Спрос. закон спроса. кривая спроса. факторы спроса
Рынок, несмотря на его кажущуюся стихийность и анархичность, обладает внутренним порядком, подчиняется определенным закономерностям, способен в значительной степени самонастраиваться и эффективно функционировать. Т.е. существует по выражению А.Смита, какая-то «невидимая рука», которая руководит поведением субъектов рынка, придавая им целеустремленность и направляя их в конечном счете не только на удовлетворение личных, но и общественных потребностей.
Механизм функционирования рынка – это процесс формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов.
Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса является цена товара или услуги. [7]
На рынке продавцы и покупатели преследуют свои цели: первые стремятся продать товар подороже, вторые - купить его подешевле. Покупатели предлагают за товар так называемую цену спроса, или максимальную цену, за которую они готовы купить единицу товара в данный момент. Между ценой спроса и количеством покупаемых единиц товара существует определенная взаимосвязь.
Во-первых, чем меньшее количество товара предложено для продажи, тем выше покупатель оценивает его полезность, а следовательно, тем большую цену он готов за него заплатить и наоборот. Во-вторых, с повышением цены спроса сужается круг покупателей, готовых приобрести данный товар. По мере снижения цены спроса круг потребителей расширяется. Отсюда следует вывод: при прочих равных условиях снижение цены единицы товара ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса. В этом суть закона спроса. Закон спроса выражает:
· обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров.
· постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Согласно закону спроса количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. Чем выше цена, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие повышения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. Изобразим зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены Р, то получится следующий результат. (рис. 1)
Кривую d в экономической литературе называют кривой спроса.
Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса составляет Q2, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличивается до Q2 и т.д. Геометрическая форма кривой (ее отрицательный наклон) есть графическое выражение обратной пропорциональной зависимости двух величин; объема реализации цены, а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены. Передвижение по кривой спроса называют изменение величины спроса. [7]
Это передвижение отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях. Следует отметить несколько исключений из закона спроса. Они касаются так называемых низших и высших товаров. К первым относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Это объясняется тем, что для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами. Когда товар для данного потребителя становится менее полезен, он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары (товары первой необходимости) величина спроса на них снижаться не будет. Вряд ли мы сократим потребление хлеба, если цена на него несколько возрастет. В экономической теории это явление получило название «парадокса Гиффена». Ко второй группе относят предметы роскоши. При снижении цены на такие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к товарам, посредством которых индивиды стремятся подчеркнуть свое высокое социальное положение. В экономической теории такое явление называют «эффектом Веблена».[7]
К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен. Увеличение спроса может наблюдаться даже при росте цен.
Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношение цен и объемы продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода и т.д. Изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение кривой спроса вверх вправо или вниз влево. Охарактеризуем воздействие неценовых факторов на динамику спроса.
1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
2. Вкусы покупателей. Они могут изменяться под воздействием рекламы, модификаций моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.
3. Рост общего числа покупателей. Он также вызывает увеличение спроса.
4. Цены на сопряженные товары. Есть товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). Пример первых - чай и кофе. При повышении цен на кофе спрос на него падает, и потребители больше покупают чай. Итак, между ценой на один из товаров – субститутов и спросом на другие существует прямая зависимость. Пример вторых - фотоаппараты и фотопленка. При повышении цены на фотоаппараты спрос на фотопленку снижается, значит между ценой на один из товаров – комплементов и спросом на другой - обратная связь.
5. Потребительские ожидания. Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году, какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени и т.д. Ожидание увеличения цены побуждает покупателя проявлять повышенный спрос на данный товар, ожидание увеличения дохода будет побуждать его меньше ограничивать свои текущие расходы. [7]