Эластичность спроса и предложения. Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Эластичность спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены.
EdP= Qd/Qd : P/P = Qd/ P ·P/Qd ,
Эластичность спроса по доходу –это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.
Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:
EdI = Qd/Qd : I/I = Qd/ I ·I/Qd ,
где Qd и I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если EdI > 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при EdI < 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < EdI < 1), второй необходимости (EdI = 1), и предметы роскоши (EdI > 1).
Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Edab = Qda/Qda : Pb/Pb = Qda/ Pb ·Pb/Qda .
Характер изменения спроса на товар «a» от изменения цены на товар «b» зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары «a» и «b»:
если Edab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные прохладительные напитки);
если Edab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и бензин и т. п.);
если Edab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например, хлеб и цемент).
Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:
1. Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).
2. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
3. Фактор времени.Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.
5. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
6. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
7. «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).
Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены.
EsP = Qs/Qs : P/P = Qs/ P ·P/Qs
Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:
1. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.
2. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.
3. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе).
4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.
5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.
6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).
Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос: эффект замещения и эффект дохода.
1) Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор;
2) Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена.
Зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде называется кривой Энгеля.
Линия «цена-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая индивидуального спроса.