Предложение как экономическая категория.
ТЕМА 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Спрос как экономическая категория
Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров.
С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е. проявляется как платежеспособная потребность.
В современной экономической теории различают такие виды спроса как:
- действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;
- реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;
- неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.
Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D).Обычно она является убывающей.
|
|
Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:
Qd=a- b*P,
где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода;
a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены;
b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены;
P – цена.
Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.
Неценовые факторы спроса
К основным неценовым факторам спроса относятся:
1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.
2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.).
3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.
4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце.
В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары.
Таблица 1
Исключения при формировании спроса
Эффект “Герффена” | Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структур своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. |
Эффект присоединения к большинству | Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отстать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается. |
Эффект сноба | Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие. |
Эффект Веблена | Речь идет о феномене демонстративного потребления. В определенных условиях цена становится показателем его престижности. Отсюда возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров. |
Эластичность спроса
Эластичность спроса –это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Он показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.
Эластичность спроса может рассчитываться по цене и по доходу.
Эластичность по цене Е = ∆Q% / ∆P%
Эластичность по доходу Е = ∆Q% / ∆I%
Таблица 2
Модели эластичности спроса и их графическое изображение
Модели эластичности | Графическое изображение эластичности | ||||||
Абсолютно эластичный спрос: цена продукта не изменяется, не смотря на изменение спроса. Коэффициент эластичности стремиться к бесконечности |
| ||||||
Эластичный спрос означает высокую чувствительность к цене, при которой коэффициент эластичности больше 1 (Ер >1) |
| ||||||
Единичная эластичность означает одинаковую степень перемены цены и объема спроса в противоположных направлениях, коэффициент эластичности равен 1 (Ер =1). |
| ||||||
Неэластичный спрос означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше 1 (Ер <1). Данный вид спроса характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда, расходы на общественный транспорт |
| ||||||
Абсолютно неэластичный спрос: изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса. Коэффициент эластичности равен 0. |
|
На степень эластичности спроса влияют факторы:
- наличие товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров, (например, чай и кофе);
- размер дохода потребителя;
- качество товаров;
- удельный вес товара в бюджете потребителя;
- является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости;
- наличие товаров - комплементов (взаимодополняемые товары, например, фотоаппарат и фотопленка);
- наличие независимых товаров, например, карандаш и молоко.
Предложение как экономическая категория.
Закон предложения
Предложение – S (от англ. supply) - это желание и способность производителей предлагать для реализации на рынке определенные блага.
Зависимость между ценой товара и предложением изображается с помощью кривой предложения.
|
|
Уравнение кривой предложения представлено в следующем виде:
Qd=a+ b*P,
где: Qd – величина предложения при заданном уровне дохода;
a – параметр, показывающий изменение неценовых факторов, при изменении величины данного параметра происходит сдвиг кривой предложения;
b – параметр, показывающий изменение неценовых факторов, при изменении величины данного параметра происходит наклон кривой предложения;
P – цена.
Кривая предложения иллюстрирует закон предложения. Сущностьзакона предложениясостоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара:чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.