Особенности формирования постиндустриального общества
До начала XX века развитие мирового капитализма наиболее корректно описывала марксистская схема; а капитализм XX века в целом укладывался в кейнсианстскую-ревизионистскую модель. В самом конце прошлого столетия капитализм вступил в новую фазу развития, для которой не характерны основные черты реформистской схемы. Если в марксистской модели доминирующими классами являлись буржуазия и пролетариат, а в кейнсианской - средний класс, то современная фаза предполагает, на наш взгляд, господство маргинальных социальных групп.
Сегодня в процессе глобализации происходит разрушение реформистской схемы в результате транснационализации капитала. Становясь независимым от конкретного государства, капитализм отказывается от своих социальных функций. Обладая возможностью выбирать место приложения капитала, транснациональная буржуазия вынуждает государства создавать для неё наиболее благоприятные условия - снижается сбор налогов с транснационального капитала и урезаются гарантии труда «национальных» рабочих. Способность государства играть роль третьего субъекта и раздувать потребление ослабевает. Взаимозависимость между бедными и богатыми распадается. Капитализм, вырвавшийся за рамки национального государства, вновь становится «диким» - уходит из-под контроля государственных и общественных институтов. Это означает, что рост производства уже не обеспечивается адекватным ростом потребления. Глобальный капитализм формирует (ещё со времён колониальных империй) такую систему, в которой эксплуататоры и эксплуатируемые локализованы в рамках разных государств и конфликт между ними невозможен, поскольку их разделяют два ряда государственных институтов: правительства Севера и Юга.
Источник маргинализации в развитых обществах - становление капитализма без труда - массовое распространение частичной занятости на Севере. От глобализации выигрывают транснациональные корпорации, которые перемещают производство в регионы с дешевой рабочей силой. Западные государства, стремясь сохранить общество всеобщего благоденствия, увеличивают налоги на средний и мелкий бизнес. Однако этот ресурс не бесконечен. Сейчас более половины мировой продукции производятся транснациональными корпорациями, а не национальными предприятиями. ТНК не обеспечивают в полной мере работой население западных стран, а заботу о поддержании его благосостояния перекладывают на плечи государства, которому платят всё меньше и меньше налогов.
Итак, возникла ситуация, когда огромные массы людей становятся маргиналами по неволе, поскольку лишены возможности работать или работают с неполной занятостью. Их профессиональный и социальный статус становится неустойчивым. Таковы, в общих чертах, объективные экономические причины маргинализации.
ТНК перемещают производство в страны Юга, что приносит корпорациям огромные доходы. Образующаяся в связи с эти безработица на Севере ложится на плечи национального государства, выкачивающего налоги из среднего и мелкого бизнеса. То есть ТНК создают проблему и, в то же время, лишают государство эффективных инструментов её решения. Эта тенденция не предвещает ничего хорошего большим группам людей, живущим полностью или частично за счёт социальных пособий.
Во-вторых, сами социальные пособия обеспечивают человека материальными благами, но не обеспечивают прочным социальным статусом. Отсюда - рост неуверенности в своём существовании и в завтрашнем дне.
Маргинал - это не синоним бедняка. Даже обеспеченный человек может пребывать в маргинальном состоянии, получая высокую стипендию, пенсию или пособие по безработице.
Итак, объективная причина масштабной маргинализации на Севере заключается в том, что людей там больше, чем статусов, обеспеченных трудом.
Мы убеждены, что маргинальные свойства в силу объективных факторов приобретают первостепенное значение в механизме функционировании почти всех институтов постиндустриального социума.
Каковы эти факторы? Современная экономика покоится на двух китах. Во-первых, это глубокое разделение труда, провоцирующее столь же глубокую социальную дифференциацию - постоянное дробление больших социальных сообществ на мелкие и мельчайшие социо-профессиональные, сильно специализированные группы. Эпоха монолитных гомогенных классов безвозвратно ушла в прошлое. Во-вторых, всё большую роль приобретает гибкость и инновационность производства. В современных условиях, обойти конкурента - это не значит производить больше, дешевле и качественнее; - это значит производить всё более новое и новое. Экономическое и политическое лидерство в современном мире принадлежит общественно-государственным организмам, которые в наибольшей мере реализуют эти два принципа.
Современная экономика строится на гибких производствах, которые предполагают постоянное совершенствование технологий и, как следствие, непрерывное обучение персонала. Если производство наукоёмко, то одним из основных средств производства становится система образования, производящая и воспроизводящая человеческий капитал.
Социальный успех маргиналов по времени совпал со становлением и развитием культуры постмодерна. Способность маргинала легко менять периферийные социальные роли указывает именно на тот факт, что маргиналы и являются носителями культуры постмодерна. Маргиналы заинтересованы, во-первых, в отмене наследования статусов, а следовательно, во-вторых, в интенсификации вертикальной мобильности снизу вверх и, что не менее важно, сверху вниз.
Сегодня население Земли превышает 7,1 млрд человек. По прогнозам к 2050 г. его численность составит 9,5 млрд человек. В условиях быстрого увеличения населения планеты эксперты с сожалением констатируют, что Запад сегодня вымирает физически. Если сто лет тому назад население западных стран (белая раса) составляло 32% населения планеты, то сейчас – только 13%. В 2050 г. оно может уменьшиться до 9–10%, а через сто лет – до 2–3%. По данным специалистов ООН, к этому времени население Африки будет втрое превосходить население Европы. Ожидается, что уже в 50-е гг. ХХI в. латино- и афроамериканцы станут в США демографическим большинством.
Если до 60-х гг. ХХ в. основные потоки мигрантов шли из Европы в другие части света, то потом они сошли на нет из-за острой нехватки рабочих рук. Из экспортера Старый Свет превратился в импортера трудовых ресурсов. Это отразилось и на США – основную массу иммигрантов здесь также стали составлять неевропейцы. Масштабы тенденции дают основания некоторым специалистам говорить о наступающем периоде нового великого переселения народов.
Хотя европейская экономика давно прошла период бурного послевоенного роста, спрос на рабочую силу не исчез, в том числе из-за укоренившегося среди европейцев нежелания выполнять черную работу. В результате приток иммигрантов сохраняется. Если до 60-х гг. числовыходцев из стран Азии и Африки было незначительным, то к 2010 г. оно уже превысило 28 млн.
Рост числа иммигрантов неизбежно обостряет проблему их интеграции не только в экономическую, но и в социальную и в политическую жизнь. Раскрывая двери для иммиграции, общество ради самосохранения должно создавать условия, способствующие превращению переселенцев в законопослушных, усваивающих местный образ жизни граждан. Однако в западноевропейских странах в конечном итоге возобладал курс на автономию общин, что неизбежно вело к их фактической изоляции. В основе этого курса лежала концепция мультикультурализма, считавшаяся до последнего времени единственно верной основой взаимоотношений с общинами.
В научной литературе под мультикультурализмом понимают теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в едином социальном пространстве многочисленных разнородных культурных сообществ. Для него характерно стремление снять напряжение между желанием локальных социальных групп сохранить свою культурную идентичность и необходимостью обеспечить целостность большого сообщества. Мультикультурализм предлагает конструктивное и перспективное решение проблемы порядка в ситуации культурного плюрализма. Он утверждает уважение к различиям, но при этом не отказывается от поиска универсальности. Основой такой политики и организации мультикультурного пространства является толерантность. В условиях мультикультурализма особое значение приобретают вопросы межкультурной коммуникации, под которой обычно подразумевают «диалог культур».
В Соединенных Штатах также сложилась непростая ситуация с иммигрантами, особенно с нелегальными. При этом в отличие от Европы здесь нет выраженного исламистского фактора и соответствующих угроз, т. е. проблемы не приобрели политического оттенка и имеют скорее социально-экономический характер. В то же время Америка дает положительные примеры взаимодействия с иммигрантами, исключающего угрозу государственным и общественным устоям.
В научном сообществе проблема мигрантов оценивается по-разному. При имеющихся нюансах в подходах публикации можно условно разделить на две группы. В качестве концептуальной иллюстрации первой группы работ вполне подойдет переведенная на русский язык книга «Глобальные трансформации: политика, экономика, культура» (см.: (Хелд, Гольдблатт, Макгрю, Перратон, 2004)). Ее авторы оценивают иммиграцию скорее как положительное, чем отрицательное явление для Запада. По их мнению, если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50–60-е гг. испытали бы очень серьезные проблемы на рынке труда. Устойчивый экономический рост стал возможен, в том числе и благодаря низкооплачиваемым мигрантам, попадавшим в низшие слои населения. Те же неприхотливые переселенцы вынесли на себе основную тяжесть реструктуризации экономики западных стран в 80-е гг. Платой за это стало формирование многонациональных государств со значительной прослойкой населения неевропейского происхождения.
В итоге прежняя суверенность, самостоятельность национальных государств в принятии решений должны были подвергнуться существенному пересмотру с учетом изменений в национальном составе населения. Поэтому в XXI в. требуются иные определения понятий гражданства и национальной идентичности.
В качестве концептуальной иллюстрации второй группы работ обратимся к нашумевшей книге «Смерть Запада» известного американского политика П.Дж. Бьюкенена, бывшего советника президентов США Р. Никсона и Р. Рейгана, который сам был кандидатом в президенты от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 гг. Он иначе трактует рассматриваемую тему и рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Из-за протекающих здесь процессов депопуляции выходцы из зоны «отсталости» могут превратиться в этническое большинство, что позволит мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации.
Бьюкенен приходит к выводу, что причинами сокращения коренного населения западных стран стали распад традиционной семьи и переход к модели семьи и гендерным отношениям, характерным для постиндустриального общества, сопровождающимся низкими и поздними брачностью и рождаемостью, большим числом внебрачных рождений и неполных семей. Свою роль сыграл устойчивый спрос на труд женщин с непосредственным их включением в систему рыночных отношений.
Чтобы оттянуть роковую развязку, сделать процесс массовой миграции менее болезненным и взрывоопасным, Бьюкенен рекомендует укрепить границы и суверенитет европейских государств, не ломать границы внутри ЕС, жестко контролировать и ограничивать количество иммигрантов, повысить рождаемость. Важная роль отводится возрождению христианской веры, морали и семьи.
В США – жесткое квотирование, обязательная ассимиляция иммигрантов, недопущение обучения детей иммигрантов на родных языках, возрождение многодетной семьи.
Понятие модернизации в нынешнем её понимании – это теория постмодернизации , которая сочетает универсальность и локальные тенденции общественного развития и которая устремлена в будущее – становление постиндустриального общества.
Тенденция к становлению постиндустриального (" информационного", "научного", "постматериального ") общества проявилась в развитых странах мира с 70-х годов. Как отмечают отечественные и западные авторы, постиндустриализация началась (как в прошлом на Западе) с изменения общественного сознания. Общественные ценности стали меняться следующим образом: от стремления к приобретению материальных благ к стремлению к самовыражению; от господства над природой к гармонии с природой; от взгляда на труд как средство зарабатывать деньги к пониманию труда как средства реализовать свои способности.
Социальной базой постиндустриального общества являются новый рабочий класс, массовые движения вокруг конкретных гражданских инициатив. Указанные социальные силы являются третьим элементом по отношению к индустриальному рабочему классу и технократам – менеджерам крупных корпораций. Символом постиндустриального общества является персональный компьютер.
В литературе выделяются следующие характерные черты постиндустриального общества.
- на первый план выдвигается новый социальный тип личности – "многомерный человек"("богатая индивидуальность"). У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между материальным успехом и различными способами самовыражения;
- " многомерному человеку" соответствует новая система управления производством и обществом: гуманизация труда, привлечение работников к участию в управлении производством, экономическая демократия;
- преобразуется характер труда; на место труда, создающего всю совокупность материальных богатств, приходит труд как свободная творческая деятельность человека, который интегрирует всеобщую человеческую культуру; исчезает жесткая привязанность человека к определенному виду деятельности, эта деятельность постоянно изменяется и не поддается регламентации;
- происходят изменения в структуре экономики; она состоит из двух секторов: производства материальных благ и услуг, где доминируют рыночные отношения и сектора "производства человека", где осуществляется накопление человеческого капитала и нет места рыночным отношениям;
- Изменяется социальная структура общества, она выглядит менее поляризованной, чем в индустриальном обществе; "многомерный человек" не относит себя к какой-то определенной партии, отсюда кризис партий и профсоюзов; появляется тенденция к постепенной замене партий массовыми общественными движениями вокруг конкретных гражданских инициатив (охрана окружающей среды, защита прав потребителей движения против распространения массовой культуры и т.д.); складываются институты гражданского самоуправления.
Первоначальная концепция постиндустриального общества опиралась на существование в жизни тенденции, которые внушали оптимизм, как теоретикам, так и практикам. Однако, как отмечают исследователи, в развитых странах появляются опасные явления, связанные с новыми постиндустриальными технологиями. Так специалисты прогнозируют сокращение числа рабочих ме ст в св язи с введением автоматизации и электронных технологий, что может привести к социальной поляризации. Предполагается, что продукция биотехнологии поставит под вопрос существование фермерства, а финансовая глобализация может привести к финансовому краху.