VI. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 6).
— Подчеркните слова, относящиеся к внутреннему миру человека.
— Какие слова вы подчеркнули? (Знания, характер, мечты, переживания, настроения, мысли.)
№2 (с. 6).
— Вспомните ступеньки познания, впишите их в клеточки.
Практические задания
(Ученики под руководством учителя выясняют, какой тип памяти у них лучше развит.)
Ученые определили, что память бывает разная. Идет урок. Учитель объяснил правило, и некоторые ученики сразу запомнили его. У таких ребят хорошая слуховая память.
Потом учитель записал правило на доске. Другие ученики прочитали его и тоже запомнили. У них хорошо развита память зрительная.
Третьи переписали правило в свою тетрадь. Им так легче запомнить материал. Этот вид памяти, связанный с двигательной активностью, называют моторной, или двигательной, памятью.
А бывает и смешанный вид памяти, при этом ученик запоминает лучше, когда прослушает текст, потом еще прочитает прослушанное и вспомнит рисунки в учебнике.
— Подумайте, что вы лучше запоминаете: образы предметов, рисунки, прочитанный текст или устный рассказ.
— Сделайте вывод, какая память у вас развита лучше.
Задание на развитие зрительной памяти
— Очень внимательно три раза прочитайте ряд из восьми слов, попытайтесь запомнить эти слова. Закройте написанное листом бумаги и письменно ответьте на вопросы.
(Слова напечатаны на карточках, которые раздаются учащимся, или записаны на доске.)
Соло, дом, стол, март, лапа, щека, дело, паром.
— Запишите второе слово с начала.
— Сколько в предложенных словах было существительных мужского рода?
— Правда ли, что вторым с конца было слово дело!
— Запишите слова, в которых повторяется одна и та же буква.
— Правда ли, что все восемь слов начинались с согласной?
— Какое слово было самым коротким?
— Сколько слов заканчивалось на букву о?
— К существительным какого склонения они относятся?
Задание на развитие слуховой памяти
— Прослушайте следующие пары слов только один раз. Затем я буду называть первое слово пары, ваша же задача - вспомнить второе.
холод — тепло санки — горка
тепло - мороз зима - весна
лыжи - санки весна - ручьи
мороз — красный нос горка - дети
погода — прогулка прогулка — горка
Задание на развитие моторной памяти
Поиграем в игру «Дискотека».
Разделитесь на две команды, выберите по два представителя от каждой. Они будут танцевать в течение 15 секунд, а остальные члены команды и жюри - внимательно наблюдать за ними. Задача другой пары — повторить движения танцоров как можно точнее, а жюри — оценить их двигательную память.
Задание на развитие ассоциативной памяти
А теперь поиграем в художников.
(Из детей выбирается ведущий, который заранее составляет список из 20 слов.)
Возьмите лист бумаги и расчертите его на 20 больших клеток. По сигналу «Начали!» ведущий будет называть слова и после каждого слова считать до трех. Пока он считает, вы должны успеть как угодно в одной из клеток зарисовать это слово для памяти. Пусть рисунок будет непонятным для других, лишь бы сам игрок смог потом по порядку повторить все названные предметы или явления. Выигрывает тот, кто запомнил больше всех слов.
(Учитель проводит игру.)
— А теперь подсчитайте количество угаданных слов. 18 очков — хороший результат, 20 очков — наивысший результат.
— Какое задание вам было легче выполнить?
Не пытайтесь оценивать свою память по результатам лишь одного теста. Память может временно ухудшаться из-за утомления или плохого настроения.
К сожалению, еще не придумано такое лекарство, которое делало бы память хорошей. Но можно дать несколько советов, как развить и укрепить свою память.
(Учитель раздает ученикам памятки «Как укрепить память».)
Как укрепить память
Первое. Прежде всего, определи, какой тип памяти у тебя лучше развит. Потренируйся, понаблюдай, как тебе легче запоминать материал. Обычно у каждого человека из многих типов памяти сильнее развиты один или два, остальные — слабее. Чаще встречаются сочетания зрительно-слуховой и зрительно-двигательной памяти.
Второе. Необходимо тренировать все типы памяти, усваивать материал разными способами. Например, сегодня ты готовил задания, молча читая учебник, стараясь зрительно охватить и запомнить содержание статьи. Завтра проговаривай прочитанное вслух.
Третье. Перед усвоением нового материала сосредоточься и припомни, что тебе уже известно по данному вопросу. Если необходимо, просмотри этот материал в учебнике. Это поможет установить связь между уже усвоенным и новым материалом. Знания прочно останутся в памяти. Необходимое условие запоминания - понимание материала.
Приступая к изучению нового, необходимо сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, не отвлекаться.
Четвертое. Чередуй чтение и пересказ прочитанного материала по памяти. Если ты не можешь полно пересказать содержание, загляни в учебник. Потом перескажи, стараясь не заглядывать в текст. Когда ты только пробегаешь текст глазами, кажется, ты все знаешь. Но для припоминания нужно сделать усилие.
Пятое. Можно составлять план (устно или письменно) прочитанного текста, выделяя в каждой части главное. Потом просмотреть свой план и постараться запомнить последовательность его пунктов. В данном случае развивается смысловая память.
Шестое. Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков. В схематическом рисунке ты тоже выделяешь главное — значит, срабатывает смысловая память. А потом ты стараешься сам запомнить рисунок или схему, и тренируется зрительная память.
Однообразное повторение одного и того же вредно для запоминания, срабатывает тормоз. Мозг человека как бы отключается.
Итак, дело за тобой. Лучше, если ты не будешь откладывать на завтра и начнешь следовать этим советам уже сегодня.
Помни: главное — желание, настойчивость и сила воли, и тогда все получится!
VII. Рефлексия
— Понаблюдайте за своими сверстниками. Постарайтесь описать проявления внутреннего мира человека. За какие душевные качества вы цените этого человека?
(Ученики работают в парах.)
— Обсудите в группах, как формируется богатый внутренний мир человека.