Натуральное и товарное производство
Натуральное производство — это замкнутое производство, в котором продукты создаются для собственного потребления. В таком производстве проблемы: что? как? и для кого производить? решаются непосредственно собственниками хозяйства в интересах внутри хозяйственного потребления. Характерная разобщенность отдельных хозяйств, каждая из которых открывается на собственныые ресурсы и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым.
С развитием производственных сил в результате двух общественных разделений труда происходит обособление частных производителей, что приводит к возникновению товарного производства.
Товарное производство — это производство, обособленных производителей связанных между собой рынком. Проблемы что? как? и для кого производить? решаются в соответствии с требованиями рынка — это открытая система, в которой продукты создаются для собственного потребления, а нед ля продажи на рынке.
Обычно выделяют три стадии кругооборота средств в процессе товарного производства:
денежная, связанная с вложением капитала и приобретением на имеющиеся денежные средства необходимых средств производства;
производственная, которая состоит в создании новой стоимости путем переноса на готовый продукт стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемого сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов;
товарная, выражающаяся в реализации готовой продукции и ее оплате.
Производство может быть разделено на следующие сферы:
Сельскохозяйственное производство (и его отрасли — лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.) — разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы;
Промышленное производство (добывающая и обрабатывающая промышленность) — переработка сырья в пригодный для потребления человека вид;
Некоторые экономисты относят к производству создание только материальных благ, другие — также создание и нематериальных благ. Тогда к производству можно отнести:
Передача произведенного продукта от производителей к потребителям: логистика и торговля;
Производство услуг (сфера услуг);
Финансовые услуги: банковская и страховая деятельность
Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, культура, искусство и др.
Факторы производства
Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо. В современной экономике выделяют трудовые, капитальные, земельные, предпринимательские и информационные ресурсы.
Трудпредставляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ. В процессе труда человек ( собственник рабочей силы) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Рабо́чая си́ла — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
Предметы труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта (метал, дерево, камень и т д.) .
Орудия труда - все то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт (станок, пила, молот и др.).
Средства труда — вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда: здания, сооружения, передаточные механизмы, Инструменты, транспорт и т.п.
Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Информация - один из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества.В современной науке рассматриваются два вида информации:
Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[1].
Субъективная (смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений».
Доход от факторов производства. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:
рента (собственнику земли.);
процент (собственнику капитала);
заработная плата (собственнику рабочей силы);
прибыль(собственнику предпринимательской способности).
Экономические ограничения. Выбор и основные экономические вопросы
Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.
Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.
Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет.
Экономический процесс предполагает выбор на каждом его этапе такого сочетания товаров и услуг, которое представляется человеку оптимальным. На этапе производства это выбор, в каком сочетании использовать ограниченные факторы производства; на этапе распределения — кому направлять произведенные товары и услуги; на этапе потребления — использовать ли товары и услуги сейчас или отложить на будущее.
. Выбирая, люди должны найти ответы на следующие основные вопросы экономики:
- Что производить? Ответ на этот вопрос подразумевает многоступенчатый выбор. Прежде всего надо выбрать сочетание товаров и услуг, которое требуется обществу. Из числа товаров надо выбрать сочетание потребительских товаров и товаров производственного назначения. В рамках потребительских товаров происходит выбор между продовольственными и непродовольственными и т.д. Здесь очень важно правильно оценить, какие именно товары и услуги нужны сегодня и будут нужны в будущем.
- Как производить? С помощью каких факторов производства и какой организации производства должны создаваться товары и услуги? На этот вопрос отвечают производители, определяя оптимальное для себя сочетание факторов производства. Например, как наладить массовое производство футболок перед летним сезоном — на текстильных фабриках в Китае, где тысячи швей будут их шить на обычных швейных машинках, или построить компьютеризированный пошивочный цех, управляемый одним оператором
- Для кого производить? Это вопрос распределения произведенных товаров и услуг. Потребителей товаров и услуг всего три — сами люди, которым нужны в основном потребительские товары и услуги (продукты питания, одежда, услуги парикмахера или метро); фирмы, которым нужны преимущественно товары производственного назначения и услуги (оборудование, производственные помещения, связь, реклама и т.д.); государство, которое заинтересовано в товарах и услугах, удовлетворяющих общие нужды (обеспечение безопасности, строительство дорог, услуги бразования и здравоохранения). Основных способов распределения несколько: по доходам — доля каждого определяется тем, сколько он в состоянии купить на заработанные деньга; поровну — каждому достается равная часть товаров и услуг независимо от его вклада в их производство; по силе — сильнейший получает большую долю.К этим основным вопросам можно добавить два дополнительных, ответы на которые также зависят от оценки того, в каком количестве и какие товары и услуги будут нужны в будущем:
- Сколько производить? Ответ на этот вопрос подразумевает оценку того, в каком количестве определенные товары или услуги нужны потребителю, чтобы избежать перепроизводства или недопроизводства. В принципе большинство товаров и услуг можно производить в любом количестве — все зависит только от количества факторов производства, используемых в их выпуске, разумеется, за счет их отвлечения от производства других товаров и услуг. Например, в принципе можно произвести любое количество «боингов-787» и «аэробусов А380», поскольку нужных факторов для их производства достаточно. Но кто купит эти самолеты, если общая потребность в самолетах трансконтинентального класса во всем мире не превышает 200 штук в год?
- Когда производить? Это вопрос потребления: использовать ли ограниченные ресурсы на производство сегодня или сберечь их для будущих поколений? Легкодоступные сегодня факторы производства могут оказаться труднодоступными в недалеком будущем: чтобы получить их, придется ехать дальше, бурить глубже, средств вкладывать больше. Все добываемые нефть и газ можно потребить сегодня на производство энергии, а можно продать и оставить вырученные средства в стабилизационном фонде или для будущих поколений.
Разные экономические системы отвечают на основные вопросы экономики по-разному.