Глоссарий по экономике предприятия

Административно-командная экономика — экономическая система, основанная на государственной концентрации всех разрабатываемых и утверждаемых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ.

Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия — направле-ние научного исследования текущих и стратегических планов развития предприятия-соперника.

Амортизация — см. Ускоренная амортизация.

Аренда — временная передача владельцем имущества (арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других элементов основных производственных фондов.

Аудитор — служба, организация, ревизор-бухгалтер, осуществляющие проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, банков, страховых компаний и т.п.

База — исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к определенному периоду (базисному году) и используемые в дальнейшем для сравнения с показателями, полученными в более поздние сроки.

Баланс предложения и спроса — одно из условий регулирования рыночной экономики, согласно которому объем и структура продукции должны соответствовать объему и структуре спроса и предложения.

Безубыточность — объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство.

Бизнес-план — основная программа предпринимательской деятельности фирмы, включающая экономически обоснованные организационно-технические мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3-5 лет).

Биржа — наиболее развитая форма постоянно действующей системы купли и продажи на основе заключения двустороннего соглашения.

Биржа труда — государственная организация, работа которой направлена на удовлетворение потребности в трудовых ресурсах посредством широкого распространения информации о наличии вакантных рабочих мест.

Бюджет государственный — сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.

Величина спроса — стоимостная оценка количества определенного товара, предложенного для продажи по установленной цене в течение заданного периода времени. Иными словами — это потенциальная выручка от реализации количества определенного товара, т.е. произведение количества товара на цену.

Величина предложения — стоимостная оценка количества определенного товара, который может быть приобретен покупателем по установленной цене в течение заданного периода времени, иначе — обеспечение спроса. Если величина спроса превышает величину предложения (произведение цены на количество товара), возникает дефицит данного товара. Превышение величины предложения отражает избыток определенного товара на рынке.

Всеобщий закон роста производительности труда — отражает результат внедрения более совершенных и производительных орудий труда, использование которых обеспечивает снижение трудоемкости единицы изделия и экономию по заработной плате (высвобождение живого труда) при увеличении амортизационных отчислений (прошлый труд). «Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается и, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. I. С. 286).

Вход на рынок — условия, льготы, ограничения, предусмотренные для товаропроизводителя, вступающего на рынок.

Выход с рынка — рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкуренто-способности не может обеспечить достаточной выручки в длительном периоде.

Гибкая технология — возможность действующей технологии быстро перестраиваться на изготовление новой или частично измененной номенклатуры продукции.

Декларация налоговая — документ, в котором содержатся сведения о доходе, полученном налогоплательщиком за определенный период, а также указания на налоговые скидки и льготы.

Демпинг — разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке появляется большое количество товара, продаваемого по искусственно заниженным ценам; экспорт товара по более низким ценам.

Депрессия — стадия промышленного цикла, непосредственно следующая за экономическим кризисом.

Дефицит — превышение спроса над предложением.

Диверсификация — расширение сферы экономической деятельности предприятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме производства.

Дисконт — снижение (скидка) цены на товар; разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи.

Дисконтирование затрат — приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования сложных процентов.

Доход облагаемый — валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках.

Доходы теневые — доходы юридического или физического лица от участия в теневой экономической деятельности.

Дуополия — рынок, где определенная продукция реализуется только двумя представителями крупных монополистических группировок, не связанных договором о ценах.

Единичная эластичность — условие, при котором выручка от реализации определенного товара остается неизменной, т.е. темпы роста (снижения) объема продаж тождественны темпам снижения (роста) цены.

Емкость рынка — предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период.

Жизненный цикл изделия — период от зарождения технической идеи и ее материализации до момента снятия изделия с производства.

Загрузка оборудования — коэффициент использования внутрисменного времени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (смена, сутки, декада и т.д.) в суммарном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период.

Загрузка производственных мощностей — уровень использования потенциальных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному.

Закон предложения — закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т.е. по мере роста предложения цены также растут.

Закон спроса — закон, согласно которому между спросом и ценой существует обратно пропорциональная связь.

Избыток на рынке товаров — избыток предложения, превышение величины предложения над величиной спроса, возникающее при перепроизводстве товара.

Избыток спроса — рыночная ситуация, отражающая дефицит товара как следствие превышения спроса над предложением.

Издержки конкуренции — не включенные в план дополнительные затраты, направленные на рекламу потребительских свойств товара для повышения спроса.

Издержки переменные (пропорциональные) — текущие издержки производства, которые находятся в прямой зависимости от объема производства, например: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и т.п.

Издержки постоянные (непропорциональные) — затраты, которые при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на отопление, освещение и т.п.).

Имидж — репутация, общественная оценка деятельности предприятия, фирмы, формируемая у заказчиков, поставщиков, потребителей и т.п.

Инвентарный риск — потери, которые могут возникнуть в результате обесценения товарно-материальных ценностей вследствие снижения цен и морального износа товара.

Индекс конкурентоспособности — показатель рыночной экономики, отражающий динамику изменения потребительских свойств товара.

Инновационный потенциал — технико-экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка.

Интервал поставки — период времени между плановыми очередными поставками товарно-материальных ценностей. При отклонении фактического периода времени (увеличении) поставки от планового создаются запасы (страховой запас, транспортный запас и т.п.).

Интегральный эффект — показатель оценки эффективности инвестиционного проекта, представляющий собой положительную разницу между интегральными результатами и затратами за весь расчетный период с учетом приведения их к первому году осуществления капитальных вложений.

Интеллектуальная собственность — особая форма собственности, отражающая присвоение результатов интеллектуального труда, право собственности на которые принадлежит авторам, создавшим их.

Инфлятор — индекс роста цен.

Инфляционный риск — опасность возникновения потерь в результате роста цен.

Инфраструктура рынка — совокупность предприятий и организаций, обслуживающих рынок (биржа, торговый дом и т.п.).

Клиринг — система взаимных безналичных расчетов за куплю-продажу товарно-материальных ценностей и оказание услуг. Основывается на зачете платежных требований и обязательств участников сделки.

Комиссионер — посредник, оказывающий на основе заключенного соглашения оплачиваемые услуги по купле-продаже товара на рынке.

Коммерческое предприятие — юридическое лицо, работающее в условиях само-финансирования и преследующее своей целью получение прибыли.

Компания с ограниченной ответственностью — ассоциация акционеров, отвечающая за невыполнение принятых обязательств в пределах номинальной стоимости приобретенных ими акций данной компании.

Конверсия — изменение структуры выпускаемой продукции; перевод предприятий оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения.

Конкурентоспособность продукции — совокупность технико-экономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относительной конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность производства — оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя.

Конкуренция — экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта товаров с целью получения прибыли или других выгод.

Конкуренция на рынке сбыта — раздел бизнес-плана, в котором систематизированы результаты анализа условий производства и реализации аналогичной продукции у основных конкурентов по перечню факторов (товар, цена, каналы сбыта и т.д.).

Конкуренция олигополистическая — конкуренция, характерная для олигополистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией.

Контроль качества — оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих пригодность его для потребления, с характеристиками, утвержденными техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.

Контроль над ценами — совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффициентов их роста. Сумма превышения верхнего предела цен изымается в бюджет государства.

Контрольный пакет акций — доля акций, позволяющая их владельцу (физическому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества.

Корпоративизм — направление институционального преобразования в условиях переходного периода и становления рыночной экономики, основанное на союзе или объединении промышленных предприятий и финансовых организаций (промышленно-финансовых групп) по общности хозяйственных интересов для создания экономических преимуществ за счет концентрации денежного и промышленного капитала с учетом трудовых ресурсов.

Коэффициент использования сменного режима работы оборудования — отношение фактического коэффициента сменности к режиму работ оборудования. Например, при 2-сменном режиме работы оборудования и фактическом коэффициенте сменности Ксм = 1,6 коэффициент использования Ксм исп = 1,6/2 = 0,8.

Коэффициент риска — расчетная величина предполагаемых потерь при переходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации.

Коэффициент текущей ликвидности — реальная обеспеченность предприятия оборотными средствами (оборотным капиталом) для нормального ведения хозяйственной деятельности при обязательном условии своевременного погашения кредита и других срочных денежных обязательств; равен отношению стоимости оборотных средств предприятия к сумме срочных обязательств.

Коэффициент эластичности — процентное изменение количества продаваемого товара (или цены) на один процент изменения цены товара (количества продаваемого товара).

Кредитный риск — вероятность нарушения соглашения о своевременности оплаты полученной в кредит продукции (услуг).

Кривая безубыточности — кривая, графически иллюстрирующая условие, при котором текущие издержки производства равны выручке от реализации.

Кривая предложения — кривая, графически отображающая закон предложения, согласно которому при росте предложения цена также растет.

Кривая спроса — кривая, графически отображающая закон спроса, согласно которому при снижении цены спрос растет, и наоборот: спрос падает при росте цен.

Кризис перепроизводства — ситуация, при которой произведенные товары не находят сбыта в связи с их превышением реальной потребности и плате-жеспособности покупателей.

Лизинг — одна из форм аренды оборудования на длительный срок. С экономической точки зрения лизинг представляет собой комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во временное пользование. Согласно Российскому законодательству лизинговая деятельность рассматривается как разновидность арендных отношений, когда по лизинговому договору арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем)имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательскихцелей. Предметом лизингового договора могут быть любые веши, которые не теряют натуральныхсвойств в процессе их использования (в том числе строительные машины и оборудование, инструмент), за исключением земельных участков и др. природных объектов.

Классификация видов лизинговой деятельности весьма обширна.

По сроку действия договора и степени окупаемости имущества

различают финансовый и оперативный лизинг.

а) Финансовый лизинг (лизинг имущества с полной окупаемостью или полной выплатой) представляет собой форму' долгосрочного кредитования покупки основных производственных фондов (их активной части). Контракт по финансовому лизингу заключается на срок, приближающийся по продолжительности к сроку службы машин, оборудования, в течение которого происходит полная или большая часть амортизации стоимости взятого в аренду имущества. Поэтому размер платы за временное пользование имуществом (лизинговые платежи) в течение срока действия договора лизинга, как правило, включают полную (или близкую к ней) стоимость основных фондов на момент заключения сделки. По окончанию срока действия финансового лизингового контракта лизингополучатель (строительная организация) может вернуть объект лизинга, продлять или заключить новый контракт олизинге, имея при этом преимущественное право по сравнению с другими организациями на заключение договора. Лизингополучатель может также после завершения срока действия договора приобрести в собственность арендуемое имущество по его остаточной стоимости.

Данный вил лизинга исключает досрочное расторжение контракта в течение основного срока аренды, необходимого для возмещения расходов лизингодателя (затраты на приобретение, выплата процентов, страховые издержки ат.д.).

б) Оперативный лизинг отличается от финансового лизинга тем, что договор об аренде может быть расторгнут в любой момент в рамках срока его действия, составляющего, как правило, 3-5 лет. Данный вид лизинга предусматривает необходимость полной амортизации ОПФ за время одноразового контракта аренды. По окончании срока действия лизингового контракта арендуемое имущество возвращается арендодателю (лизингодателю), который может либо сдать его по новому контракту тому же или другому арендателю либо продать. По оперативному лизингу- риск- и издержки по недобросовестному использованию взятых в аренду ОПФ лежат на лизингодателе, который осуществляет техническое обслуживание и ремонт сдаваемого по лизингу имущества.При оперативном лизинге с лизингополучателявзимается боле, высокая процентнаястажа, так как в этом случае лизингодатель не имеет полной окупаемости стоимости сдаваемого имущества за время действия контракта и не застрахован от коммерческих

рисков.

По объему обслуживания выделяют:

а) чистый лизинг, при котором все расходы, связанные с
обслуживаниемимущества, включая текущий и капитальный ремонт, несет
лизингополучатель и они не включаются в общую сумму лизинговых платежей.

б) «мокрый лизинг», когда техническое обслуживание оборудования,
его ремонт, страхование и др. операции выполняет лизингодатель за свой счет.

в) лизинг с полным обслуживанием, при котором лизингодатель
оказывает ряд дополнительных услуг.

В хозяйственной практике используются также и другие разновидности лизинга, в том числе:

Револьверный лизинг (лизинг с последовательной заменой
имущества). Применяется, когда лизингополучателью по
технологии производства работ последовательно требуется
различное о6орудование.

Возвратный лизинг, который можно рассматривать как
разновидность финансового лизинга. В этом случае предприятие-
собственник имущества продает его лизинговой компании, а затем
берет это имущество у последней во временное
пользование. Несмотря на то: что фактическая сделка носит
двухсторонний характер, формально в ней участвуют все три
субъекта, необходимые для заключения лизингового договора:
лизингодатель, лизингополучатель и продавец. При этом
предприятие-собственник (продавец) и лизингополучатель являются
одним и тем же юридическим лицом;

Раздельный лизинг или лизинг с частичным финансированием лизингодателя. В этом случае лизингодатель получает долгосрочный заем удовлетворительно одного или нескольких кредитных учреждений на сумму до 80% стоимости имущества, предоставляемого во временное пользование. Особенностью такого кредита является то, что лизингодатель передает часть своих прав по лизинговому договору кредиторам и не несет перед ними ответственности за полный и своевременный возврат ссуды, погашаемой при этом из сумм лизинговых платежей, вносимых лизингополучателем непосредственно заимодавцам.

Ликвидность — способность превращения активов предприятия в наличные деньги для погашения возникшей задолженности по обязательствам.

Ликвидность рынка — способность рынка реагировать на изменения спроса и предложения путем привлечения покупателей и продавцов.

Лицензиар — физическое или юридическое лицо, передающее покупателю (лицензиату) за определенное вознаграждение свои авторские права на использование изобретения в пределах установленного срока.

Лицензиат — физическое или юридическое лицо, покупающее право на использование авторских изобретений, патентов и прочих технических решений.

Лицензия — разрешение на использование запатентованных авторских решений в течение установленного срока за определенную сумму вознаграждения.

Логистика — технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем (включая складирование) за движением материальных потоков для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости.

Льготный налог — налог, размер которого ниже установленной законом выплаты юридическими и физическими лицами обязательных платежей в бюджет.

Макроэкономика — раздел экономической науки, посвященный исследованию экономических проблем и ситуаций на правительственном уровне, например инвестиционная и налоговая политика государства.

Маржа — доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту, и для привлечения денежных средств в банк.

Маржинализм — направление в экономической науке, исследующее экономические ситуации с точки зрения минимизации или максимизации предельных величин, например предельные издержки и т.д.

Маржинальный доход — максимальный доход (выручка), полученный в результате реализации дополнительной единицы произведенной продукции.

Маркетинг — система управления той сферой деятельности фирмы (предприятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для удовлетворения спроса.

Мезоэкономика — научная дисциплина, изучающая экономические процессы на уровне отраслей народного хозяйства и крупных объединений.

Менеджмент — совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли.

Микроэкономика — научная экономическая дисциплина, изучающая относительно маломасштабные экономические процессы и объекты.

Монополия — исключительное право физических, юридических лиц и государства на осуществление какого-либо вида деятельности.

Монопольная цена — рыночная цена на товары и услуги, которая устанавливается выше или ниже стоимости товара (услуг) в зависимости от интересов товаропроизводителей, занимающих монопольное положение на рынке.

Мотивационный анализ — направление маркетинговых исследований, связанное с выявлением причин изменения потребителя на рынке и оценкой их влияния на изменение спроса.

Налог на добавленную стоимость — налог, который рассчитывается как разница между стоимостью реализованной продукции (РП) и стоимостью мате-риальных ресурсов (МЗ), используемых в процессе производства продукции, скорректированная на установленную величину НДС, равную 18%: НДСабс = (РП — МЗ)НДС.

Налог на прибыль - налог, который определяется как произведение облагаемой налогом прибыли (ПРобл) на ставку налога (Нпр), т.е. отчисления в бюджет рассчитываются по формуле: ПРгб = ПРобл · Нпр ; ПР = ПРбал - ПРпг, где ПРбал — балансовая прибыль, ПРпг — часть балансовой прибыли, которая не облагается налогом.

Налог прямой — установленные законодательством обязательные платежи в бюджет, которые взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц.

Налогообложение прогрессивное — налогообложение, предусматривающее повышение налоговых ставок по мере роста совокупного дохода плательщика.

Налогообложение пропорциональное — налогообложение, предусматривающее единую налоговую ставку, независимо от величины совокупного дохода физического или юридического лица.

Насыщение спроса — рыночная ситуация, когда на многие товары и услуги цены резко сокращаются, а на отдельные товары спрос падает.

Неэластичность цен — рыночная ситуация, при которой цена остается неизменной при возникновении дефицита или излишка товара на рынке.

Неэластичный спрос — рыночная ситуация, при которой выручка от реализации увеличенного объема товара не покрывает потери, возникшие в результате падения цены.

«Ниша» в потребительском спросе — ситуация на рынке, когда номенклатура товаров и услуг не удовлетворяет требования покупателя. В результате возникает дефицит и появляется возможность внедриться на рынок с продукцией, удовлетворяющей дефицитные потребности покупателя.

Норма дисконта — временно устанавливаемая процентная ставка на выплату дивидендов по акциям, депозитным вкладам, для определения суммы возврата кредита.

Ноу-хау — результат интеллектуального труда, материализованный в научно-технических и конструктивных решениях, которые используются в технологических процессах и обеспечивают конкурентоспособность продукции и рост эффективности производства.

Оборачиваемость оборотных средств — показатель использования оборотных средств, отражающий время одного оборота в днях: Д = 360/О, где О — количество оборотов, рассчитываемое как отношение себестоимости реализованной продукции к нормативу оборотных средств.

Оборотные средства — совокупность материальных и денежных средств, необходимых для нормального функционирования производственного процесса и реализации продукции. Подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды — часть оборотных средств, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и стоимость которой переносится на вновь созданную стоимость.

Окупаемость капитальных вложений с учетом дисконтирования — период, в течение которого авансированные капитальные вложения окупаются полученным доходом при расчетной норме дисконта.

Олигополия — господство в производстве и на рынке определенного товара небольшого числа товаропроизводителей.

Основные производственные фонды (средства) — средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, выполняя качественно различные функции. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений.

Остаточная стоимость — часть стоимости основных производственных средств (основного капитала), которая не перенесена на готовую продукцию. В жизни основных производственных средств наступает момент, когда их дальнейшее использование экономически нецелесообразно.

Оферта — официальное предложение о заключении сделки купли-продажи между физическими или юридическими лицами.

Парадигма рынка — совокупность понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования рыночных процессов.

План маркетинга — раздел бизнес-плана, в котором содержится программа развития предприятия, фирмы.

Платежеспособный спрос — денежные средства покупателей (потребителей), обеспечивающие возможность оплаты личной или общественной потребности в материальных благах и услугах по ценам, выгодным продавцу.

Позиционирование товара — совокупность мероприятий по обеспечению конкурентоспособности нового товара на рынке и созданию условий для его реализации.

Полиполия — рыночная ситуация, при которой численность крупных товаропроизводителей ограничена.

Потенциал рынка — совокупность платежеспособных потребителей, имеющих намерение приобрести товар, представленный на рынке.

Потребность в оборудовании — количественная оценка потребности в оборудовании для выполнения запланированного объема производства.

Предельная доходность — максимальная прибыль, полученная в результате изменения структуры выпуска продукции путем повышения доли высокорентабельной продукции.

Предложение — номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом для реализации по установленной или договорной цене.

Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая от своего имени и на свой риск деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Прибыль льготная — часть валовой прибыли, которая частично или полностью не облагается налогом в соответствии с действующим законодательством.

Прибыль облагаемая — валовая или балансовая прибыль, уменьшенная на величину льготной прибыли.

Производительность труда — показатель эффективности использования ресурсов труда в материальном производстве; определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции (трудоемкость).

Процентная ставка — ставка за пользование кредитом; может быть постоянной и плавающей.

Профицит бюджета — превышение доходной части бюджета над расходной.

Прямые налоги — см. Налог прямой.

Равновесие экономическое — рыночная ситуация, при которой потребности покупателей совпадают с планами продавцов, т.е. при данной цене на товар величина предложения соответствует величине спроса.

Расходы на освоение и подготовку производства — расходы, которые включают затраты на освоение новых предприятий, цехов, новых видов продукции и технологических процессов; на проектирование и конструирование, разработку технологического процесса изготовления нового изделия и т.п.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — затраты, включающие следующие статьи: амортизация оборудования и транспортных средств для перемещения предметов труда, эксплуатация оборудования, текущий ремонт и т.п.

Регрессивные налоги — налоги, ставка которых сокращается по мере роста совокупного дохода.

Регулирование рыночной экономики — меры воздействия на экономику со стороны государства посредством налоговой политики, системы дотаций и льгот, изменения процентной ставки за кредит и т.д.

Режим экономии — совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства путем рационального использования трудовых и материальных ресурсов производства, устранения сверхплановых простоев.

Резервное оборудование — часть парка установленного оборудования, находящегося в плановом ремонте или резерве.

Резервный фонд — фонд, который создается для погашения текущих выплат предприятия в случае, когда чистая прибыль не обеспечивает полного денежного оборота при расширении основных производственных и оборотных средств.

Ремиссия — официальное разрешение на освобождение от уплаты долга, налога или неустойки (штрафа).

Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия, изделия; показатель экономической эффективности производства.

Рентинг — краткосрочная аренда машин и оборудования без права их последующего приобретения арендатором. Оформляется контрактом на срок до 6 месяцев.

Рефакция — снижение цены на реализуемую продукцию в результате несоответствия ее потребительских свойств требованиям покупателя.

Реципиент — юридическое или физическое лицо, использующее инвестиции (капитальные вложения).

Роялти — установленная в лицензионном соглашении периодическая выплата лицензиару за право на использование изобретений, патентов, ноу-хау и т.п.

Рынок — система экономических отношений, складывающихся в сфере товарного производства в результате обращения и распределения товаров и услуг при купле-продаже.

Рынок монополистической конкуренции — тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции представлена большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы. Данный рынок не предусматривает серьезных ограничений для появления новых продавцов.

Рынок олигополистический — см. Конкуренция олигополистическая.

Рынок чистой конкуренции — ситуация на рынке, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар, например рынок телевизоров, радиоприемников и т.п.

Рынок чистой монополии — тип конкуренции, при которой продажа на рынке товаров организуется единственным товаропроизводителем, при этом отсутствуют конкуренты и имеются различные льготы и привилегии со стороны государства.

Рыночная концепция — концепция, согласно которой товаропроизводитель ориентируется на потребителя и рыночную ситуацию. Предусматривается детальное изучение спроса, экономического поведения и возможностей покупателей.

Рыночная экономика — экономическая система, для которой главным условием развития хозяйства страны являются законы товарного производства, т.е. спрос, предложение, закон стоимости и т.п.

Рыночное проникновение — процесс, связанный с расширением номенклатуры представленных на рынке товаров и увеличением количества наименований заменителей определенного товара.

Санация — предотвращение банкротства крупных промышленных предприятий или улучшение их финансового положения в условиях экономического кризиса в результате проведения государственных мероприятий.

Сегмент рынка — часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.

Секвестр — государственное ограничение или запрещение на использование имущества.

Сегментация рынка — разделение рынка на сегменты по определенным признакам, например по категории покупателей, виду товаров и т.п.

Сектор рынка — часть рынка, на котором товарная политика предприятия формируется под влиянием вкусов и потребностей покупателей.

Сложный процент — коэффициент, который используется для определения суммы возврата кредита и определения базы для начисления выплат по инвестициям, т.е. ставка остается неизменной, а базовая сумма инвестиции возрастает по схеме «процент на процент».

Спрос — экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.

Спрос с единичной эластичностью — рыночная ситуация, при которой темпы роста (снижения) спроса равны темпам снижения (роста) цены.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (средств) — показатель, отражающий изменение стоимости в течение года в результате ввода новых и выбытия физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов.

Срок службы оборудования — период с начала эксплуатации оборудования (начало амортизационного периода) до его полного физического износа. Установление экономически обоснованного срока службы оборудования является объективной процедурой, позволяющей установить наиболее достоверную норму амортизации.

Стагнация — экономическая ситуация в стране, отражающая падение объема производства или его приостановление при сокращении численности работающих. Иными словами — застой.

Станкоемкость детали — время обработки детали на станке в соответствии с технологическими условиями, измеряется в минутах, часах. Если станкоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (Квн), с помощью которого нормированная станкоемкость пересчитывается в фактические затраты времени (SEфакт), т.е. , SEфакт = SEн — Квн часов.

Структура рынка — основные характерные черты рынка: количество представленных на рынке товаропроизводителей и объем их продаж.

Структура себестоимости — доля текущих затрат по каждой калькуляционной статье в себестоимости единицы продукции или доля текущих затрат каждого элемента себестоимости в общей сумме текущих затрат на производство.

Твердое предложение — предложение товаропроизводителя о реализации определенной партии продукции, которое действует до получения ответа со стороны покупателя и не позволяет продавать данный товар другим покупателям.

Текущие издержки производства — совокупность материальных и трудовых затрат на изготовление продукции. Включают заработную плату основных производственных рабочих, сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, амортизацию, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.п.

Тендер — распределение заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе.

Технико-экономические показатели — система плановых или учетных показателей, отражающих объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях, использование материальных и трудовых ресурсов, средств производства, например стоимость товарной продукции, фондоотдача, выработка и т.п.

Товарная позиция — уровень конкурентоспособности товара, который частично или полностью соответствует требованиям потребителей и занимает определенное положение на товарном рынке.

Товарная политика предприятия — составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-план), включающая предварительный выбор номенклатуры продукции и услуг, которая в дальнейшем должна быть включена в план производства.

Точка безубыточности — уровень производства продукции, при котором выручка от реализации равна текущим затратам на ее изготовление.

Трудоемкая продукция — продукция, производство которой связано с большими затратами труда.

Трудоемкость изделия — затраты рабочего времени на изготовление единицы изделия или единицы работ. Если трудоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (Квн), с помощью которого нормированная трудоемкость (ТЕнор) пересчитывается в фактические затраты времени работы станочника: SEфакт = SEнорм / Квн, часов.

Удельная фондоемкость единицы изделия (нормативная) — показатель, который разрабатывается на основе экономико-математического моделирования, позволяющего оценить влияние производственных факторов (аргументов) на его величину в отдельные интервалы расчетного периода.

Удельная фондоемкость работы оборудования — показатель, отражающий стоимость основных производственных средств, приходящуюся на 1 час работы оборудования или на один час станкоемкости годовой программы.

Уравнение спроса — экономико-математическая модель, в которой спрос, или величина спроса, является переменной величиной, зависящей от изменяющихся факторов.

Уровень доверия — технико-экономическая оценка влияния каждого показателя, входящего в соответствующую группу технических и экономических показателей, определяющих относительный уровень конкурентоспособности производства и продукции.

Ускоренная амортизация — метод, который позволяет перенести на готовую продукцию большую часть стоимости основных производственных фондов в первые годы их эксплуатации.

Условно чистая продукция — вновь созданная стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) и материальными затратами, т.е. это сумма, включающая заработную плату, прибыль, амортизацию.

Установленное оборудование — станки, машины и прочее оборудование, сданные в эксплуатацию и закрепленные на рабочем месте, а также оборудование, находящееся в ремонте, даже если оно временно демонтировано.

Фактор времени — фактор, обеспечивающий при расчетах эффективности капитальных вложений приведение разновременности осуществления капитальных вложений к одному моменту времени.

Факторы риска и неопределенности — факторы, которые учитываются в расчетах эффективности капитальных вложений при различных условиях реализации проекта.

Факторы предложения — факторы, влияющие на стоимость товара, представленного на рынке.

Фондовооруженность труда — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на одного среднесписочного работника предприятия. При повышении фондовооруженности труда должно выполняться следующее условие эффективности: темпы роста фондовооруженности труда должны отставать от темпов роста производительности труда.

Фондоемкость продукции — показатель, который используется для определения потребностей в основных производственных средствах. Рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных средств к стоимости произведенной продукции за определенный период.

Фондоотдача — обобщающий показатель, характеризующий использование основных производственных средств. Рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств. Рост фондоотдачи отражает повышение эффективности использования основных производственных средств.

Фонды обращения — составная часть оборотных средств, которая обслуживает сферу обращения и включает готовую продукцию на складе предприятия, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, банке, а также в расчетах.

Формирование спроса — система организационно-экономических мероприятий маркетинговой службы предприятия по обеспечению сбыта готовой продукции.

Функции рынка — совокупность функций, выполняемых в процессе товарного обращения и удовлетворения спроса на товарно-материальные ценности и услуги.

Функция предложения — математическая зависимость стоимости объема произведенных товарно-материальных ценностей и предлагаемых услуг, поступающих на соответствующие рынки (величина предложения), от таких факторов, как стоимость ресурсов, эффективность технологических процессов, налоговая политика, конкурентоспособность и цены на аналогичные товары и услуги и т.п.

Функция спроса — математическая зависимость спроса на различные товары и услуги от таких факторов, как появление товаров-заменителей, увеличение числа покупателей и рост их плате-жеспособности и т.п.

Хайринг — среднесрочный договор аренды оборудования (от одного года до пяти лет).

Хеджирование — страхование риска, связанного с изменением цен, курсов валют, акций и т.д.

Хозяйственный учет — система постоянного учета всей совокупности текущих и единовременных затрат, связанных с производством продукции и выполнением услуг.

Холдинговая компания — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций других юридических лиц.

Хранение материалов — комплекс организационно-технических мероприятий, предупреждающих утрату качественных и количественных характеристик материалов, находящихся на складах.

Цена — денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара рабочее время. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением.

Цена оптовая предприятия — цена товара, при которой возмещаются затраты и обеспечивается прибыль. На основе этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на объем реализации.

Цена оптовая промышленности — цена товара, устанавливаемая дополнительно к оптовой цене предприятия. Включает дополнительно налог на добавленную стоимость и текущие издержки сбытовых и торговых организаций.

Цена отпускная — разновидность оптовой цены; цена, по которой предприятие отпускает, отдает свои товары потребителям. Для мелких предприятий и разовых изделий цены более высокие, а при оптовой продаже — льготные.

Цена розничная государственная — конечная цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия труда реализуются через торговую сеть.

Цена рыночная — цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров на соответствующем рынке.

Цены сопоставимые — цены, приведенные по величине к условиям определенного периода, на определенную дату. Используются при сопоставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды, с тем чтобы избежать искажений, вносимых прежде всего инфляцией.

Чистая продукция — экономический показатель, отражающий результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между стоимостью валовой продукции и стоимостью материальных затрат, включая амортизацию. Иными словами — это заработная плата плюс прибыль.

Чистый дисконтированный доход — экономический показатель, используемый для выбора наиболее эффективного варианта инвестиционного проекта. Рассчитывается как разница текущих эффектов (прибыль или экономия) и затрат за весь расчетный период, приведенная к начальному году осуществления капитальных вложений, или как разница между интегральным результатом (прибыль или экономия) и интегральными затратами.

Экономическая эффективность абсолютная (общая) — результативность осуществления капитальных вложений, которая определяется отношением результата (экономия, прибыль) к единовременным затратам. Проект или мероприятие признается эффективным, когда расчетная величина отношения не меньше установленного норматива.

Экономия — система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей. Например, экономия по заработной плате, достигаемая в результате снижения трудоемкости.

Энерговооруженность труда — показатель, отражающий мощность соответствующих энергоносителей, приходящуюся на одного среднесписочного рабочего.

Эластичность предложения — соотношение изменений объема реализации и цены на товар. Потери, возникающие из-за снижения цены или объема реализации, покрываются допол-нительной выручкой в результате роста объема реализации или цены.

Эластичность спроса — соотношение изменений цены и спроса на товар. При росте спроса на 1% цена снижается менее чем на 1%.

Эффект экономический — результат внедрения соответствующего мероприятия, который может быть выражен экономией от снижения себестоимости, прибылью и т.п.

Эффект экономический (годовой) — результат экономической деятельности, который рассчитывается по сравниваемым вариантам осуществления капитальных вложений и представляет собой разницу между приведенными затратами, скорректированными на годовой объем производства.

Наши рекомендации