Схема управления качеством

Включает:

- цели;

- работу с персоналом, систему мотивации и обучения;

- маркетинговые исследования, включающие систему взаимоотношений с поставщиками и потребителями;

- планируемые и систематически проводимые мероприятия, направленные на выполнение требований к качеству и контролируемые показатели качества;

- горизонтальный процесс контроля качества по линии: маркетолог – конструктор – технолог – производственник – испытатель – продавец;

- целенаправленные действия по обеспечению качества, направ­ленные сверху вниз и снизу вверх;

- подведение итогов работы, моральное и материальное поощрение за успехи и воздействие за допущенный брак;

- разработка и доведение до исполнителей очередных мер, направленных на повышение качества.

Звезда качества

Схема управления качеством - student2.ru

2. 4. Методы управления качеством

Управление качеством использует следующие методы:

1) экономические методы. К ранее рассмотренным добавим:

- экономические санкции за несоблюдение требований стандар­тов и технических условий;

- правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

- взыскание за причиненный ущерб низким качеством товаров и услуг;

- заинтересованность руководства высшего звена и всех работников в улучшении качества;

- вос­питание гордости за честь заводской марки и др.;

2) Административные.

Организационные дополним:

- образованием совета по улучшению качества работы;

- созданием групп по регулированию процессов;

-вовлечением в работу по улучшению качества поставщиков;

-разработкой и реализацией кратко- и долгосрочной стратегии улучшения качества;

-обеспечением качества функционирования системы управления.

-создания системы поощрения и признания заслуг.

Оперативно-распорядительные методы дополним требова­ниями нормативной документации, стандартов.

Социально-психологические дополним

- вовлечением всего руководящего состава в процесс улучшения качества;

2. 5. Основные принципы управления качеством

Разработка планов управления качеством должна строится на основе двух основных принципов – комплексного и системного подхода.

2.5.1. Комплексный подход к повышению качества предполагает рассматривать как единое целое:

- объединение усилий организации в целом и ее подразделений (служб маркетинга, проектирования, закупок, технологий, производства, контроля), руководства и работников;

-разработку показателей качества и их достижение;

-поддер­жание достигнутого уровня качества и ориентацию но новые качественные параметры;

-обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне;

-учет изменений внутренней и внешней среды, запросов рынка;

-полное удовлетворение требований потребителя.

-вы­работку привычки к улучшению качества продукции и формирование постоянного стремления к ее совершенству.

Примером своеобразного комплексного подхода могут служить японские правила пяти «НЕ» :

-не создавать (условия для появления дефектов);

-не передавать (дефектные изделия на следующие операции);

-не принимать (дефектную продукцию с предыдущих опера­ций);

-не изменять (технологические режимы по своему усмотре­нию);

-не повторять (ошибок).

В Япо­нии, например стремятся к полному соответствию продукции технической доку­ментации и 100% качеству. Издержки на ка­чество продукции не снижаются. Считается, что постоянное улучшение каче­ства обуславливает расширение доли рынка. Качество продукции стоит на 1-м месте, а выпол­нение плана - на 2-м. Рабочие сами пе­ределывают брак. Проверка продукции 100% -ная. Контролю подлежит каждое изделие. Менеджер по качеству вправе остановить производство без ука­зания директора фирмы, если будет обнаружен дефект изделий.

2.5.2. Системный подход к менеджменту качества

В единый системный блок управления качеством включаются:

1. Задачи руководства по разработке политики в области качества, планирование конкретных мероприятий, организация и контроль их выполнения.

2. Документация требований и стандартов, их выполнение.

3. Качество разработки товара.

4. Качество во время закупок.

5. Обозначение изделий и возможность их контроля.

6. Проверка качества во время производства: входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний.

7. Корректирующие мероприятия.

8. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

9. Обучение и аттестация персонала.

10. Анализ качества и принимаемых мер и др.

Улучшение качества – это системная постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготов­ления, совершенствование элементов производства и системы ме­неджмента качества.

Наши рекомендации