Международная торговля. Сущность,этапы развития.
МТ представляет собой процесс купле-продажи осуществляемый между покупателями продавцами и посредниками разных стран. МТ-оплачиваемый совокупный товарооборот происходящий между странами. МТ включает: экспорт; импорт тоовара, соотношение между объемами называется торговым балансом. Объектом МТ явл.не вся продукция стран участниц, а наиболее конкурентоспособная.В этом одно из главных различий между нац.внутренней торговлей и МТ.В связи с этим узаконена конкур-сть продукции. На рубеже 18-19в. достиг значительных масштабов и преобретает характер достойчивых междунар.товарно-ден.отношений.В 20века МТ потерпела ряд глубоких кризисов:первый связан с войной 1914-1918гг.он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, и продолжился до 2МВ 1939-1945гг.В послевоенный период МТ столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальных систем(конец 40-х начало 60-хгг.20века). К концу 20века международный обмен приобретает взрывной характер. МироваяТ развивается особенно бурно на стабильный устойчивый рост, МТ в этот период оказыв. след. факторы: 1)бурное развитие МРТ и интернационализация производства; 2)НТР способств. обнавлению осн. капитала, создание новых отраслей эк-ки, реконструкция и модернизация;3)деят-сть ТНК и ТНБ на мировом рынке; 4)регулирование МТ посредством мероприятий проводимых в нач. генер. согласие о тариф. и торговле а затем ВТО (всемирная торговая организация); 5)либерализация МТ, переход многих стран к режиму включ.отмену колич-го ограничения импорта,снижение томоженных пошлин; 6)образование свободных эк-ких зон; 7)развитие процессов торгово-эк-ой интеграции, устранение региональных барьеров, формирование общих рынков и зон свободной торговли; 8)получение полит. Независимости бывших колониальных стран, выделение из их числа новых индустриальных стран с моделью эк-ки, ориентиров. на внешний рынок. По имеющимся прогнозам высокие темпы мир. торговл сохран.и в первой половине 21века.Тем не менее заметно проявл. неравномерность динамики внеш. торговли. Это повлияло на соотнош-е сил между странами на мир-ом рынке. Так экспорт Германии приблизился к америк.,а в отдельные годы даже превосходил его.Помимо Германии заметными темпами растет экспорт и др.зап-евр. стран.Значител. рынок в сфере МТ сделала Япония.К концу 80-х гг.Япония стала выбиваться в лидеры по решающим факторам конкур-сти;близко к ней подошли новые индустриальные страны Азии однако к к.90-х гг. США вновь вышла на лидерские позиции особенно на рынке наукоемкой инновационной продукции. Что касается развив. стран,то в основном остаются поставщиками на мировой рынок, сырья, продовольствия и простых изделий готовой продукции.
Теории МТ.
Первая из таких теорий стала теория меркантилизма (1500-1800гг.).Согласно ее богатство любой страны измеряются кол-вом получаемых от торговли денег, золото. Поэтому страны принявшие такой подход к роли и значению торговли в качестве торговой ориентации старались больше экспортировать и как можно меньше импортировать. Многие годы стремится стать эк. самостоят. организуя производство всех товаров внутри страны и ограничивая проникновение к себе других купцов.
Теория неомеркантильности имеет место и сегодня в пол-ке тех стран, кот. хотят достичь соц.и полит. независ-сти. В этом случае разница между активным и пассивным торг. балансом компенсируется кредитами в такой стране со след. за ней дефицитами торг.баланса.
Теория абсолютного преимущества стран в МТ (А.Смитт). Он считал, что гораздо выгоднее покупать товары у той страны, кот.в их производстве имеет преимущество,чем производить их самим в убыт. условиях. Отводил большую роль спец-ции производства на основе абсол. преимущества данной страны в прир. ресурсах(раб. сила).От этой теории позднее появилась
теория размера страны,в силу кот. крупные страны рассматр. страны, имеющие преимущества в развитии ряда отраслей. Теория сравнительного преимущества стран в МТ (Д.Рекардо).Он считал что торговля может быть взаимно выгодной, если одна страна откажется от менее эффективного производства какого-либо товара в пользу более эффективного производства того же товара др. страны. Т.обр.теории А.Смитта и Д.Рекардо помогали странам выявл.какие виды производимых товаров смогут обеспеч. им преимущество в торговых отношениях.
Теория соотношения факторов производства(Хекшер, Б.Олин). Они разработали практические рекомендации по направлениям и структуре товарных потоков.В зависимости от факторов произв-ва.П.Самуэльсон(США) придал им матем.основу.Данная модель на Западе часто называется моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона. Суть теории сводится к следующ.:все страны имеют разн. набор факторов произв-ва, если одна страна обеспечена в избытке трудом,то трудаемкие товары будут обходиться ей дешевле.В странах с избытком капитала дешевле производить товары капиталоемкие. Соответственно 1-ой стране выгодно экспортир. трудаемкую продукцию, а 2-ой наоборот. Отсюда очень серьезное значение преобретает проблема сбалансированности экспорта и импорта. Подобные факты поставили перед эк-ой наукой проблему поиска новых подходов к развитию мир. торг.
Существенно обновила сложившиеся в мировой практике взгляды теория жизненного цикла товара разработ. Верненом. Суть ее в том что любая продукция или услуга выходя на рынок проходит жизн. цикл, кот. состоит из 4 стадий: 1)внедрение; 2)рост; 3)зрелость; 4)спад. и произв-во этой продукции должно соотв-вать этим стадиям. Вернен доказал что США лидер на рынках новых и перспектив-х товаров и услуг т.к спрос на них возн. на нац. рынке раньше чем на междунар.-это приводит к технологич. преимуществам США. Америк. фирмы на стадии развития произв-ва экспортир. эти новшества, а по мере роста спроса на них организ. их произв-во за рубежом.