Теория «постиндустриального общества»

Теория «постиндустриального общества» -это социаль­но-политическая концепция, объясняющая основные законо­мерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса и применяемой для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества.

Термин «постиндустриальное общество» впервые был применен в 1917 году теоретиком английского либерального социализма А.Пенти. В 1958 году это понятие появилось в ста­тье американского социолога Д.Рисмена «Отдых и труд в постиндустриальном обществе». Но основоположником теории постиндустриального общества является Д.Белл, который опи­сал основные элементы этой теории в книгах «Грядущее по­стиндустриальное общество» (1973) и «Культурные противоре­чия капитализма» (1978).

Согласно теории постиндустриального общества историче­ское развитие было разделено на три этапа. Первый этап - доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрно­го сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов. Второй этап - индустриальный, спецификой которого является доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институ­тов общества. Третий этап — постиндустриальный, который от­личается выдвижением на первый план сферы услуг и произ­водства знания. По мнению Д.Белла, этап постиндустриализма относится к концу XX века.

Концепция постиндустриального общества Д.Белла осно­вана на законе Энгеля, согласно которому человек склонен ранжировать собственные потребности и удовлетворять их в определенной последовательности. Сначала потребление това­ров первой необходимости (пища, одежда), потом товары дол­госрочного пользования, затем затраты на предметы роскоши и досуг.

Повышение благосостояния членов общества, утверждал Д.Белл, приводит к увеличению спроса на личные услуги, чем и обусловливается быстрое расширение третичного сектора в экономике, где решающее значение имеет широкое примене­ние информационных технологий, превращение знания в само­стоятельную отрасль экономики, а университета в основное место этого производства, распространение гибких форм мел­косерийного производства промышленной продукции, прихо­дящего на смену стандартизированному массовому производ­ству. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере по­стиндустриальное общество характеризуется утверждением плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. Будучи сто­ронниками рассмотрения знания в качестве основного ресурса, обеспечивающего социальный прогресс, Д.Белл и его последо­ватели не являются приверженцами идеи свободного рынка. Они отмечают, что формирующееся общество ставит во главу угла интересы человека как целостного субъекта, зачастую подчиняя таковым требования непосредственной экономиче­ской целесообразности.

Белловская теория постиндустриального общества вызвала критику' со стороны ряда западных экономистов и социологов. Отмечалось, что само понятие «постиндустриальное общество» не несет положительного определения нового социального со­стояния. В этой связи ряд исследователей ввели понятие «ин­формационное общество». Теория информационного общества рассматривалась ими как развитие теории постиндустриально­го общества. В частности, так называлась работа И.Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общест­во» (1980). Збигнев Бжезинский в книге «Между двух эпох» (1970) выдвинул концепцию «технотронного общества», кото­рая обосновывала возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве техно­кратов.

Теория информационного общества описывает постинду­стриальное общество в контексте информационной революции.

Понятие «информационное общество» введено японским ученым К.Коямой, на основании работ которого в Японии в 1972 году был принят «План информационного общества: на­циональная цель к 2000 г.». В концептуальном отношении из теории постиндустриального общества была заимствована схе­ма исторического развития человечества, прошедшего этапы доиндустриального, индустриального и постиндустриального прогресса. Каждому из перечисленных этапов, по мнению сто­ронников информационного общества, соответствовал свой доминирующий сектор экономики. Для аграрного этапа было характерно доминирование первичного сектора (сельского хо­зяйства). Для индустриального - вторичного сектора (промыш­ленности). Для постиндустриального - третичного сектора (сфера услуг и досуга). В теории информационного общества к третичному сектору постиндустриализма был добавлен еще один - информационный сектор, который являлся системооб­разующим.

Информация объявляется в рамках этой теории ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и ус­луг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они открывают возможности в поиске оптималь­ных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экономических проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при раз­решении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования39. Информационные техноло­гии позволяют осуществить децентрализацию и деурбанизацию производства, возврат к «домашней индустрии» на основе современной электронной техники. На смену массовому произ­водству приходит гибкое, мелкосерийное производство това­ров, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных научно-исследовательских затрат.

39 Информационное общество. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 142.

Формируется новая культура потребления - установка на приобретение вещей одноразового использования, ускоренное обновление то­варов, считавшихся товарами длительного пользования.

Отличительным признаком информационного общества считается изменение характера межличностных отношений, которые становятся все менее стабильными. Развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дает возможность сво­бодно менять место жительства. В политической сфере прогно­зируется ослабление роли национального государства, усиле­ние роли этнических, культурных, религиозных меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к плебисцитарной форме демократии.

Информационное общество ожидает обострение ряда про­тиворечий. Ускоренная трансформация ценностных систем по­вышает вероятность значительных расхождений между инди­видуальными и социальными ценностными ориентациями. Ут­рачивается согласие, теряются единые стандарты поведения, общие правила, язык. Калейдоскоп ценностных ориентации и предпочтений порождает резкий рост субкультур, что приведет к усилению конфликтогенности общества.

Теория информационного общества активно использова­лась в глобальном моделировании, прогнозировании социаль­но-политических сдвигов в западных странах и изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений.

Наши рекомендации