Субъекты приватизации — продавцы и покупатели

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества с одной стороны и покупатели — с другой.

Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности — федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).

По правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, приватизируются и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Сравним: если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами путем совершения сделок с имуществом. Государство сочетает в себе законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время собственником. Это накладывает отпечаток на осуществление им права собственности.

Сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок, способы приватизации. Наиболее важные объекты (они указаны в п. 4 ст. 7 Закона о приватизации) могут быть приватизированы на основе специального закона. На основе Закона о приватизации Правительство РФ принимает постановления — подзаконные акты в целях реализации Закона.

В порядке, предусмотренном Законом, органы государственной власти принимают решения о приватизации.

До недавнего времени функции продавца имущества РФ выполняло специализированное учреждение — Российский фонд федерального имущества. После его упразднения функции по организации продажи имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[312]. Указанное агентство, в свою очередь, имеет право привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества[313]. Правительство РФ вправе своим решением поручить юридическим лицам организовывать от имени РФ продажу федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. утвержден перечень таких юридических лиц[314].

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по принятию решений о приватизации и организации продажи имущества определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Покупателями могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25%.

Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности. Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26% вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на наш взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

В отличие от двух предыдущих Законов о приватизации (1991 г. и 1997 г.) действующий Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

Однако согласно ст. 43 Закона о приватизации (она называется «Переходные положения»), если работники, реализуя свои льготы по старым законам, без конкурса и аукциона подписались на акции по закрытой подписке до вступления в силу Закона и если им направлены соответствующие извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся им по закрытой подписке, то правила нового Закона к закрытой подписке не применяются.

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[315] иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством РФ о приватизации. Закон о приватизации непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации.

Специфично положение самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный комплекс, объект приватизации. С другой, до преобразования в хозяйственное общество оно сохраняет статус субъекта — государственного предприятия как юридического лица.

В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника его имущества:

— сокращать численность работников предприятия;

— совершать сделки, цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия или превышает более чем в 50 тыс. раз установленный в стране минимальный размер оплаты труда;

— получать кредиты;

— осуществлять выпуск ценных бумаг, выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Объекты приватизации

Объекты приватизации — это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Как уже отмечалось, ряд объектов выведен из сферы действия данного Закона. Закон перечисляет объекты, подлежащие отчуждению по другим федеральным законам (например, государственный и муниципальный жилищный фонд), но не содержит перечня объектов, подпадающих под действие Закона о приватизации. Не содержал такого перечня и Закон о приватизации 1997 г.

Анализ норм о приватизации все же позволяет сделать вывод, что основными объектами приватизации являются предприятия как имущественные комплексы и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ.

Объектами приватизации являются, прежде всего, сами государственные предприятия как имущественные комплексы. Напомним, что ГК РФ различает государственное, муниципальное унитарное предприятие как субъект права — юридическое лицо (ст. 113 ГК РФ) и предприятие как объект права. Предприятие как объект — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также исключительные права (на коммерческое обозначение, товарный знак и др.).

Несмотря на то что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ).

Другим объектом приватизации являются принадлежащие государству акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. В Законе отражены особенности приватизации других объектов — земельных участков, на которых предприятия находятся, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе унитарного предприятия, объектов культурного наследия. Так, земельные участки, хотя они учитываются за балансом предприятия, поскольку используются им либо на праве аренды, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, включаются в состав имущественного комплекса предприятия.

Продажа объектов культурного наследия сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства. Приобретая их, покупатели знают, что это связано с обременениями по содержанию, сохранению, использованию (включая реставрационные работы, ремонт) объектов.

Находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (п. 1 ст. 30 Закона о приватизации).

Подобные объекты, используемые только в рамках самого предприятия, в интересах его работников, могут быть приватизированы. При этом обязательным условием приватизации является использование их по назначению, но не более 5 лет с момента приватизации.

Как объекты культурного наследия, так и социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут остаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.

В зависимости от возможности и порядка приватизации различается имущество, которое:

а) может находиться только в государственной собственности (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» не подлежит приватизации имущество организаций федеральной почтовой связи);

б) приватизируемое в общем порядке;

в) приватизация которого ограничена.

Закон о приватизации ввел понятие «стратегические предприятия и акционерные общества». К таковым относятся федеральные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых (часть акций) принадлежат РФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Правительство РФ вправе выходить с предложением к Президенту РФ об изменении указанного перечня, уменьшении степени участия РФ в стратегических акционерных обществах. В настоящее время по данному вопросу действует Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»[316].

Указанные стратегические объекты включаются в Прогнозный план приватизации только после принятия решения Президентом РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах.

Акции открытого акционерного общества «Газпром» могут быть включены в прогнозный план приватизации на основании федерального закона.

Планирование приватизации. Решение об условиях приватизации

Общий порядок приватизации заключается в преобразовании отношений государственной и муниципальной собственности в частную собственность на основе прогнозного плана (программы) приватизации. Специального закона или указа Президента РФ для этого не требуется.

Подготовку проекта прогнозного плана приватизации осуществляет Росимущество. Подготовленный им проект передается Минэкономразвития России. Указанный проект прогнозного плана (программы) приватизации после согласования его с Минфином России, Федеральной антимонопольной службой представляется Минэкономразвития России на утверждение Правительству РФ.

Прогнозный план (программа) приватизации утверждается на срок от одного года до трех лет[317]. Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 2102-р утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011—2013 годы[318].

После утверждения прогнозного плана (программы) приватизации наступает этап подготовки имущества, в частности, предприятия, к приватизации.

Решение об условиях приватизации принимает Росимущество или по его поручению его территориальное подразделение. Прогнозным планом может быть предусмотрено, что решение принимает само Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. утверждены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона о приватизации).

Решение об условиях приватизации — это, по сути, план приватизации конкретного объекта. В решении об условиях приватизации должны содержаться следующие сведения:

— наименование и место нахождения приватизируемого объекта;

— способ приватизации;

— рассрочка платежа (если она предоставляется);

— иные необходимые для приватизации сведения.

В виде приложения к решению об условиях приватизации предприятия утверждаются:

— состав имущественного комплекса унитарного предприятия;

— перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации.

Документом, где указан состав имущественного комплекса предприятия, является передаточный акт. Согласно ст. 11 Закона о приватизации передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации имущества унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных предприятию как юридическому лицу, и о правах на них.

Инвентаризация имущества и обязательств федерального унитарного предприятия должна осуществляться самим предприятием в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

По своей юридической природе решение об условиях приватизации является актом органа исполнительной власти, детализирующим и конкретизирующим прогнозный план (программу) приватизации.

Способы приватизации

Способы приватизации — это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Большинство способов приватизации (восемь из указанных в ст. 13 Закона о приватизации десяти способов) — это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации — это различные способы продажи государственного имущества.

Способы продажи отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:

— места совершения сделки (например, продажа находящихся в государственной собственности акций на территории России или за ее пределами);

— особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе, например, имущество продается тому, кто больше за него заплатит, а вот на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за одну акцию). Начальная цена продажи на аукционе имущества определяется на основании отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком, действующим на основании лицензии на право осуществления оценочной деятельности. При продаже имущества на аукционе фактические цены могут быть выше рыночных (установленных на основе заключения оценщика о рыночной стоимости объекта), ведь побеждает на аукционе тот, кто заплатит больше первоначальной (рыночной) цены;

— выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);

— вида рынка (продажа акций на биржевых торгах с помощью брокеров или без обращения к услугам биржевых посредников);

— способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления акциями, продажа имущества любому покупателю, кто первым откликнется на публичное предложение о продаже государственного имущества);

— по моменту возникновения права собственности (так, при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя конкурса возникает после выполнения им условий конкурса).

От продажи следует отличать такой способ приватизации, как внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Такая передача имущества в уставные капиталы может осуществляться как при учреждении открытых акционерных обществ, так и в порядке оплаты дополнительно размещаемых акций при увеличении уставных капиталов обществ (ст. 25 Закона о приватизации).

Внесение принадлежащих государству акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в уставные капиталы акционерных обществ — холдингов достаточно широко применялось в России с самого начала процесса приватизации. В результате были созданы вертикально интегрированные холдинги в топливно-энергетическом комплексе, сфере металлургии и других сферах экономики.

В зависимости от вида собственности федеральное имущество вносится в уставный капитал акционерных обществ с долей участия государства — по решению Правительства РФ, в субъектах РФ — по решению органа исполнительной власти, в муниципальных образованиях — по решению органа местного самоуправления.

Закон о приватизации устанавливает минимум участия государства в уставных капиталах — доля государства в общем количестве обыкновенных акций акционерного общества не может составлять менее чем 25% акций плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

По вопросу о стоимости имущества, вносимого государством, его оценки, определении долей акций, принадлежащих государству, Закон о приватизации отсылает к Закону об АО, законодательству об оценочной деятельности.

Как известно, оплата акций производится деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами, другими правами, имеющими денежную оценку.

При передаче государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал не происходит акта продажи этого имущества. Вместе с тем законодатель считает внесение имущества в уставный капитал возмездным отчуждением государственного имущества, когда в качестве эквивалента государству передаются в собственность акции открытых акционерных обществ (п. 2 ст. 2 Закона о приватизации).

В отличие от продажи государственного имущества, где государство выступает в качестве продавца, внесение вклада в уставный капитал открытого акционерного общества является формой оплаты за акции неденежными средствами. То есть государство здесь выступает в качестве покупателя.

К купле-продаже ценных бумаг применяются нормы ГК РФ о купле-продаже, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи (п. 2 ст. 454 ГК РФ).

От способа приватизации путем внесения государством своего имущества в уставный капитал акционерного общества следует отличать передачу имущественного комплекса государственного предприятия хозяйственному обществу, создаваемому в результате преобразования в него этого предприятия — юридического лица. В качестве способа приватизации законодатель здесь признает само преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Однако это не совсем корректно. Преобразование государственного предприятия в другую организационно-правовую форму является видом реорганизации предприятия как юридического лица. Если осуществляется преобразование государственного предприятия в учреждение или автономную некоммерческую организацию, такая реорганизация регулируется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В иных случаях, реорганизация путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Сравним: в результате преобразования негосударственного юридического лица, например, полного товарищества в общество с дополнительной ответственностью, общество становится правопреемником товарищества, к нему переходит право собственности на имущество реорганизованного товарищества (п. 2 ст. 218 ГК РФ), а также иные права и обязанности в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Государственному предприятию принадлежит на закрепленное за ним имущество не право собственности, а ограниченное вещное право, право хозяйственного ведения (казенному предприятию — право оперативного управления). Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимает не само государственное предприятие как юридическое лицо, а орган государственной власти.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления на имущество к акционерному обществу не переходят, эти права прекращаются с утратой государственным предприятием своего статуса юридического лица.

Государство в лице Правительства в соответствии с Законом о приватизации принимает решение о прекращении государственного предприятия путем его реорганизации — преобразования в хозяйственное общество и передаче обществу права собственности на имущественный комплекс предприятия.

Государство в результате утрачивает право собственности на имущественный комплекс — предприятие — и приобретает право собственности на акции созданного акционерного общества, долю участия в обществе с ограниченной ответственностью и обязательственные права по отношению к нему как юридическому лицу (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

При преобразовании государственного предприятия приватизацией правильнее было бы считать не само преобразование, а передачу государственного имущества по передаточному акту хозяйственному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Обратим внимание, что единственным способом приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий закон признает преобразование их в хозяйственное общество.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если стоимость чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

При этом, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации три календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В случае если имущества унитарного предприятия недостаточно для формирования уставного капитала открытого акционерного общества, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

Процесс приватизации с преобразованием предприятия в открытое акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью этим не завершается. Следующий этап приватизации — продажа акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале, принадлежащих РФ, например, на аукционе, конкурсе.

Продажа на аукционе регулируется, помимо Закона о приватизации, Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585[319]. Порядок продажи на конкурсе определен Законом о приватизации, Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного постановлением правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584[320]. При этом отношения государства — продавца с приобретателями его имущества строятся на основе следующих принципов:

открытость в деятельности органов государственной власти в сфере приватизации. Прогнозный план (программа приватизации), решение об условиях приватизации публикуются в официальных изданиях;

информационное обеспечение приватизации. Информационное сообщение о продаже государственного имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее 30 дней до дня продажи;

равенство покупателей в приобретении государственного имущества. Претенденты на приобретение государственного имущества конкурируют между собой по заранее известным и доведенным до них сведениям — «правилам игры»;

перечень документов, представляемых покупателями государственного имущества, указан непосредственно в законе;

перечень оснований отказа претенденту в его участии в конкурсе, аукционе указан непосредственно в Законе и является исчерпывающим;

перечень возможных условий конкурса указан непосредственно в Законе и является исчерпывающим;

аукцион и конкурс являются открытыми по составу участников.

Максимальный срок выполнения условий конкурса — 1 год.

Продажа контрольного пакета акций либо доли в уставном капитале общества (если эта доля составляет более 50% уставного капитала) осуществляется на конкурсе (ст. 20 Закона о приватизации).

Если в конкурсе принял участие только один претендент на приобретение государственного имущества, такой конкурс признается несостоявшимся.

В заключаемом с победителем конкурса договоре продажи имущества обязательно предусматривается порядок подтверждения выполнения условий конкурса и порядок осуществления контроля за выполнением этих условий.

В случае невыполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается, соответственно имущество остается в государственной собственности. Подчеркнем, что право собственности к покупателю не переходит до тех пор, пока он не исполнит условия конкурса. Следовательно, в течение всего периода времени исполнения условий конкурса собственником продолжает оставаться государство.

Предприниматель, желающий участвовать в конкурсе, должен серьезно взвесить свои возможности в выполнении условий конкурса.

В противном случае он:

— объект приватизации в собственность не приобретает;

— обязан заплатить продавцу неустойку и возместить убытки в части, не покрытой неустойкой (п. 15, 23 ст. 20 Закона о приватизации).

Закон о приватизации предусматривает ряд новых способов приватизации, которые ранее законодательству о приватизации известны не были, а именно:

1) продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ;

2) продажа акций на биржевых торгах. При этом брокеры могут привлекаться в порядке, установленном Правительство РФ, на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845 утверждены Правила привлечения брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг[321]. Цена продажи акций не может быть ниже начальной цены. Начальная цена — рыночная цена, она определяется на основе отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком, имеющим лицензию на проведение оценки как вид деятельности. Начальная цена указывается в информационном сообщении продавца, публикуемом в средствах массовой информации. Указанный способ приватизации принадлежащих государству акций применяется в случае если аукцион, специализированный аукцион, конкурс признаны несостоявшимися;

3) продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления ими. Здесь сначала проводится конкурс по подбору доверительного управляющего акциями. Условия конкурса публикуются в информационном сообщении. Одновременно с договором доверительного управления имуществом с доверительным управляющим уже в качестве покупателя заключается договор купли-продажи акций. В случае исполнения условий договора доверительного управления лицо, в срок и надлежащим образом исполнившее обязательства в качестве доверительного управляющего, приобретает на акции право собственности. И, напротив, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора доверительного управления является основанием для расторжения в судебном порядке как договора доверительного управления, так и договора купли-продажи (ст. 26 Закона о приватизации);

4) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Данный способ применяется, если аукцион признан несостоявшимся (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации). Первоначальная цена устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Подчеркнем, что начальная цена продажи имущества на аукционе — это рыночная цена, указываемая продавцом в информационном сообщении на основе отчета независимого оценщика, эту цену определившего. Продажа осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При отсутствии предложения о покупке по первоначальной цене, проводится последовательное снижение этой цены на «шаг понижения» до цены отсечения. Цена отсечения — минимальная цена, по которой имущество может продано — она не может быть меньше 50% начальной цены.

Имущество продается покупателю, который первым подтвердил цену первоначального предложения или цену, сложившуюся при соответствующем «шаге понижения» при отсутствии других предложений о приобретении по этой цене. Если будет несколько таких предложений, со всеми участниками продажи проводится аукцион с использованием открытой формы подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой аукциона является цена первоначального предложения или цена, сложившаяся на данном «шаге понижения»;

5) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Данный способ применяется, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась (п. 1 ст. 24 Закона о приватизации). Минимальная, нормативная цена не объявляется. При поступлении предложений о покупке от нескольких претендентов, покупателем признается лицо, предложившее за государственное имущество наивысшую цену. При принятии к рассмотрению одного предложения о цене покупателем признается претендент, подавший это единственное предложение.

Способы приватизации применяются в определенной законом последовательности. Если речь идет о приватизации государственного унитарного предприятия, чистые активы по балансу которого и кадастровая стоимость земельного участка превышают минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством для открытых акционерных обществ, такое предприятие приватизируется только путем преобразования в хозяйственное общество (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

При несостоявшемся аукционе имущество продается путем публичного предложения, а если объект и тогда не продан, то предлагается к продаже без объявления цены.

Способ приватизации указывается в решении об условиях приватизации. Если аукцион, конкурс признаны несостоявшимися, в решение об условиях приватизации вносится изменение.

В заключение отметим, что одни способы приватизации касаются только акций: продажа акций за пределами территории России, продажа акций на биржевых торгах, на специализированном аукционе, продажа акций по результатам доверительного управления ими. Понятно, что преобразование унитарного предприятия в хозяйственное общество касается только предприятий. Есть объекты, (например, здания), принадлежащие государству исключительные права, по отношению к которым в равной мере могут применяться такие же способы приватизации, как для отчуждения государством акций: продажа на аукционе, на конкурсе, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены.

Контрольные вопросы

1. Что такое приватизация?

2. Укажите, кто выполняет функции продавца федерального имущества.

3. Как классифицируются объекты по возможности их приватизации?

4. Укажите способы приватизации предприятия.

Литература

1. Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. М., 2007.

2. Андреев В. К. Право государственной собственности в России: учеб. пособие. М., 2004.

3. Калинина Л. Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). М., 2010.

4. Медведева Э. А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. 2010. № 3.

5. Федорова Л. В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: монография. М., 2012.

Наши рекомендации