Независимые оптовые продавцы
?1.
Торговля – отрасль национальной экономики, основной целью которой является реализация товаров путем купли-продажи. Относится к сфере к сфере услуг.
Удельный вес отрасли в ВВП более 10%. На торговлю и общественное питание приходится более 10% всех занятых в экономике Беларуси. В отрасли сконцентрировано более 3% основных средств. Более 80% товарооборота (Т/О, выручка от продажи товаров) обеспечивают ТП частной формы собственности и индивидуальные предприниматели (ИП).
Первичное звено торговли – ТП.
ТП – самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, занимающийся закупкой, хранением и реализацией товаров и оказанием сопутствующих услуг (упаковка, перевозка, продажа в кредит и др.) с целью получения прибыли.
Особенности деятельности ТП:
1. ТП может заниматься торговлей оптовой и розничной, внутренней и внешней.
2. Кроме оказания услуг, ТП может также выпускать продукцию (хлебобулочные изделия, пищевые полуфабрикаты и др.).
3. Специфические ТП – предприятия общественного питания (торгово-производственная деятельность): столовые, кафе, бары, рестораны и т.п.
4. По форме собственности ТП могут быть государственными, частными, находится в общей собственности государства и частных лиц.
5. ТП создаются в различных организационно-правовых формах. Чаще это – ООО, ОДО, АО, УП. Торговлей активно занимаются ИП. В сельской местности значительную часть товарооборота обеспечивают предприятия потребительской кооперации (кооп, форма УП).
ТП может являться структурным подразделением (филиалом) др. юридического лица. Например, фирменные магазины от мясокомбинатов, кондитерских фабрик; сети магазинов Корона, Евроопт; сеть ресторанов McDonald’s и т.п.
6. Для представления и защиты интересов ТП могут создавать объединения (ассоциации, союзы). Например, Белорусская торгово-промышленная палата способствует установлению связей с зарубежными партнерами, продвижению белорусских товаров на внешнем рынке и др.
Виды ТП:розничные и оптовые.
I. Розничные – как правило, реализуют товары населению в небольших объемах. Розничная торговля осуществляется через магазины, рынки, киоски, автолавки, лотки и т.п.
Задачи:
· удовлетворение спроса населения по ассортименту и качеству;
· организация качественного обслуживания с предоставлением разнообразных услуг.
Виды розничных ТП:
1. По размеру (критерии – объем товарооборота, численность работников): малые, средние, крупные.
2. По товарной специализации
· Узкоспециализированные – реализуют 1 товар (Обои, Хлеб, Кухни, Гузікі)
· Специализированные – группу товаров (Мебель, Продукты, Хозтовары)
· Универсальные – разнообразные товары или универсальный ассортимент (универсам, универмаг, супермаркет; гипермаркет – магазин площадью несколько тысяч м2, реализующий несколько десятков тысяч наименований товаров.).
3. По методу обслуживания: самообслуживание, торговля через прилавок; по каталогам, по почте, через распространителей, Internet.
4. По группам обслуживаемых покупателей: в зависимости от размера дохода, пола, возраста и т.п. (например, магазины детской одежды, женской, бутик элитной одежды)
II. Оптовые – реализуют товары относительно большими партиями юридическим лицам (розничной торговле, промышленным предприятиям), реже населению.
Задачи:
· анализ рынка, формирование ассортимента согласно запросам розничной торговли;
· поиск поставщиков товара, его закупка, доставка и реализация.
Виды оптовых ТП:
1. По размеру, по товарной специализации – аналогично.
2. По роли в оптовой торговле
Независимые оптовые продавцы
· Оптовые посредники – не приобретают право собственности на товар, реализуют его от имени собственника или от своего имени. Действуют в интересах собственника. За свои услуги получают вознаграждение – % (например, торговля по договору комиссии).
?2.
Для нормальной работы ТП должно обладать определенным имуществом (активами):
I. Основными средствами (ОФ);
II. Нематериальными активами (НМА);
III. Оборотными средствами (ОбС).
I. ОФ. Состав (структура):
· здания, сооружения, машины и оборудование и др.;
· активная и пассивная часть;
· используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности.
Особенности торговли
Много специфических ОФ: прилавки, стеллажи, холодильники, кассовое оборудование и т.п.
На пассивную часть ОФ может приходится до 80-90% их стоимости. Торговля в отличие от промышленности обычно не изменяет предмет труда, а продает готовый товар.
Эффективность использования ОФ ТП характеризуется показателями, подобными промышленности. Важным также является эффективное использование торговой площади.
1. Товарооборот на 1 м2 торговой площади → max, др. показатели аналогично.
2. Товарооборот на 1 посадочное место в общепите
3. Прибыль от реализации на 1 м2 торговой площади
4. Удельный вес торгового зала в общей площади торговых помещений.
Затраты ремонт ОФ относится на текущие затраты (издержки обращения), а приобретение новых и реконструкция действующих ОФ осуществляется за счет капитальных вложений. Источники: собственные (уставный фонд (капитал), чистая прибыль, фонд накопления и др. фонды); заемные (долгосрочные кредиты, займы).
II.Состав и методика учета НМА (товарные знаки, лицензии, права на программные продукты для ЭВМ и др.) аналогична промышленности.
III. ОбС (краткосрочные активы). Состав:
· товарные запасы;
· инвентарь и хозяйственные принадлежности, относящиеся к ОбС; спецоснастка и спецодежда (санитарная одежда, столовая посуда и белье, недорогой инструмент и др.)
· тара, упаковка и др. производственные запасы;
· краткосрочные расходы будущих периодов;
· денежные средства и краткосрочная дебиторская задолженность.
Источники ОбС:
· собственные: уставный фонд, чистая прибыль, фонд пополнения ОбС и др. фонды;
· заемные: краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность.
Особенности торговли
Характерна большая величина товарных запасов, поэтому на ОбС приходится до 80% средств ТП, остальное – ОФ, НМА и др.
ТП значительно чаще промышленных используют краткосрочные кредиты банков из-за более быстрой оборачиваемости ОбС.
Нормируются следующие ОбС: товарные запасы; материалы и др. производственные запасы; денежные средства в кассе и в расчетах (дебиторы).
Норматив ОбС – запас ОбС, денежная сумма, необходимая ТП для нормальной работы: создания плановых запасов ТМЦ и финансирования др. текущих затрат.
Размер нормируемых ОбС средств зависит от объема Т/О и скорости обращения товаров. Например, розничный Т/О 4 квартала 670 млн. руб., средний уровень торговых надбавок 18% к Т/О, транспортных расходов – 3%. Норма запаса по товарам 20 дней, по остаткам денежных средств в кассе – 1,1 дня. Норматив по прочим ОбС 22 млн. руб.
Нв ОбС общ = Нв ОбС по товарам + Нв ОбС по кассе + Нв ОбС по прочим , руб.
1. Нв ОбС по товарам = Т/О однодневн по с/с* Нз по товарам в днях
Т/О по с/с = Т/О – ∑торговых надбавок + ∑транспортных расходов , расчет можно провести и в %, тогда Т/О берется за 100%.
% с/с в Т/О = 100% – 18% + 3% = 85% Т/О однодневн = 670 / 90 дней = 7,44 млн. руб.
Т/О однодневн по с/с = 7,44* 85% / 100% = 6,32 млн. руб. Нв ОбС по товарам = 6,32* 20 = 126,4 млн. руб.
2. Нв ОбС по кассе = Т/О однодневн* Нз по кассе в днях =7,44* 1,1 = 8,18 млн. руб.
3. Нв ОбС по прочим = 22 млн. руб.
Устанавливается исходя из прошлого периода и изменений на плановый период.
Итак, Нв ОбС общ = 126,4 + 8,18 + 12 = 156,58 млн. руб.
Например, наличие собственных оборотных средств на начало квартала 95 млн. руб., кредиторская задолженность по торговым операциям 26 млн. руб. Тогда найдем дополнительную потребность в ОбС, которая может быть покрыта за счет кредита:
Доп потребность в ОбС = 156,58 – 95 – 26 = 35,58 млн. руб.
?3.Самостоятельно, Калинка, с.206-211.
?4.
Издержки обращения (ИО) – расходы (затраты) на реализацию товаров, включаемые в их цену и покрываемые за счет выручки от их реализации.
Состав затрат, относимых на ИО регулируется Инструкцией по бухучету доходов и расходов 2011 г. и нормативными актами, отражающими особенности затрат в торговле:
1. Транспортные расходы;
2. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
3. Расходы на тару;
4. Расходы на топливо, электроэнергию для производственных нужд;
5. Стоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей, спецодежды и спецоснатки;
6. Потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли и технологические отходы (например, потери, связанные с обсыпкой и крошением кондитерских изделий);
7. Расходы на оплату труда торговых работников с отчислениями;
8. Амортизация основных средств и нематериальных активов;
9. Расходы на ремонт и аренду основных средств;
10. Расходы на рекламу; командировочные расходы; оплата услуг связи, банков и др.
При составлении сметы затрат ИО группируются по 5 элементам.
В отличие от полной с/с продукции в промышленности ИО не включают стоимость закупленных товаров. Это обоснованно: ТП закупает готовые товары, затрачивая лишь средства на их доведение до потребителя.
Не все расходы ТП можно отнести на ИО:часть расходов на оплату труда; расходы на соцкультбыт; % по кредитам на покупку ОС и НМА; потери товаров сверх норм естественной убыли, штрафы уплаченные и др.
Важнейший относительный показатель деятельности ТП – уровень ИО:
У ио = (ИО / Т/О)* 100% → min , %
ИО – сумма издержек обращения ТП, руб.;
Т/О – товарооборотТП – выручка от реализации товаров.
Т/О = Розн Ц (или Опт Ц)* V реализ. в натур. выраж.
У ио обычно колеблется в пределах от 6-7% до 20%. Он выше по товарам с особыми условиями хранения (скоропортящиеся и т.п.), товарам, перевозимым на большие расстояния.
?5.
ТП реализуют товары по оптовым или розничным ценам, которые формируются с учетом торговых надбавок, скидок или наценок.
1. Чаще товары продаются с торговыми надбавками: оптовыми (ОптН) и в рознице (ТН розн):
ОптЦ = ОтпЦ без НДС + ОптН + НДС оптовой торговлиÚ
РознЦ = ОтпЦ без НДС + ОптН + ТН розн + НДС розничной торговлиÚ
Если нет оптового звена, то РознЦ = ОтпЦ без НДС + ТН + НДС розничной торговли
Торговая надбавка (ТН) – плата, которую ТП включает в цену товара за оказание услуг по его реализации.
Характеристики надбавок:
1. Надбавки используется ТП для покрытия ИО и образования прибыли (Пр): ТН = ИО + Пр
2. Оптовые и розничные надбавки определяются в % к ОтпЦ предприятия-изготовителя или импортера без НДС: ТН = ОтпЦ без НДС* %ТН / 100% ;
3. Величина надбавок зависит от вида товара, потребителя, спроса и предложения, ИО, ценовой политики предприятия и т.п.;
4. На некоторые социально значимые продукты питания, детские товары, лекарства государством установлены максимальные надбавки: Например, хлеб 15 (19)%.
Пример расчета РознЦ. ОтпЦ мясокомбината за 1 кг сосисок без НДС 29850 руб. НДС (10%) 2985 руб. ТН 14%. Найти РознЦ.
1. Отпускная цена производителя без НДС = 29850 руб.
2. НДС производителя = 29850* 10%/ 100% = 2985 руб.
3. Торговая надбавка = 29850* 14% / 100% = 4179 руб.
4. Розничная цена без НДС = 29850 + 4179 = 34029 руб.
5. НДС розничной торговли = 34029* 10% / 100% = 3403 руб.
6. Розничная цена с НДС = 34029 + 3403 = 37432 руб., с округлением 37430 (или 37450) руб.
2. С торговыми скидками (ТСк) реализуются товары, на которые государством или производителем установлены фиксированные или предельные максимальные цены: бензин, табачные изделия, сахар-песок.
ТСк предоставляет производитель торговле (не путать со скидкой-снижением цен для покупателя). ТСк устанавливается в % от РознЦ и представляет собой доход ТП. Государство может устанавливать их размер. ТСк = РознЦ* %ТСк / 100%
Пример. Розничная цена 1 кг сахара 7500 руб. ТСк (15,2%) = 7500*15/100 = 1140 руб. Тогда отпускная цена с завода = 7500 – 1140 = 6360 руб.
3. С торговыми наценками (ТНац) предприятия общепита реализуют продукцию собственного производства, покупные товары в разлив и порционно. ТНац устанавливается в % к РознЦ набора сырья, напитка и позволяет ТП покрыть затраты на кулинарную обработку продуктов, обслуживание клиентов и т.п.
Предельный размер наценок зависит от: наценочной категории предприятия общепита (третья, вторая, первая, высшая, люкс), товара, времени и места его реализации. Составляет от 0% до нескольких сот %.
Прим. Более подробные примеры расчета цен в торговле представлены в конце лекции.
Реализовав товар, ТП получает выручку. Сумма ТН (ТСк, ТНац) по всем реализованным товарам – валовой доход (ВД).
ВД (∑ТН) = ИО + Пр
Важнейший относительный показатель деятельности ТП – уровень валового дохода:
У вд = (ВД / Т/О)* 100%, %=>ВД = (Т/О* У вд) / 100%.
Значит, на изменение ВД влияет два фактора:
1. изменение объема Т/О: ∆ВД ∆Т/О = (Т/О 1 – Т/О 0)* У вд 0 / 100%
2. изменение среднего У вд: ∆ВД ∆У вд = (У вд 1 – У вд 0)* Т/О 1 / 100%
0, 1 – предыдущий и следующий периоды. У вд необходимо брать очень точно – 4-5 знаков после запятой. Влияние факторов может быть положительным и отрицательным. В конце необходимо провести поверку: ВД 1 – ВД 0 = ∆ВД общ = ∆ВД ∆Т/ О + ∆ВД ∆У вд. Аналогичные расчеты можно провести для ИО.
Прим.Нельзя путать следующие две величины: %ТН (ТН считается к отпускной цене без НДС) и У вд (ВД = ∑ТН соизмеряется с Т/О).
Планирование ВД базируется на данных о плане продаж, о товарном обеспечении, о плановой прибыли. Определяется точка безубыточности (Точка безуб) – минимальный Т/О, при котором ВД покроет понесенные затраты. При большем Т/О ТП получит прибыль.
Точка безуб. = ИО постоянные общая Σ / (У вд – У ио переменных)* 100%
Пример. Т/О = 800 млн. руб. ИО = 100 млн. руб, в т.ч. постоянные – 60 млн., переменные – 40 млн. ВД 160 млн. руб.
У вд = 160 / 800* 100% = 20%. У ио перем = 40 / 800* 100% = 5%. Точка безуб = 60 / (20 – 5)* 100% = 400 млн. руб. > 800 млн. руб. Значит, ТП будет получать прибыль.
?6.
Порядок формирования, распределения и использования прибыли ТП подобен порядку в промышленности.
Прибыль – обобщающий (результирующий) показатель работы ТП.
Общая сумма бухгалтерской прибыли (убытка) включает:
1. Прибыль (убыток) от текущей деятельности (от реализации товаров и прочей текущей);
2. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.
Любой из компонентов прибыли = Доходы – Расходы по соответствующей деятельности.
Например, прибыль от реализации товаров определяется как разница между ВД и ИО реализованных товаров.
Т/О (Выр) = Покупная ст-ть товаров в ОтпЦ без НДС + ВД (∑ТН) + НДС торговли Ù
1. НДС торговли = Т/О* ст.НДС% / (100% + ст.НДС%)
2. ВД = Т/О без ндс* %ТН / (100% + %ТН) или
ВД = Т/О без ндс – Покупная ст-ть товаров в ОтпЦ без НДС
3. ВД = ИО + Пр =>Пр = ВД – ИО
Прим. Если товар реализуется с торговой скидкой, то ВД = Т/О* %ТСк / 100% – НДС к уплате торг
При распределении прибыли ТП уплачивает налог на прибыль (18%, по дивидендам 12%) и в распоряжении предприятия остается чистая прибыль.
Направления использования чистой прибыли: резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления, выплата дивидендов, пополнение УФ и др.
Особенность торговли – необходимо направлять значительную часть чистой прибыли (до 40%) на пополнение собственных оборотных средств для создания товарных запасов.
Прибыль ТП, не использованная в течение года – нераспределенная.