Феномен экономической журналистики
Чтобы определить сущность экономической журналистики, следует выделить ее из общей журналистики и разграничить ее с собственно журналистикой и медиаэкономикой. Теория журналистики, как и экономическая теория, в настоящее время — динамично развивающаяся научная дисциплина, а сама журналистика, как социально-практическая деятельность, играет чрезвычайно важную роль в социально-экономической системе общества.
Если рассматривать журналистику как массово-информационную и производственную деятельность, то экономическая журналистика — это общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной экономической информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.). Таким образом, в дефиниции экономической журналистики мы выделяем экономическую информацию в качестве главного объекта данного направления теории журналистики.
Для производства и распространения экономической информации предназначены те или иные средства массовой информации, совокупность которых представляет собой либо социальную систему (медиасистему) в случае выполнения ими функций экономической журналистики, как и социальной, политической, спортивной журналистики и т.д., либо систему медиапредприятий, если рассматривать СМИ как субъект рыночной экономики и носитель производственной деятельности.
Второй аспект анализа экономической журналистики, тесно связанный с первым, — отличие роли медиасистемы от роли системы медиапредприятий. Медиасистема в экономической журналистике непосредственно задействована в организации потоков экономической информации (ее сбор, переработка, и распространение). Таким образом, система СМИ выполняет общественную функцию в социуме. Выполнение этой функции тесно связано с производственной деятельностью средств массовой информации, а значит, функционированием их в роли особого рода предприятий (предприятий СМИ, или медиапредприятий). Производственная деятельность СМИ (выступающих в роли медиапредприятий, совокупность которых образует уже не систему СМИ, а систему медиапредприятий) связана с организацией потоков финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Иными словами, производственная деятельность системы медиапредприятий заключается в эффективном использовании факторов производства для реализации конечной цели медиасистемы в экономической журналистике — распространение экономической информации.
Такая деятельность также подразумевает использование экономической информации, однако в случае выполнения медиасистемой социальной функции экономическая информация носит «внешний» характер, является продуктом («экономический медиапро-дукт»), предназначенным для удовлетворения потребностей аудитории. Экономическая информация в этом случае — товар, если она производится на частном медиа-предприятии, либо общественное благо, если производитель ее — государственное медиапредприятие. Главный ее потребитель — аудитория, общественность, юридические и физические лица.
В случае осуществления медиапредприятиями производственной деятельности используется экономическая информация, которая носит «внутренний» характер и пред-ставляет интерес только для медиабизнеса. Разумеется, экономическая информация как конечный продукт медиасистемы и экономическая информация как внутренний экономический ресурс и фактор производства имеют точки соприкосновения (например, информация о курсах валют одновременно является медиапродуктом для аудитории и оказывает влияние на экономическое поведение медиапредприятий).
Третий аспект экономической журналистики предполагает - система произведений. При этом необходимо отделить экономическую журналистику от других направлений журна-листики, предназначенных в первую очередь для удовлетворения потребностей опреде-ленных сегментов аудитории. Так, довольно часто используют термины «деловая жур-налистика», «бизнес-журналистика», «корпоративная журналистика». Чтобы отделить экономическую журналистику как систему произведений от перечисленных направлений журналистики, следует четко разграничить данные понятия.
Термин «экономическая журналистика», как и термины «деловая журналистика» или «бизнес-журналистика», применяются в настоящее время часто, но по отношению к практической деятельности. Теории этих видов журналистской деятельности пока не существует. При этом в типологии СМИ уже прижились понятия «деловые СМИ», «кор-поративные СМИ», «рекламные СМИ», которые, по нашему мнению, являются разно-видностями, или системными компонентами, «экономических СМИ». Однако экономическая информация распространяется посредством не только «экономических СМИ», но и любых других.
В качестве системы произведений экономическая журналистика представляет собой, с одной стороны, систему экономических публикаций, составляющих содержание «эко-номических СМИ» как отдельного компонента медиасистемы, с другой — совокупность экономических публикаций в любых других средствах массовой информации. В этом случае экономическая журналистика является своеобразной метасистемой1, образующей инфраструктурные связи в экономической, социальной, культурной и других сферах общества. Часто роль экономической журналистики (даже если публикации не посвящены напрямую экономическим событиям) заключается в экономическом обосновании (в этом смысле экономика являет собой определенную идеологию), объяснении поведения индивидов в тех или иных ситуациях.
Итак, экономическая журналистика как практическую деятельность, как медиасистему и систему медиа-предприятий и как систему произведений.
Методологическую основу теории экономической журналистики составляют теория журналистики, теория коммуникаций и экономическая теория.
В случае рассмотрения экономической журналистики как практической деятельности экономическая журналистика представляет собой массовую коммуникационно-информационную деятельность, предметом которой является экономика как совокупность отраслей и сфер деятельности, а объектом выступают любые индивиды, институты, отрасли, отечественное и мировое народное хозяйство.
Сама возможность становления и функционирования рыночной экономики в нашей стране связана с тем, что отечественные средства массовой информации создали благоприятное общественное мнение, убедили аудиторию в необходимости и целесообразности формирования и функционирования рынка в России. К сожалению, публикаций о проблемах и опасностях рыночной экономики почти не было либо они оказались невостребованными. В настоящее время практическая экономическая журналистика уже не является инструментом идеологической пропаганды, она выполняет информационные функции и выступает в качестве компонента инфраструктуры рыночной экономики.
Экономическая журналистика как система произведений не тождественна совокупности публикаций в деловых СМИ. Деловые СМИ выделяются по признаку адресности: они предназначены для лиц, принимающих решения, потребности и интересы которых не ограничены исключительно экономической информацией, однако ограничены их время и внимание. Поэтому, кроме непосредственно экономической информации, в деловых изданиях распространяется информация о других областях жизни общества — от политики до сферы развлечений. Сегмент таких потребителей невелик.
В то же время огромную аудиторию составляют наемные работники, обычные граждане, «люди с улицы», которые также нуждаются в экономической информации. На наш взгляд, экономическая журналистика дает им возможность принимать экономические решения. Вопросы, по которым она помогает принять решения, можно объединить в три группы:
– макроэкономические: каков прогноз уровня инфляции, сделать упор в этой связи на потреблении или накоплении; каким образом сохранить накопленное; находится экономический цикл в фазе подъема или спада; каков уровень безработицы и чем это грозит, предпринимать ли попытки поиска новой работы; каков уровень заработной платы в разных отраслях и сферах экономики, регионах и странах; каковы гарантии и уровень социального обеспечения; какую экономическую политику осуществляет государство; в чем заключается социальная справедливость и т.д.;
– мезо- и микроэкономические: в какой сфере трудиться; какие специальности и профессии востребованы на рынке труда в настоящее время и какие будут востребованы в ближайшем будущем; оставаться (или стать) наемным работником либо предпринимателем; каковы перспективы развития отрасли, в которой работаешь; каковы перспективы региона, в котором проживаешь; в чем заключается социально-экономическая политика региональных органов власти, руководства отрасли и компании и т.д.;
– потребительские: что, где, сколько приобретать: качество потребительских товаров, места их продажи, система цен и скидок в оптовой и розничной торговле и т.д.
Экономическая информация, помогающая принять решения по этим и другим вопросам, должна содержаться как в деловой, так и в универсальной либо специализированной массовой прессе, только структура проблем представителей разных сегментов аудитории и уровень компетенции и аудитории, и журналистов могут различаться.