Тема 2. Основы рыночного хозяйства

Сущность рынка и условия его возникновения. Цель и функции рын­ка. Разделение труда и обмен его результатами. Товар и его свойства. Деньги и их функции.

Организация рыночной экономики. Частная собственность как необ­ходимое условие рыночного обмена. Виды и формы собственности. Лич­ный интерес и принцип "невидимой руки". Государство и рынок. Структу­ра рынка. Модель кругооборота (продукта и дохода).

Свобода предпринимательства и выбор. Экономические операции и риск. Измерение риска и ожидаемое значение. Последствия выбора в усло­виях рыночной неопределенности результата.

Трудности формирования рыночного хозяйства в России.

Методические указания

В научной литературе имеются различные определения рынка: с точки зрения его субъектов, информации, операций и др. В наиболее об­щем виде рынок можно определить как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

В длительной экономической эволюции возникновение рынка про­изошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической ди­леммы: "редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах". Ограниченность ресурсов выступает одной из причин общественного разделения труда, которое является пер­вым условием складывания рыночных отношений. Разделение труда по­вышает его производительность и делает совершенно необходимым обмен продуктами деятельности между специализированными производителями. Нужно конкретно рассмотреть исторические ступени общественного раз­деления труда, развитие и усложнение его по мере роста потребностей лю­дей. Со временем разделение труда приобретает универсальный харак­тер - от простых операций до профессий и сфер хозяйства, а затем до об­щественных классов.

Второе условие образования рынка - это экономическая обособлен­ность производителей. Процесс обмена приобретает рыночный характер, поскольку осуществляется на взаимовыгодных, эквивалентных условиях, потому что никто не хочет проигрывать, каждый хочет сэкономить свой труд. А такое стремление ведет к обособленности интересов, которая воз­никает на основе частной собственности.

Частная собственность порождает самостоятельность производителя, свободу предпринимательства, полную ответственность за результаты сво­ей деятельности. Вместе с тем частная собственность порождает конку­ренцию между хозяйствующими субъектами.

Частная собственность прошла длительный путь развития, и это не­обходимо показать конкретно. Ее развитие способствовало расцвету ры­ночных отношений. Там, где частная собственность предельно ограничи­валась или вообще устранялась, хозяйство попадало в кризис или застой.

Следует учесть, что частные собственники в обмене не ставят цель содействовать общественной пользе, они имеют в виду лишь свой собст­венный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом "невидимая рука" направляет их к цели, которой они совсем не руко­водствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем когда сознательно стремятся служить им.

 
  Тема 2. Основы рыночного хозяйства - student2.ru

Современный рынок имеет сложную структуру. Рынок как система отношений товарного обмена состоит из ряда взаимосвязанных элементов, отдельных рынков (рис.2.1).

Рис. 2.1. Структура рынка

 
  Тема 2. Основы рыночного хозяйства - student2.ru

На этих рынках хозяйствующими субъектами осуществляется посто­янное движение разнообразных товаров и денег. Однако в столь сложной экономической системе имеется определенный порядок. Рыночная эконо­мика имеет внутренние механизмы саморегуляции, ей присуща внутренняя организация, которая подчиняет себе действия миллионов людей, произво­дящих и потребляющих товары. Рыночная организация создается пред­принимателями, которые должны осуществлять выбор наилучших путей для решения вопросов что? как? для кого?, должны взвешивать риск своих решений. Рыночная организация строится на взаимодействии спроса и предложения, колебании цен и на основе непрерывной конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов. Рыночная организация формируется также государством с помощью его политики и правовых законов (рис.2.2).

Рис. 2.2. Рыночная организация экономики

 
  Тема 2. Основы рыночного хозяйства - student2.ru

Функции рынка многообразны. Главная функция — ценообразую-щая. Именно цены выступают или вознаграждением за результаты дея­тельности, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, просчет или неэффективное хозяйствование. Цены стимулируют производство и по­требление, они определяют издержки производства и влияют на бюджеты хозяйствующих субъектов. Цены влияют на ставки заработной плагы на­емных работников и прибыль фирм. Существуют и другие функции рынка, которые нужно охарактеризовать (рис.2.3).

Рис. 2.3. Функции рынка

В российской переходной экономике функции рынка осуществляют­ся недостаточно эффективно. Следует обратить внимание на трудные про­блемы формирования рыночного хозяйства России: недемократический характер приватизации, монополизм, неплатежи, инфляция, преступность, слабые стимулы к труду, нехватка инвестиций и т.д.

В рыночной экономике в первую очередь используются такие поня­тия, как "товар", "деньги", "цена", "капитал".

Товар - это благо, обладающее полезностью, т.е. способностью удовлетворять какую-либо потребность человека, а также имеющее мено­вую ценность, или способность к обмену.

Деньги - это всеобщий эквивалент, выполняющий такие функции, как мера ценности, средство обращения и сбережения.

Цена — денежное выражение ценности товара, или количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара.

Капитал - созданные человеком ресурсы, используемые для производства благ. Первоначально капитал отождествлялся со средствами про­изводства. Затем понятие капитала распространилось на запасы денег, ценные бумаги, финансовые ресурсы. Научно-технический прогресс вы­явил огромную роль и значение знаний, образования и личности человека, и появилось понятие "человеческого капитала". В новых теориях утвер­ждается, что в экономике взаимодействуют "физический капитал" (средства производства), "человеческий капитал" (знания, умения, навыки, опыт) и "финансовый капитал" (деньги и ценные бумаги).

Наши рекомендации