сегодня и будут нужны в будущем.
  • Как производить? С помощью каких факторов производства и какой организации произ­водства должны создаваться товары и услуги? На этот вопрос отвечают производители, оп­ределяя оптимальное для себя сочетание фак­торов производства. Например, как наладить массовое производство футболок перед летним сезоном — на текстильных фабриках в Китае, где тысячи швей будут их шить на обычных швейных машинках, или построить компью­теризированный пошивочный цех, управля­емый одним оператором
  • Для кого производить? Это вопрос распределе­ния произведенных товаров и услуг. Потреби­телей товаров и услуг всего три — сами люди, которым нужны в основном потребительские товары и услуги (продукты питания, одежда, ус­луги парикмахера или метро); фирмы, которым нужны преимущественно товары производ­ственного назначения и услуги (оборудование, производственные помещения, связь, реклама и т.д.); государство, которое заинтересовано в товарах и услугах, удовлетворяющих общие нужды (обеспечение безопасности, строитель­ство дорог, услуги бразования и здравоохра­нения). Основных способов распределения не­сколько: по доходам — доля каждого опреде­ляется тем, сколько он в состоянии купить на заработанные деньга; поровну — каждому до­стается равная часть товаров и услуг независи­мо от его вклада в их производство; по силе — сильнейший получает большую долю.К этим основным вопросам можно добавить два дополнительных, ответы на которые также за­висят от оценки того, в каком количестве и ка­кие товары и услуги будут нужны в будущем:
  • Сколько производить? Ответ на этот вопрос подразумевает оценку того, в каком количестве определенные товары или услуги нужны потре­бителю, чтобы избежать перепроизводства или недопроизводства. В принципе большинство товаров и услуг можно производить в любом количестве — все зависит только от количества факторов производства, используемых в их выпуске, разумеется, за счет их отвлечения от производства других товаров и услуг. Напри­мер, в принципе можно произвести любое ко­личество «боингов-787» и «аэробусов А380», поскольку нужных факторов для их производ­ства достаточно. Но кто купит эти самолеты, если общая потребность в самолетах транс­континентального класса во всем мире не пре­вышает 200 штук в год?
  • Когда производить? Это вопрос потребления: использовать ли ограниченные ресурсы на про­изводство сегодня или сберечь их для будущих поколений? Легкодоступные сегодня факторы производства могут оказаться труднодоступ­ными в недалеком будущем: чтобы получить их, придется ехать дальше, бурить глубже, средств вкладывать больше. Все добываемые нефть и газ можно потребить сегодня на про­изводство энергии, а можно продать и оста­вить вырученные средства в стабилизацион­ном фонде или для будущих поколений.

Разные экономические системы отвечают на основные вопросы экономики по-разному.

Наши рекомендации