Торговое законодательство на современном этапе.
Характеристика торгового законодательства основывается на понятии коммерческого (торгового) права как совокупности норм и иных средств частного права, регулирующих товарное обращение. Предметом регулирования коммерческого права как подотрасли гражданского права является торговая деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и хозяйственных целей.
Первостепенное значение в законодательном регулировании товарного обращения принадлежит Конституции Российской Федерации, содержащей положения о едином экономическом пространстве на территории России, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободной экономической деятельности, равной защите частной, государственной и иных форм собственности и др. Названные установления непосредственно регулируют торгово-предпринимательскую деятельность и служат правовой основой торгового законодательства.
В качестве источников коммерческого права выступают нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Эти особенности могут выражаться в разных нормативных актах: в специальном торговом кодексе и ряде других специальных нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, как это делается в ряде стран с дуалистической системой частного права; в едином гражданском кодексе и ряде специальных нормативных актов, посвященных тем или иным институтам коммерческого права, что соответствует, на наш взгляд, современной тенденции развития коммерческого законодательства.
Выбор того или иного варианта систематизации коммерческого законодательства зависит от воли и интересов законодателя, формирующего эту систему с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций, стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношении в данной сфере.
Российское коммерческое законодательство в настоящее время развивается по последнему из отмеченных выше вариантов, т. е. особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение непосредственно в Гражданском кодексе (п. 1 ст. 2) и ряде специальных нормативных актов. Таковым, например, является Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах».
Таким образом, в отличие от системы права, система законодательства в значительной степени – явление субъективное. Субъективны и элементы этой системы – отрасли законодательства, так как тексты составляющих их нормативных актов компонуются законодателем произвольно, исходя из практической целесообразности. Одни нормативные акты содержат преимущественно нормы одной отрасли права, например, гражданский, уголовный кодексы. Такие нормативные акты именуют отраслевыми и относят к основным отраслям законодательства: гражданскому, уголовному и т. д. Другие нормативные акты содержат нормы разных отраслей права, ни одни из которых не имеют явного преимущества, например, Федеральный закон от 26 октября 2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и многие другие специальные нормативные акты. Такие нормативные акты именуют комплексными и относят к комплексным отраслям законодательства.
Гражданский кодекс – основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательской деятельности. Здесь мы имеем дело с нормативным актом, относящимся к основной отрасли законодательства – гражданскому. Однако даже в Гражданском кодексе можно обнаружить ряд норм публичного права, предписывающих субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в п. 1 ст. 49 ГК прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отличие от отрасли права, включающей нормы права только одного рода, отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные акты, составляющие ту или иную отрасль законодательства, обязательно включают в себя нормы разных отраслей права: частного и публичного.
Законодательство, как правило, строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно урегулировать их. Именно в этом заключается предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных актов. Данный вывод в полной мере распространяется на коммерческое законодательство, тем самым и определяется его природа как комплексного законодательства.
Следует подчеркнуть различие между понятиями «коммерческое право» и «коммерческое законодательство». Коммерческое право – это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении предпринимательской деятельности. Коммерческое законодательство – это совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность.
Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены не только в нормах частного права, но и в нормах публичного права (например, законодательство о налогообложении предпринимательской деятельности).