Двойственный характер труда при создании товара
Свойства товара обусловлены характером труда. При производстве труд воплощенный в товаре характеризуется двойственным проявлением – конкретным и абстрактным трудом.
а). Конкретный труд – общественный труд, затрачиваемый в особенно целесообразной форме с использованием определенных средств и предметов труда, характеризуется целью и создает специфическую потребительную стоимость.
NB:Конкретный труд имеет определенную цель, характер операций, предмет, средства и результаты.
б). Абстрактный труд – общечеловеческий труд, общественный характер которого проявляется посредством обмена. Абстрактный труд является общественной формой затрат физических и умственных сил человека, общей экономической категорией товарного производства.
NB:При определении абстрактного труда следует абстрагироваться от качественных отличий многих конкретных видов труда, от его полезных форм. Абстрактный труд включает в себя общее, присущее многим видам конкретного труда.
Альтернативные теории стоимости.
Относительно сущности стоимости и цени в мировой литературе сформировались такие основные теории:
– трудовая теория стоимости;
– концепция предельной полезности;
– теория издержек производства;
– концепция спроса и предложения;
– смешанные теории, в которых делаются попытки объединить отдельные названные концепции.
а). Трудовая теория стоимости (У. Петти, А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс):
– Сформулированы положения о свойствах товара;
– Стоимость товару определяется по Марксуобщественно необходимым рабочим временем.
NB: Стоимость товара определяется общественно необходимым временем, идущим на производство единицы продукта при общественно нормальных условиях производства: среднем уровне умелости и интенсивности труда.
– Стоимость товара зависит от соответствия товарной массы величине общественных потребностей, общественной потребительной стоимости.
б). Концепция издержек производства(Ж.Б. Сей):
– Стоимость товара создается при помощи таких трех факторов как труд, земля, капитал.
– Всем трем факторам производства в процессе производства, создании стоимости товара отводится одинаковая роль.
в).По мнению же сторонников теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс), в основе обмена товара лежитполезность продукта, то есть стоимость определяется исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от наличного запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем.
NB: Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительно потребленной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленной на изменение потребленного количества.
г).Согласно концепции спроса и предложения, стоимость товара определяется не затратами общественно необходимого труда, а соотношением спроса и предложения.
д). Сторонники концепции «символической стоимости» утверждают об исчезновении стоимости, игнорируют тот факт, что стоимость имеет не только количественную, но и качественную сторону.
NB:В последнем случае она выражает производственные отношения между товаропроизводителями; производителями и потребителями товаров и услуг (или отношения экономической собственностью). Это означает, что даже в процессе развития личности человек вступает в производственные отношения с другими людьми, которые предоставляют соответствующие услуги для развития личности. Поэтому стоимость не исчезает, а приобретает качественно и принципиально новых форм своего движения.