Причины возникновения кризисов
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Теоретические основы антикризисного управления
Типология кризисов
Кризис – закономерный процесс, если он не навязан из внешней среды, с которым сталкивается любое развивающееся или функционирующее предприятие или другая социально экономическая система (государство, например).
Кризис представляет собой состояние неустойчивости, порождаемое внешними и внутренними факторами и угрожающее жизнеспособности системы в окружающей среде.
Возникновение кризиса или его отсрочка зависит от реальных тенденций развития производства и экономики в целом, а его характер и глубина от способов управления и возможности предвидеть и смягчить грядущие кризисы.
Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но также по своей сути, месту возникновения и т.д. Поэтому в антикризисном управлении большое значение уделяется вопросу типологии кризисов, что помогает подбору антикризисных мер и инструментов локализации.
Типология кризисов:
1. По области возникновения:
1.1 Экономические – отражают острые противоречия в экономическом состоянии организации или макросистемы. Этот вид кризиса может быть выражен перепроизводством, неплатежами, дефицитом денежных средств.
1.2 Социальные – возникают в результате столкновения интересов и обострения противоречий различных социальных групп.
1.3 Организационные – проявляются в деловых конфликтах, безответственности, сложности процедуры контроля и т.д.
1.4 Психологические – нарушение социально психологического климата коллектива, что приводит к массовым стрессам, панике, неуверенности в будущем.
1.5 Технологическим – провоцируются недостатком новых технологических идей в условиях их явно выраженной потребности. Проявляются как противоречия между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации.
Согласно основным характеристикам кризисы делятся на:
1. По охвату:
1.1 Общие - затрагивающие всю систему,
1.2 Локальные – затрагивающие только часть системы.
2. По масштабам:
2.1 Макрокризисы – затрагивают несколько проблем,
2.2 Микрокризисы – охватывают одну проблему или незначительную группу.
3. По скрытости протекания:
3.1 Латентные – протекающие относительно незаметно,
3.2 Явные.
4. По сроку протекания:
4.1 Кратковременные,
4.2 Затяжные.
5. По степени протекания:
5.1 Легкие – управляемые и последовательнве,
5.2 Глубокие – протекают сложно и неравномерно.
6. По периодичности:
6.1 Неожиданные – как результат ошибок в управлении или влияния внешней среды,
6.2 Предсказуемые – такие, для которых известны фазы их протекания.
7. По управляемости:
7.1 Управляемые,
7.2 Неуправляемы.
8. По силе воздействия:
8.1 Болезненные,
8.2 Разрушительные,
8.3 Катастрофические.
Все перечисленные группы и типы кризисов классифицируются на категории по уровню экономического обобщения:
1. Мегауровень – уровень мирового хозяйства, включающий национальные хозяйства стран в большей или в меньшей степени, интегрированные в мировой рынок;
2. Макроуровень – народное хозяйство страны, представляющее всю совокупность предприятий и организаций в качестве единого структурного организма;
3. Мезоуровень – уровень межотраслевых хозяйственных связей организации, различных сфер и видов деятельности;
4. Микроуровень – уровень отдельного предприятия.
Причины возникновения кризисов
Представление о кризисе тесно связано с сущностью и деятельностью хозяйствующих субъектов. Кризисное состояние характерно для любой организации в процессе её развития. Зафиксированный кризис, кризисные события/явления сигнализируют о накоплении критической массы сдерживающих факторов и противоречий, устранение/активизация которых необходима для продолжения производственных процессов.
Независимо от группы, типа и категории, кризис можно разбить на фазу развития и спада.
Фазу развития кризиса можно представить в 3 этапа:
1. Кризис стратегии, т.е. отсутствие целей и вариантов их достижения;
2. Кризис результатов деятельности;
3. Кризис ликвидности – трансформации активов предприятия в денежные средства.
В кризисное состояние организация входит как правило длительный период. Выход из кризиса может быть как мгновенный (ступенчатый), т.е. в результате акции, так и продолжительным по времени, в ходе революционных преобразований.
Опасность кризиса существует даже при благоприятной экономической ситуации. Это делает важным распознание признаков кризисной ситуации, а успех управления кризисом зависит от своевременного определения факторов, причин и симптомов кризиса.
Фактор кризиса – событие, либо зафиксированное состояние, либо установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
Симптом – внешнее проявление кризисных явлений в виде наличия отрицательных тенденций. Проявляются в показателях и тенденциях их изменения, отражающих неудовлетворительное функционирование и развитие организации.
Симптомом кризисного развития также может стать несоответствие показателей закономерному соотношению.
Причины – источники возникновения кризиса, события или явления в результате которых он наступает.
Причины делятся на:
1.Внешние – могут быть связаны с тенденциями мировой экономики (конкуренцией, политической ситуацией и т.д.);
2. Внутренние – связаны с просчётами и неэффективностью руководства и неоправдавшимися рисками.
Причины также делятся на:
1. Объективные – связанные с циклическими потребностями в модернизации и реконструкции;
2. Субъективные – отражающие ошибки и авантюризм в руководстве;
3. Природные – обусловленные явлениями природы, климата, географического положения.