Предприятие с точки зрения TQM
В основе TQM лежит системная модель предприятия, изображенная на рис. 2.1. С точки зрения TQM предприятие рассматривается как равноправный член группы партнеров, объединенных общими интересами и имеющих определенную среду взаимодействия. К таким заинтересованным сторонам, наряду с поставщиками и потребителями (клиентами), относятся собственные сотрудники, инвесторы и, наконец, общество в целом. Особую позицию здесь занимают сотрудники. Они рассматриваются как заинтересованные стороны в едином производственном процессе и как составная часть предприятия.
Рис. 2.1. Основополагающая системная модель предприятия
с точки зрения TQM
Все заинтересованные стороны предъявляют определенные требования к предприятию, и наоборот. В рамках TQM продолжительное и наиболее полное выполнение этих требований относится к высшим целям предприятия, ориентированным на качество. Каждый, кто в связи с этим говорит о качестве работы предприятия, представляет себе ясную картину всей совокупности требований, предъявляемых к предприятию.
Однако, учитывая многообразие этих требований, качество работы предприятия в большинстве случаев можно сформулировать только как некоторые ориентировочные показатели, а не в виде конкретно измеренных конечных результатов.
Предприятие состоит из составных частей, в самом общем виде представленных на рис. 2.1..Основы TQM
Философия предприятия включает в себя все основные позиции и представления высшего руководства о его стратегической миссии. Исходя из философии предприятия, формулируется политика предприятия, которая описывает фундаментальные стратегические цели руководства предприятия. Стратегия определяет, каким образом должен развиваться потенциал предприятия и как он должен использоваться для достижения поставленных целей. Оперативные цели формируются руководством на основе политики и стратегии предприятия. Они конкретизируют фундаментальные и высшие цели и служат для их реализации.
Таким образом, философия предприятия определяет политику, стратегию и цели для высшего руководства предприятия. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. В ходе процессов, происходящих на предприятии, создаются все его материальные и нематериальные активы. По этому процессы необходимо рассматривать как центральный элемент всех систем предприятия, объединяющий остальные составные части системы — руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства производства и элементы организационной структуры.
Эффективность систем в значительной степени зависит от культуры предприятия. Она включает все существующие на предприятии убеждения и действующие правила, которые обеспечивают единство предприятия и его приспособленность к внешнему миру. Культура предприятия, в зависимости от эффективности процессов руководства, может значительно отличаться от заданной философии предприятия.