Схема управления качеством
Включает:
- цели;
- работу с персоналом, систему мотивации и обучения;
- маркетинговые исследования, включающие систему взаимоотношений с поставщиками и потребителями;
- планируемые и систематически проводимые мероприятия, направленные на выполнение требований к качеству и контролируемые показатели качества;
- горизонтальный процесс контроля качества по линии: маркетолог – конструктор – технолог – производственник – испытатель – продавец;
- целенаправленные действия по обеспечению качества, направленные сверху вниз и снизу вверх;
- подведение итогов работы, моральное и материальное поощрение за успехи и воздействие за допущенный брак;
- разработка и доведение до исполнителей очередных мер, направленных на повышение качества.
Звезда качества
2. 4. Методы управления качеством
Управление качеством использует следующие методы:
1) экономические методы. К ранее рассмотренным добавим:
- экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий;
- правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
- взыскание за причиненный ущерб низким качеством товаров и услуг;
- заинтересованность руководства высшего звена и всех работников в улучшении качества;
- воспитание гордости за честь заводской марки и др.;
2) Административные.
Организационные дополним:
- образованием совета по улучшению качества работы;
- созданием групп по регулированию процессов;
-вовлечением в работу по улучшению качества поставщиков;
-разработкой и реализацией кратко- и долгосрочной стратегии улучшения качества;
-обеспечением качества функционирования системы управления.
-создания системы поощрения и признания заслуг.
Оперативно-распорядительные методы дополним требованиями нормативной документации, стандартов.
Социально-психологические дополним
- вовлечением всего руководящего состава в процесс улучшения качества;
2. 5. Основные принципы управления качеством
Разработка планов управления качеством должна строится на основе двух основных принципов – комплексного и системного подхода.
2.5.1. Комплексный подход к повышению качества предполагает рассматривать как единое целое:
- объединение усилий организации в целом и ее подразделений (служб маркетинга, проектирования, закупок, технологий, производства, контроля), руководства и работников;
-разработку показателей качества и их достижение;
-поддержание достигнутого уровня качества и ориентацию но новые качественные параметры;
-обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне;
-учет изменений внутренней и внешней среды, запросов рынка;
-полное удовлетворение требований потребителя.
-выработку привычки к улучшению качества продукции и формирование постоянного стремления к ее совершенству.
Примером своеобразного комплексного подхода могут служить японские правила пяти «НЕ» :
-не создавать (условия для появления дефектов);
-не передавать (дефектные изделия на следующие операции);
-не принимать (дефектную продукцию с предыдущих операций);
-не изменять (технологические режимы по своему усмотрению);
-не повторять (ошибок).
В Японии, например стремятся к полному соответствию продукции технической документации и 100% качеству. Издержки на качество продукции не снижаются. Считается, что постоянное улучшение качества обуславливает расширение доли рынка. Качество продукции стоит на 1-м месте, а выполнение плана - на 2-м. Рабочие сами переделывают брак. Проверка продукции 100% -ная. Контролю подлежит каждое изделие. Менеджер по качеству вправе остановить производство без указания директора фирмы, если будет обнаружен дефект изделий.
2.5.2. Системный подход к менеджменту качества
В единый системный блок управления качеством включаются:
1. Задачи руководства по разработке политики в области качества, планирование конкретных мероприятий, организация и контроль их выполнения.
2. Документация требований и стандартов, их выполнение.
3. Качество разработки товара.
4. Качество во время закупок.
5. Обозначение изделий и возможность их контроля.
6. Проверка качества во время производства: входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний.
7. Корректирующие мероприятия.
8. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
9. Обучение и аттестация персонала.
10. Анализ качества и принимаемых мер и др.
Улучшение качества – это системная постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы менеджмента качества.