Тема 3. Основы рыночного хозяйства и его структура

ЭКОНОМИКА

ПЛАНЫ

семинаров и методические рекомендации к ним

для слушателей 1 и 2 курса неэкономических специальностей

(период изучения – один семестр)

Москва – 2009

Экономика: Планы семинаров и методические рекомендации к ним для курсантов 1 и 2 курса неэкономических специальностей/Подготовлены коллективом кафедры экономики: под ред. начальника кафедры к.э.н., доцента Н.В. Артемьева. – М.: МосУ МВД России, 2009. – 41 с.

Планы семинаров и методические рекомендации к ним подготовлены на основе рабочей учебной программы по дисциплине «Экономика», одобренной Ученым советом Московского университета МВД России. Подготовлены коллективом кафедры экономической теории в лице:к.э.н., доц. Артемьев Н.В., к.э.н., проф. Старостенко В.К., д.э.н., проф. Хомерики Г.В., Шибин А.Н.

Изучение курсантами 1 и 2 курса учебной дисциплины «Экономика» предполагает усвоение ими основных экономических категорий, рассмотрение специфики современного мира экономики, исторического пути и перспектив развития хозяйства страны и направлено на формирование навыков самостоятельного творческого анализа экономической действительности.

Радикальная экономическая реформа в современной России определяет новую направленность экономического обучения. Изучение экономических дисциплин должно способствовать не заучиванию абстрактных теоретических истин, а творческому рассмотрению основных проблем экономической деятельности применительно к регулируемой рыночной экономике.

Программа дисциплины «Экономика» аккумулирует достижения современной отечественной и зарубежной экономической науки, цивилистики, хозяйственной практики. Особое внимание в ней уделяется экономическим проблемам, определяющим противоправное поведение.

В современных условиях успешная борьба с преступностью невозможна без глубокого понимания сущности процессов, происходящих в экономико-правовой сфере российского общества. Экономические процессы во многом предопределяют изменения криминогенной ситуации в стране в целом и, особенно, в части борьбы с организованной преступностью.

Рост удельного веса и все большее доминирование экономических преступлений, усложнение этого вида преступности, вступление в силу новых Уголовного, Гражданского, Налогового кодексов РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях требуют от работников органов внутренних дел соответствующего понимания сути деформаций экономических отношений.

В связи с этим, выпускники образовательных учреждений МВД России должны иметь довольно широкий экономический кругозор, обеспечивающий им возможность ориентироваться и быстро реагировать на изменения реалии формирующейся рыночной экономики.

Цель изучения дисциплины «Экономика» состоит в ознакомлении обучающихся с достижениями современной экономической науки, сущности фискальной, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики, реальной хозяйственной практикой государственных и коммерческих структур, передовым зарубежным и отечественным опытом управления и контроля в сфере экономики, противоречиями перехода к рыночной экономике, негативными аспектами этого движения, новыми факторами преступности в сфере экономики.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

знать:

основные экономические понятия, категории и законы:

уметь:

ориентироваться в информации, характеризующей процессы в основных сферах экономики: банковской системе, предпринимательстве, торговле, топливно-знергетическом комплексе, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности и др.; анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей; использовать полученную экономическую информацию для выявления и предупреждения правонарушений и разработки эффективных методов борьбы с ними.

Рабочей программой по данной дисциплине предусмотрена подготовка каждым курсантом реферата (требования к реферату изложены в предлагаемом пособии), положительные оценки по которым служат основанием допуска слушателей к экзамену, являющемуся итоговым контролем усвоения ими данной учебной дисциплины.

Курсанты университета, обучающиеся по очной форме, допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, выполнения контрольных работ, а также рубежного контроля по дисциплине, вынесенной на экзамен. Кафедра имеет право не допустить к сдаче экзамена (зачета) курсантов и слушателей, неудовлетворительно занимавшихся по дисциплине в течение семестра».

В этой связи, учебный материал пропущенных курсантами тем и тем, по которым были получены на семинарах неудовлетворительные оценки, должен быть изучен и сдан преподавателю в дни проведения консультаций на кафедре.

При подготовке к занятиям курсантам целесообразно придерживаться приводимых ниже рекомендаций, а также использовать возможность выступления на семинарах с докладами и рефератами по темам, предлагаемым данным пособием или избираемым самостоятельно по согласованию с преподавателем.

Литература, необходимая для изучения экономической теории и подготовки к семинарам, приводится в конце настоящего учебно-методического пособия.

В данном учебно-методическом пособии приведены также вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Экономика».

Тематический план

№ п/п.   Наименование разделов, тем Всего часов Аудиторных часов Количество часов по видам занятий Виды ТСО
Лекции Семи нары Практ. занят. Сам. работа
Введение в экономику. Экономическая теория и ее развитие - Документ-камера, видеопроектор
Экономическое содержание отношений собственности -
Основы рыночного хозяйства и его структура
Предпринимательская деятельность и ее формы -
Факторы производства. Издержки производства и прибыль -
Ценообразование в рыночной экономике
Доходы в рыночной экономике и их распределение -
Управление производством. Основы маркетинга и менеджмента -
Конкуренция и монополия
Экономический рост и государственное регулирование экономики -
Закономерности денежного обращения и инфляция -
Финансовые и кредитно-банковские отношения. Налоговая политика
Экономические отношения в аграрном секторе хозяйства -
Экономические аспекты социальной политики государства -
Экономические отношения в системе мирового хозяйства
  Итого часов

Тема 1. Введение в экономику. Экономическая теория и ее развитие

Время - 2 часа

План семинара:

1. Экономика как совокупность общественных отношений, как хозяйство страны и как отрасль науки.

2. Экономическая теория и ее предмет.

3. Основные этапы развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая школа, марксистская теория, маржинализм, кейнсианство, монетаризм).

4. Экономические категории и экономические законы.

5. Экономика и право. Экономические аспекты в деятельности органов внутренних дел.

Доклады:

1. Что изучает экономическая наука?

2. Методы исследования экономических явлений.

3. Роль и место экономических знаний в деятельности работников органов внутренних дел.

Рефераты:

1. Экономическая теория и практика хозяйствования в современных условиях.

2. Этапы развития экономической мысли.

3. Необходимость и задачи изучения экономической теории и практики хозяйствования сотрудниками органов внутренних дел.

4. Соотношение экономической науки, экономической политики и хозяйственной практики.

Методические рекомендации:

Изучение первоговопроса следует начинать с выяснения сущности экономики. При этом важно остановиться на многогранности данного понятия, рассматривая экономику не только как совокупность общественных отношений, но и как хозяйство страны со всеми его отраслями и видами человеческой деятельности, а также как отрасль науки, изучающей различные аспекты экономических отношений. Необходимо обратить внимание на новые явления в экономической жизни общества, появляющиеся в современных условиях, подчеркнуть значение экономической науки в познании и преобразовании мира. Далее надо рассмотреть факторы, составляющие основу любой экономической деятельности: материальные потребности общества, экономические ресурсы (земля, труд, капитал), разобраться в возможных методах научного познания, используемых в анализе экономической действительности, рассмотреть общественное воспроизводство как процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ и удовлетворения экономических потребностей.

В рамках второговопроса предстоит рассмотреть суть экономической теории как науки, ее предмет и специфические функции. Раскрывая основные этапы развития экономической теории, следует охарактеризовать такие ее исторически известные научные течения, как меркантилизм, научная школа физиократов, классическая политическая экономия, марксистская экономическая концепция, маржинализм, кейнсианство, теории “индустриального общества”и другие. При этом следует особо подчеркнуть взаимосвязь экономической теории и практики хозяйствования, единство макро- и микроэкономического анализа, соотношение экономической теории с другими экономическими науками.

При изучениитретьеговопроса следует уяснить, что из себя представляют экономические категории, и как они взаимосогласуются друг с другом. Рассматривая экономические законы, действующие в обществе, необходимо представить их как объективные, устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений, дать классификацию экономических законов, раскрыть их роль как регулятора пропорций общественного воспроизводства.

Четвертыйвопрос предполагает раскрытие диалектики взаимодействия экономики и права, определение первичных, базисных процессов в обществе, установление закономерностей воздействия права на экономику, выявление необходимости дальнейшего совершенствования системы правового регулирования хозяйственной деятельности в связи с проводимыми экономическими реформами. Особо следует остановиться на роли правоохранительных органов в решении экономических проблем в стране, определить и охарактеризовать экономические аспекты в деятельности ОВД в современных условиях.

Тема 2. Экономическое содержание отношений собственности

Время - 2 часа

План семинара:

1. Право собственности и экономические формы его реализации. Необходимость балансирования экономических интересов в процессе экономической реализации собственности.

2. Трансформация собственности при переходе к рыночной экономике. Российский механизм разгосударствления и приватизации. Многообразие форм собственности.

3. Роль ОВД в предотвращении криминализации отношений собственности.

Доклады:

1. Теории экономических источников собственности.

2. Права и функции субъекта собственности.

3. Криминализация отношений собственности в процессе приватизации.

Рефераты:

1. Понятие собственности. Экономическое содержание отношений собственности и право собственности.

2. Современные формы собственности и перспективы их развития.

3. Частная и государственная собственность: соотношение, развитие и противоречия.

4. Российский механизм приватизации: цели, проблемы и результаты осуществления.

Методические рекомендации:

При рассмотрении первоговопроса внимание курсантов должно быть сосредоточено на раскрытии экономического содержания собственности, а также как юридической категории. Необходимо добиться четкого понимания того положения экономической теории, что собственность на факторы производства имеет конституирующее значение в экономической системе в силу того, что субъекты собственности (собственники) получают от их использования доход. Без получения последнего собственность в экономике предстает лишь как факт юридического порядка. Право собственности следует раскрыть как отношение субъекта собственности к объекту собственности. При рассмотрении правоотношений собственности важно обратить внимание на три составляющие: правовые нормы, имущественные отношения собственника и защита его прав. Далее, необходимо раскрыть триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. Вместе с тем, юридические правомочия собственника должны быть органически увязаны с формами экономической реализации собственности: рентой, предпринимательским доходом, процентом на ссудный капитал, доходом на капитал, заработной платой. Следует также показать, что экономические отношения собственности проявляются как экономические отношения людей в виде мотивации их действий. Экономические отношения людей часто действуют разнонаправленно. В связи с этим, надо раскрыть роль рынка и государства в достижении баланса интересов, значение этого баланса в качестве движущей силы социально-экономического прогресса.

При рассмотрении второговопроса главное внимание должно быть уделено содержанию происходящих в стране экономических преобразований, прежде всего, трансформации собственности. Важно уяснить, какая доля государственной и частной собственности должна быть наиболее рациональной в России, почему объективно необходимо многообразие форм собственности. Следует раскрыть российский механизм разгосударствления и приватизации собственности, изучить Закон РФ “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, указы Президента РФ по вопросам приватизации, постановления Правительства РФ по этому вопросу.

В рамках третьеговопроса важно раскрыть причины криминализации в процессе разгосударствления и приватизации собственности, формы внедрения криминальных структур в экономические отношения собственности.

Тема 3. Основы рыночного хозяйства и его структура

Время - 2 часа

План семинара:

1. Развитие экономических систем, их типы и модели.

2. Рынок, его функции и структура. Рыночный механизм.

3. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики.

4. Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

Доклады:

1. Особенности становления модели рыночной экономики в России.

2. Рыночный механизм и его элементы.

3. Основные формы общественного хозяйства и их модели.

4. Задачи ОВД при переходе к экономике рыночного типа в России.

Рефераты:

1. Первоначальное накопление капитала как условие формирования рыночной экономики: пути, формы и противоречия.

2. Понятие рынка и его структура.

3. Переход к рынку в России и задачи органов внутренних дел.

4. Смешанная экономика.

5. Механизм саморегулирования экономики.

6. Условия появления товарного производства. Типы товарного производства.

7. Товар и его факторы: потребительная стоимость, меновая стоимость. стоимость (ценность).

Методические рекомендации:

В первомвопросе следует рассмотреть типы и модели экономических систем. При этом надо исходить из того, что в последние два столетия в мире действовали две рыночные системы: 1) экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и 2) современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы: 1) традиционная экономика и 2) командно-административная экономика. В каждой из систем существовали свои национальные модели организации хозяйства. Поэтому целесообразно рассмотреть суть некоторых из них: советской, китайской, американской, японской, шведской, немецкой. Необходимо попытаться ответить на вопрос: какой модели соответствует существующая сейчас в России экономическая система?

При изучении второговопроса следует выяснить сущность рынка как сферы обмена, условия его возникновения, структуру рынка (рынки факторов производства, финансов, потребительский, услуг, технологий, духовных благ). Также рассмотреть функции рынка: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Особое внимание в этом вопросе необходимо уделить функционированию рыночного механизма и взаимодействию его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции.

В третьемвопросе главное внимание следует уделить особенностям рыночной организации экономики, ее положительным и отрицательным сторонам, тому, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, а также тому, что рыночные механизмы не только не устраняют, но иногда усугубляют нежелательные явления в экономике. На этой основе целесообразно рассмотреть, каким образом несовершенство рынка может быть компенсировано целенаправленным регулированием, а затем дать определение теневой экономики, проанализировать условия ее развития и социально-экономические последствия и определить, какие задачи стоят перед ОВД по искоренению криминальных явлений в экономике.

Четвертыйвопрос посвящен анализу условий перехода России к рыночному хозяйству. Обратите особое внимание на основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период: приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Сопоставьте методы решения этих проблем в России с имеющимся международным опытом и их реализацию в постсоциалистических странах. Раскройте понятие социально-ориентированной экономики.

Практическое занятие № 1 (тт. 1 - 3)

(предполагает решение практических заданий, предложенных преподавателем, по изученным темам)

Время – 2 часа

Примерные варианты практических заданий:

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

1. Что изучает экономическая наука, или что составляет предмет экономической науки:

а) показатели развития отраслей национального хозяйства;

б) экономическую статистику;

в) бухгалтерский и иные виды учета экономической деятельности;

г) методы и формы делового общения;

д) экономику предпринимательства;

е) принципы построения хозяйственного механизма рыночной системы;

ж) общие законы развития экономической цивилизации:

з) моделирование экономической деятельности;

и) изменение экономических потребностей индивидов и общества?

2. Основные элементы инструментария экономической науки:

а) математические методы:

б) теория игр;

в) метод абстрагирования;

г) метод дедукции;

д) метод индукции;

е) формальная логика;

ж) восхождение от абстрактного к конкретному;

з) единство исторического и логического;

и) экономико-математическое моделирование;

к) теория систем.

3. Что включает понятие «микроэкономика», а что – понятие «макроэкономика»:

а) инфляцию;

б) занятость трудоспособного населения;

в) законы денежного обращения;

г) курс доллара в обменных пунктах;

д) принципы налогообложения;

е) уровень цен на московских розничных рынках;

ж) федеральный бюджет на очередной финансовый год;

з) экономическую программу правительства на определенный период?

4. Что следует понимать под способностью специалиста-профессионала мыслить экономически:

а) знание экономических законов;

б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности;

в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;

г) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;

д) способность находить нетривиальные решения;

е) не менять без очевидной необходимости принятые решения?

Наши рекомендации