Направления совершенствования работы государственного аппарата в сфере управления экономикой
ПОДРОБНО
В условиях переходной экономики происходит непрерывный процесс изменения производственных отношений. Изменение функций влечет и изменение структуры органов исполнительной власти регионов.
Процесс реформирования структуры исполнительной власти направлен в сторону большего соответствия их функций потребностям переходной экономики. Однако, структура органов управления экономикой региона сохраняет многие черты структуры управления централизованной плановой экономики. Основные министерства и ведомства сохраняют обычную аппаратную структуру, которая не позволяет выполнять на должном уровне такие функции, как прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе, проведение ситуационного анализа, разработка методов косвенного регулирования экономических процессов.
Переход к демократическому и правовому государству делает необходимым реформирование государственного аппарата, изменение структуры, функций и способов регулирования его деятельности.
Основными недочетами в работе госаппарата являются:
* неадекватная реакция персонала на новое состояние общества, экономики, на коренное изменение в формах собственности;
* нечеткость разделения функций и полномочий в организационных структурах, недостатки в работе с органами местного самоуправления;
* недостаточный профессионализм многих госслужащих, а также отрицательное воздействие и инерционность старой системы и специалистов, перешедших из нее;
* отсутствие опыта работы с негосударственными структурами;
* медленное освоение опыта функционирования государственных структур и государственных служащих зарубежных государств с развитой рыночной экономикой.
Основными причинами этих недостатков в работе структур госаппарата являются отсутствие теоретической и методологической базы работы с персоналом гос. управления, его развитием и формированием в условиях рыночной экономики, слабое развитие профессионального и личностного потенциала служащих, «узость» базы резерва, медленный поиск талантов, отсутствие научной системы подготовки персонала государственной службы.
Для реорганизации государственных органов потребуются выделение ресурсов на создание развернутой инфраструктуры, способной обеспечить подготовку и переподготовку персонала всех уровней управления, проведение научных исследований, введение систем и методов управления, базирующихся на новейших информационно-аналитических технологиях.
Замена административного управления экономическими методами требует коренного изменения системы работы государственного аппарата.. Должно сокращаться число уровней управления, происходить четкое разграничение государственных, производственных, общественных функций, уменьшаться количество подразделении аппарата управления.
Появление новых критериев эффективности работы аппарата управления тесно связано с новой ролью государства. Правительства большинства развитых стран мира играют ключевую роль в исправно функционирующей рыночной системе.
В наст время первостепенная задача для всех стран с бывшей централизованно планируемой экономикой — построение новых управленческих систем с взаимодополняющими государственными и частными структурами.
Экономической политике, проводимой ныне нашим правительством, недостает четкой промышленной политики, направленной на инновационное развитие экономики нашей страны.
В наст время реформа гос-ого аппарата выступает как комплексная программа.
Можно выделить следующие направления, по которым происходит модернизация системы гос управления.
Приватизация. В широком смысле приватизация означает действия по уменьшению роли правительства и увеличению значения частного сектора во владении собственностью. Она означает не только передачу госсобственности в частное владение, но и заключение контрактов с частными организациями на выполнение определенных услуг на конкурентных условиях, предоставление гражданам альтернативных возможностей получения услуг и др. Вместе с тем в ходе приватизации возникают две крупные проблемы — увеличение масштабов коррупции и уменьшение объемов услуг для бедных слоев населения.
Децентрализация. Децентрализация гос-ого управления может проходить в виде передачи отдельных полномочий (функций) с федерального уровня на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти. В результате формируются более благоприятные условия для улучшения обслуживания населения и повышения эффективности принимаемых решений. Непременными требованиями при децентрализации являются финансовая самостоятельность и ответственность.
Улучшение качества гос-ых услуг. Задача руководителей поставить в центр деятельности гос-ва обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан.
Причины повышенного внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в стремлении учитывать интересы населения, но и в более полном использовании непосредственной связи между уровнем образования, квалификацией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью национальных экономик.
Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность работы государственных служащих и соответственно более рационально использовать государственные ресурсы.
Для современной системы государственного управления характерен новый механизм взаимоотношений с обществом, политиками и гражданами.Развитие идет по двум направлениям: с одной стороны, предпринимаются усилия по повышению качества услуг, оказываемых государством населению (образование, здравоохранение, социальное страхование и т.п.), с другой — формируются новые механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений. Это способствует эффективному использованию ресурсов для решения социальных проблем, более точному определению приоритетов гос политики.
Важнейшими условиями эффективной работы госаппарата являются гласность, публичность и обязательность обоснования принимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации.
Профессионализм госаппарата обеспечивается рациональным использованием кадрового потенциала и развитием института государственной службы. В современных условиях осуществляется переход от унифицированной к дифференцированной системе государственной службы, ведется работа по кодификации деятельности чиновников и более четкому определению их обязанностей и прав.
В наствремя используются методы совершенствования работы госаппарата, как правило, заимствованные из практики частного сектора: тотальное управление качеством, метод лучших показателей, реинжиниринг, проектное управление, стратегическое управление, организационное развитие и др.
В наст время назрела необходимость разработки и реализации общероссийской программы реформирования государственной службы. Такая программа призвана обеспечить формирование целостной и непротиворечивой системы государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Ее задача обеспечить координацию законопроектных и нормативных работ с организационно-управленческими мероприятиями и научными исследованиями.
КРАТКО:
Осн мин-ва и ведомства сохр обычную аппар-ую стр-ру, кот не позвол выполнять такие функции, как прогнозирование соц-эк-ой ситуации в рег-оне, проведение ситуационного ан-за, разработка методов косв-ого регулирования эк-их процессов.
Основными недочетами в работе госаппарата являются:
* неадекватная реакция персонала на новое состояние общества, эк-ки
* нечеткость разделения функций и полномочий в орг-ых стр-рах, недостатки в работе с органами местного самоупр-я;
* недостаточный профессионализм многих госслужащих,
* отсутствие опыта работы с негос-ыми структурами;
* медленное освоение опыта функционирования гос-ых структур и гос-ых служащих зарубежных гос-в с развитой рын эк-кой.
Для реорганизации гос органов потребуются выделение ресурсов на создание развернутой инфраструктуры, способной обеспечить подготовку и переподготовку персонала всех уровней управления, проведение научных исследований.
Экон-кой пол-ке, проводимой ныне нашим правит-вом, недостает четкой промышленной пол-ки, направленной на инновационное развитие эк-ки нашей страны. В наст время реформа гос-ого аппарата выступает как комплексная программа. Можно выделить следующие направления, по кот происходит модернизация системы гос упр-ия.
Приватизация. приватизация означ действия по умен-ю роли прав-ва и увел-ю значения частн сектора во владении собственностью. Она означает не только передачу госсобственности в частное владение, но и заключение контрактов с частными организациями на выполнение опред услуг на конкурентных усл-ях. Вместе с тем возник 2 крупные проблемы — увелич-е масштабов коррупции и уменьш-е объемов услуг для бедных слоев насел-я.
Децентрализация. может проходить в виде передачи отдел-ых полномочий (функций) с федер уровня на более низкий уровень управления при сохранении центр-ной власти. В рез-те формир-ся более благоприятные условия для улучшения обслуживания населения и повышения эффект-ти принимаемых решений.
Улучшение качества гос-ых услуг. Задача руководителей поставить в центр деятельности гос-ва обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан.
Задача состоит в том, чтобы повысить эффек-ть работы гос служащих и соотв-нно более рац-но исп-вать госресурсы.
Для соврем сист гос упр-я характерен новый механизм взаимоотношений с обществом, политиками и гражданами.Развитие идет по 2ум направлениям: 1) предприн-ся усилия по повышению кач-ва услуг, оказываемых гос-вом населению (образ, здравоохр, соц страхование и т.п.), с другой — формир-ся нов механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реализации гос решений. Это способствует эффек-ому использованию ресурсов для решения соц проблем, более точному определению приоритетов гос политики.
Профессионализм госаппарата обеспечивается рациональным использованием кадрового потенциала и развитием института государственной службы.
В наст время используются методы совершенствования работы госаппарата, как правило, заимствованные из практики частного сектора: тотальное управление качеством, метод лучших показателей, реинжиниринг, проектное управление, стратегическое управление, организационное развитие и др.