Глоссарий по институциональной экономике

Административные барьеры в экономике — установленные решениями госудрственных органов правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящее платежи за прохождение бюрократическиха процедур, которые обычно не попадают в бюджет.

Бюрократическая рента (bureaucratic rent) — доход, незаконно полученный государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (взяток, подарков и т.д.).

Внешние эффекты (экстерналии) — дополнительные издерж­ки или выгоды, не получившие отражения в ценах. Положи­тельные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это неотражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки

для других.

Государство — организация со сравнительными преимущест­вами в осуществлении насилия, распространяющимися на гео­графический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных.

Дебюрократизация — реформирование системы государс­твенного регулирования посредством корректировки норма­тивно-правовой базы, изменяющей охват, акценты, формы государственного регулирования.

Дерегулирование — уменьшение масштабов вмешательства государства в хозяйственные процессы.

Денежный навес — превышение сбережений населения от­носительно реальных запасов товаров и услуг. Результатом несбалансированности рынка являются рост теневой экономики (расширение черного рынка), а также подавленная (скрытая) инфляция.

Дисфункция — нарушение, расстройство функций какого-либо органа, системы, экономического института, преимущес­твенно качественного характера (по аналогии с дисфункцией организма в биологии).

Закон непредвиденных последствий — изменение законода­тельства не приводит к ожидаемым результатам, или результаты достигаются с большими издержками, чем предусмотрено в бюджете.

Издержки коллективного действия, исходя из методологии Дж. Коммонса, — издержки по созданию и обеспечению де­ятельности институтов.

Институт — система формальных и неформальных правил, определяющих взаимоотношения между членами общества.

Институтопровайдер — в рамках неоинституциональной теории — организация, которая влияет на институциональ­ную структуру, выполняя роль генератора и распространителя производственных институтов и соглашений, роль инкубатора (выращивание новых институтов в существующей институцио­нальной среде), роль индивидуального институционального интегратора (вовлечение новых индивидов в состав носителей данной нормы).

Институциональный вакуум — отсутствие или недостаток в институциональной системе формальных институтов, способных поддерживать осуществление сделок с наименьшими трансакци-онными издержками, вследствие ликвидации механизма управ­ления прежней хозяйственной системой и отсутствия нового.

Институциональный конфликт — результат несогласован­ности между формальными и неформальными правилами. В одном случае институциональный конфликт приводит к появ­лению нежизнеспособных институтов, в другом — к появлению устойчивых, хотя и неэффективных образований — институци­ональных ловушек.

Институциональная матрица — устойчивая исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, обусловивших появление первых государств и предопределивших развитие всех последующих институциональных структур, которые, в свою очередь, служат воспроизведению первичной модели, сущность которой сохраняется.

Институциональная ловушка — неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдержи­вающийся характер.

Институциональные технологии — технологии, связанные с внедрением (импортом) институтов, а также с генерацией (выра­щиванием) новых институтов, способных привести к снижению трансакционных издержек функционирования экономической системы и обеспечить экономический рост.

Институционалюация — закрепление в отношениях между индивидами определенных правил или норм с возрастающей частотой их использования для все большей части членов об­щества.

Институционализация коррупции — синтез административ­ной и политической коррупции, когда решения принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных ком­паний, но в интересах коррумпированных бюрократических

структур.

Искатель ренты (политической или бюрократической) — лицо, стремящееся к получению личных выгод за счет политического или общественного процесса.

Категория «собственность» — «пучок» (набор) прав, которые распределены в неодинаковых пропорциях между различными

лицами.

Коллективные действия — действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индиви-,

дуально.

Кооперация — тип сотрудничества группы людей, в резуль­тате которого совместное использование какого-либо ресурса способствует достижению лучших результатов, чем индиви­дуальное.

Кумовской капитализм (crony capitalism) — распределение ролей в политической и экономической иерархии по родс­твенному или приятельскому признаку, то есть в зависимости от принадлежности к тому или иному семейному клану или «закадычным друзьям».

Лоббизм (от английского слова lobby, означающего «закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары») — особая система и практика реализации интересов отдельных организа­ций и разнообразных групп общественности путем целенаправ­ленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти.

Логроллинг {logrolling, дословно — «перекатывание бревен») — практика взаимной поддержки политических деятелей различ­ной ориентации, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем «торговли голосами» (по принципу «я голосую за тебя, а ты — за меня»), в результате чего могут приниматься решения, приносящие выгоды отдельным группам давления.

Микроэкономическая дисфункция — неравновесное дина­мическое состояние института или организации, при котором лишь отдельные характеристики этой системы испытывают потерю качества, что приводит к девиации модели поведения организации или закреплению неэффективной нормы, которая функционирует в границах своего монетарного диапазона.

Макроэкономическая дисфункция — неравновесное динами­ческое состояние института и/или хозяйственной системы, при котором все основные параметры институциональных установ­лений этой системы испытывают потерю качества. Макроэко­номическая дисфункция является редким результатом инсти­туциональной динамики, когда снижающаяся функциональная эффективность институтов самоусиливается, так что замена одного или нескольких институциональных установлений не может изменить ход развития экономической системы.

Налоговый зазор (taxgap) — различие между суммой полагаю­щихся налоговых поступлений и реально собранным доходом.

Неденежные формы расчетов — бартерные обмены, взаимоза­четные (клиринговые) схемы, использование «промышленных» (нефинансовых) векселей, а также все виды некоммерческого кредитования (включая неплатежи).

Неоклассический сценарий трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования к другой базируется на основных положениях неоклассической экономической тео­рии и предполагает разработку системы мер государственного регулирования, направленную на формирование (или скорее — импорт) новых институтов или изменение уже существующих формальных правил, в то время как неформальные нормы ос­таются вне поля зрения реформаторов.

Неоинституциональный сценарий трансформационного пере­хода общества от одной системы хозяйствования, разработанный врамках неоинституциональной экономической теории, пре­дусматривает изменение как формальных правил, так и нефор­мальных норм; по крайней мере, учитывает влияние последних на действенность принимаемых законов. Идеальным, согласно неоинституциональному подходу, является эволюционный про­цесс формирования институтов, соответственно революцион­ный (импорт) является менее предпочтительным и должен осуществляться на базе тщательного изучения существующей институциональной среды.

Неформальная институционализация — приоритет нефор­мальных «правил игры» в обществе над формальными, в не­которых случаях «подстраивание» формальных правил под неформальные нормы. Суть неформальной институционализа-ции в том, что вновь принятые, разработанные в соответствии с зарубежными рыночными аналогами законы начинают работать совершенно по-иному, не по «рыночному».

Неформальные ограничения — традиции, обычаи, социальные

условности.

Неформальная экономика — явление больше социальное, чем экономическое, основной поведенческой мотивацией здесь является особая стратегия выживания, реализуемая «homo

adaptans».

Общее предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию (ex ante) и функционированию (expost).

Оппортунизм — преследование личного интереса с использо­ванием коварства (self-interest-seeking-with-guile), включая Tapie более явные формы, как ложь, воровство, мошенничество, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении взаблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера.

Отлынивание (shirking) — форма поведения, предполагающая работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора.

Отрицательные экстерналии отдельных статей бюджета: несмотря на эффективность отдельно взятых программ или статей бюджета, эффективность составленного на этой основе бюджета будет значительно ниже, поскольку различные статьи бюджета или документы разрабатывались исходя из необходи­мости наибольшей эффективности в отдельно взятой сфере или отрасли, без учета влияния последствий на другие сферы или статьи бюджета.

«Парадокс голосования» или «парадокс Кондорсе» — это про­тиворечие,возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно эконо­мических благ.

Парадокс передачи — в результате передачи институтов (эф­фективной технологии) страна-экспортер может выиграть за счет страны-импортера.

Парето-оптимум — распределение благ, изменяя которое, нельзя улучшить чье-либо благосостояние, не нанося ущерба другим лицам. Парето-оптимальность является одним из ос­новных инструментов неоклассического анализа отношений распределения и перераспределения.

Политическая рента (political rent) — доход, источником которого являются особые правительственные льготы, субси­дии и иные привилегии, полученные относительно немногими группами в результате лоббизма.

Под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Правило единогласия Викселя — поскольку рыночные сделки совершаются со взаимного согласия всех его участников, то ина «политическом рынке» решения должны приниматься всеми единогласно.

Принцип транзитивности — если А>Б, а Б>С, то А>С.

Природа государства определяется властными отношения­ми, возникающими между гражданами и государственным аппаратом.

Провалы (фиаско) государства/правительства (government failure) — случаи, когда государство/правительство не в состоя­нии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Провалы (фиаско) рынка (market failure) — случаи, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Производственные издержки (production costs) — издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает опре­деленной ценностью. В эти издержки включаются не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если они касаются технологии, а не взаимоотношений людей.

При прямой демократии каждый гражданин имеет право лич­но высказать свою точку зрения и голосовать по конкретному вопросу.

При представительной демократииграждане делегируют свои права избираемым в законодательные органы представителям, которые и принимают решения, в том числе связанные с про­изводством и распределением общественных благ.

Категория «собственность» трактуется как «пучок» (набор) прав, которые обычно распределены в неодинаковых пропор­циях между различными лицами. «Полным» считается опреде­ление права собственности, предложенное английским юристом А. Оноре и включающее 11 элементов.

В «ригидной» экономике производители подвержены воздейс­твию устойчиво высоких издержек выпуска, которые не могут быть преодолены за счет имеющихся внутренних или внешних капитальных ресурсов.

Социальный контракт — граждане добровольно передают государству часть своих прав в расчете на то, что государство обеспечит их защиту намного эффективнее, чем они сделают это сами в частном порядке.

Специфические активы — активы, которые имеют особую ценность при выполнении конкретного контракта. Такие активы (например, высокоспециализированное оборудование) очень трудно продать, передислоцировать или найти им альтернатив­ное применение. Чем специфичнее активы, тем выше транс-акционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

Сроки трансформационного перехода общества от одной систе­мы хозяйствования — реформы можно считать завершенными, когда не только сформирована институциональная основа новой экономики, но и задана инерционность развития институцио­нальной системы, предполагающей в большинстве случаев согласование формальных правил и неформальных норм, ко­торые становятся устойчивыми и укореняются в поведенческих моделях. В случае изменения траектории развития общества создание новых институтов будет сопровождаться длительным сопротивлением уже существующих институтов.

Status quo — действующая система формальных правил, согла­сующихся в значительной степени с неформальными нормами и определяющая такое соотношение интересов различных сторон (государства и индивидов), которое обеспечивает экономи­ческой системе устойчивое, хотя не во всех случаях наиболее эффективное развитие.

Суммарный спрос на институт — как результат суммирова­ния положительного и отрицательного спроса на определенный институт — отражается в расходах государства по поддержанию соответствующей нормы и в издержках, которые несут ее нару­шители.

Теория долгосрочных экономических изменений предполагает построение экономической модели общества с учетом зави­симости от траектории его предшествующего развития («path dependence») на базе анализа наиболее конструктивных идей неоклассической теории: постулата о редкости, самоуравнове­шивании рынков, конкуренции как движущей силе развития экономики и др. с включением в нее идей о неполноте инфор­мации, субъективных моделях реальности и способности инс­титутов к самоподдержанию.

Теорема о невозможности К. Эрроу: когда предметом об­щественного выбора становится решение, предполагающее ухудшение положения отдельных членов общества (даже если общество в целом от него выигрывает), то не всегда существует возможность сделать выбор одновременно рациональным и недиктаторским (учитывающим все мнения).

Теория общественного выбора (public choice theory) — теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собс­твенных интересах.

Трансакция — сделка, облеченная в контрактную форму. Трансакционные издержки (transaction costs) — издержки, не связанные с процессом производства, а именно издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров ипринятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта.

Трансформационные издержки (transformation costs) — издерж­ки, связанные с ликвидацией старых институтов, а также фор­мированием (или импортом) и адаптацией новых институтов в экономической системе.

Теорема Коуза: если права собственности четко специфици­рованы, то есть четко определены границы правомочий хозяй­ствующих субъектов, и исполняются, то становится возможным решение спорных вопросов между сторонами по нанесению ущерба от использования этой собственности без привлечения третьей стороны (государства), поскольку в данном случае трансакционные издержки будут меньше.

Теорема Коуза, сформулированная Дж. Стиглером, гласит, что в условиях совершенной конкуренции частные и социальные

издержки равны.

Теорема Коуза, сформулированная Т. Эггертссоном: если трансакционные издержки невелики, то экономика всегда будет развиваться по оптимальной траектории, независимо от имеющегося в ней набора политических и других институ­тов.

Теневая экономика — прежде всего, экономическое явление, поскольку поведение участников данного сектора объясняется мотивом рациональности и экономической выгодой. Функ­ционирующие здесь экономические субъекты описываются типичной моделью «homo economicus».

Теневая экономика — прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хо­зяйственной деятельности (трансакционные издержки) превы­шают выгоды от достижения своих целей (Э. де Сото).

Формальные правила — конституции, законы, судебные пре­цеденты, административные акты.

Экономический империализм — унификация всего разроз­ненного семейства наук об обществе на базе неоклассического подхода.

Экономическая теория бюрократии (economics ofbureaucracy) —

одно из направлений теории общественного выбора, изучающее функционирование организаций, которые не производят имею­щих ценностную оценку благ и чьи доходы не связаны с прода­жей результатов их деятельности.

Экстернальные ситуации — когда перераспределение прав собственности провоцирует стороны, понесшие убытки в ре­зультате принятия закона, действовать нелегально.

Эффект блокировки (lock-in effect) по Норту это означает, что однажды принятое решение трудно отменить (см. также «инс­титуциональная ловушка»).

Эффект «path dependence» — зависимость последующего раз­вития общества от траектории его предшествующего развития.

Наши рекомендации