Аздел 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.

3.1 Проблемы взаимодействия государственной власти и муниципалитета в г. Улан-Удэ

В Федеральном законе № 131 – ФЗ нет требований, на которые следовало бы придерживаться государственным органам , при составлении перечней вопросов местного значения для муниципального образования. Поэтому, не обходимо отталкиваться на экспертные оценки, а так же сформировать единые требования к вопросам местного значения, определить формулировку и метод решения каждого из них с помощью методики решения вопросов местного значения. Окончательным формированием перечня можно считать, тогда когда он будет, осуществляется с учетом принципов формирования перечня вопросов местного значения.

Одной из главных проблем является отсутствие в Конституции Российской Федерации конкретизации порядка разграничения полномочий между органами государственного власти и МСУ. Однако в Конституции РФ определены два подхода через понятие «вопросы местного значения» и «отдельные государственные полномочия»,которыми могут наделяться органы МСУ. Однако, через понятие «вопросы местного значения» подчеркивается независимость органов МСУ и их отделенность от государства, а через понятие «отдельные государственные полномочия» обуславливается возможность привлечения органов МСУ к управлению государственными делами.

Однако в ФЗ – 131 который призван конкретизировать конституционные нормы об органах МСУ, была принята юридическая система определения предметов ведения органов МСУ, которая существенно усложнила проблему разделения полномочий между государственными органами государственной власти и органами МСУ.

Можно выделить следующие основные проблемы, которые требуют собственного законодательного решения.

Первая проблема заключается в том, что ФЗ – 131 влючает в себя список вопросов местного значения отнесенных ведению муниципальных образований. Данный список вопросов нуждается в уточнении, в связи с тем, что с достаточными на то основаниями могут быть отнесены к государственным. К примеру: обеспечение санитарного благополучия населения, охрана общественного порядка, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, содержание дорог, организация транспортного обслуживания населения, социальная поддержка населения, содействие занятости населения, охрана окружающей среды. Очевидно, что эти вопросы имеют и государственное значение, а следовательно они могли бы являться предметами совместного ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти. [6]

Второй проблемой можно считать правовое обеспечение условий для действия органов местного самоуправления в пределах собственной компетенции. Муниципальные органы не могут наделять себя дополнительной компетецией помимо установленной законодательством. В этом смысле определение данное в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о том, что муниципальные образования имеют право принимать к своему рассмотрению иные вопросы не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению государственных органов власти, данная формулировка должна быть исключена, в связи с тем, что здесь возможно вмешательство в компетенцию других органов власти. Механизм разрешения споров в этих случаях не предусмотрен, а действующий судебный порядок недостаточно оперативен.

Надо отметить, что в различных положениях Федерального закона № 131-ФЗ имеется более 30 отсылок к законам субъектов Российской Федерации и предписаний, возлагающих регулирование тех или иных вопросов на законодательные акты субъектов Федерации. При этом не указывается какими именно законами субъектов Федерации должны регулироваться эти вопросы и как должны называться данные законы. Следовательно, отсутствие в Федеральном законе прямого предписания о необходимости или о праве принятия субъектами Российской Федерации законов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации, не может трактоваться как запрет на правовое регулирование этих вопросов субъектами Федерации.

Полномочия должны определяться точно. Либо это - право, тогда органы публичной власти самостоятельно принимают решения и самостоятельно их финансируют. Либо это - обязанность; тогда тот, кто установил обязанность, а именно государство, должен нести ответственность за обеспечение финансирования.

Проблема делегирования полномочий является актуальной на сегодняшний день потому, что существуют определенные полномочия государства которые не могут быть делегированы местному самоуправлению не при каких обстоятельствах. Кроме того не имеется единого мнения по поводу объема полномочий которые могут быть переданы органам МСУ – осуществлять передачу равного объема полномочий одновременно всем органам местного самоуправления или использовать поэтапный метод наделения полномочиями конкретных муниципалитетов.

Необходимо отметить, стремление регионального центра самостоятельно распоряжаться налоговыми поступлениями, что в свою очередь приводит к борьбе за доходы между региональными и городскими властями, что является постоянным источником напряженности в их взаимоотношениях.

Стоит отметить, что наблюдается практика передачи муниципалитетам государственных полномочий которые финансируются не в полном объеме.

3.2 Предложения по улучшению взаимодействия

Местно самоуправление считается одним из основных ключевых компонентов демократического государства. Роль МСУ в устройстве Российской Федерации сложно переоценить, поскольку оно является связующим звеном между населением и государственными структурами. Его самостоятельность в пределах полномочий и негосударственный статус органов МСУ требуют поэтапного перехода от централизованного руководства деятельности к законодательному регулированию их деятельности и формированию эффективной систему контроля над соответствием законодательством решений, принимаемых органами местного самоуправления.

Необходимо выделение вопросов которые находятся в совместном ведение МСУ и государственных органов и вопросы находящиеся только в ведении органов МСУ. Не мало важным является повышение эффективности бюджетного планирования на всех уровнях. В отношении делегированных полномочий необходимо на уровне законодательства отделить правовое регулирование вопросов местного значения от иных вопросов связанных с осуществлением органами МСУ отдельных государственных полномочий. Так же понятие отдельных государственных полномочий необходимо уточнить, в связи с тем, что это увеличит эффективность реализации полномочий и оптимизирует процесс управления, крайне важно, чтобы передаваемые полномочия на уровень МСУ были обеспечены необходимыми ресурсами для их выполнения.

В целях повышения эффективности взаимодействия государства и муниципалитета предполагается рассмотреть осуществление комплекса мер в трех направлениях:

1) Повышение эффективности системы государственного управления.

2) Повышение бюджетной эффективности региона.

3) Совершенствование Муниципального управление.

Заключение

Государственное управление и местное самоуправление - это два уровня власти которые взаимодействуют между собой и обеспечивают руководство государством, его субъектами и от их взаимодействия зависит успешное государственное управление. Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место абсолютно на всех этапах развития местного самоуправления в России и в других странах. Без четко отложенного механизма взаимодействия государственной власти и МСУ не возможно добиться эффективного управления во всех сферах жизни общества. Тот факт, что вопросы местного значения не отделимы от государственного интереса, не остаются и не могут оставаться без влияния государства.

Попытки разъединения местного самоуправления и государства могут привести к разрушению государства или самоуправления, так как второе не может быть выполнено в первом, государством в государстве.

Можно выделить четыре основных способа для эффективного взаимодействия органов МСУ и государственной власти: 1) Представительство МО в законодательном органе субъекта РФ. 2) Создание государственно-муниципальных организаций. 3) Совместное ведение регулирования вопросов местного значения государственными органами и органами МСУ. 4) договорные способы взаимодействия.

В целом предстоит очень большая работа по реформированию системы местного самоуправления. Успешное выполнение, которого на практике требует тесное и скоординированное взаимоотношение государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации - М. : ИНФРА - М, 2008. - 78 с.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ : принят Гос. Думой 16 сент. 2003 г. : одобр. Советом Федерации 24 сент. 2003 г. : (ред. от 25.12.2008) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 28 апр. 2008 г. № 607 // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 45. - Ст. 5462.

5. О оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 28 апр. 2008 г. № 607 // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

6. Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63 (ред. от 27.03.2014) "О принятии Устава городского округа "Город Улан-Удэ"

7. Закон Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896 – III « об организации местного самоуправления в Республике Бурятия»

8. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. с. 13

9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2011. - 784 с.

10. Булах, Е.В. Формы местного самоуправления в политической системе современной России: анализ территориального общественного самоуправления: автореф. дис. канд. полит. наук / Е.В. Булах. - Чита, 2007. - 27 с.

11. Бачуркина О.А. Взаимодействие государственных и муниципальных органов власти по осуществлению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий / Бачуркина О. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - N 3, март. - с. 12-17.

12. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А.Василенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гардарики, 2011. - 317 с

13. Васильев, В.И. Местное самоуправление: учебник / В.И. Васильев. - М. Дело, 2011. - 327с

14. Воробьева О.А. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления / Воробьева О.А // Вестник Орловского государственного университета. - 2010. - N 4 - с. 76-80.

15. Васильев В.И. Гражданин и муниципальная власть. М.: Норма, 2011 - 471 с.

16. Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства. Иркутск, 2011. - 380 с.

17. Девяткина А.И. Инновационно- правовое развитие взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации / Девяткина А.И. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2011.- N 1. - с. 85-90.

18. Дементьев А.Н. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Федерализм. 2010. -№ 1. С. 37-58.

19. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. - М. : ГроссМедиа, 2009. - 255 с.

20. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальное управление. М., 2008. 201 с.

21. История государственного управления России / под ред. В.Г. Игнатова

Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 608 с.

22. Капитанец Ю.В. Правовые основы и организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Капитанец Ю.В. // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Саратов, 2002.

23. Кузнецова Н.В. Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации / Кузнецова Н.В. // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2011

24. Кабашов, С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации / С.Ю. Кабашов. - М. : Флинта: Наука, 2010. - 350 с.

25. Калинин Н.В., Скрипкин Г.Ф. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов местного значения / Калинин Н.В., Скрипкин Г.Ф. // учебное пособие / В. Н. Калинин, Г. Ф. Скрипкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации", Тульский фил.- Тула, 2007.

26. Миронов С.М. Проблемы и перспективы местного самоуправления: взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления / Миронов С.М. //

27. Мурашев Е.В. Правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления / Вестник Московского Университета МВД России . 2010. – N 4 – с.103-105.

28. Мокрый В.С. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра // Местное самоуправление в России: Сборник статей / Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.Б. Зотова. М.: Ось-89, 2010. 451 с.

29. Незнамова Е.А. К вопросу о некоторых новых положениях законодательства о местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 5. С. 60.

30. Нуркин М.Г. Конситуционно-правовые основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва, 2012

31. Переходов В.А. Социологический анализ основных проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления/ Сборник: Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации (к 20-летию Президентской академии) 2012. - с. 145-147

32. Романов А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации как предмет законодательного регулирования // Российский юридический журнал. 2013. № 3. С. 32;

33. Трофимова И.Н. Институциональное развитие местного самоуправления в условиях постсоветской общественно-политической трансформации //Политика и общество. - 2012. - № 7. - с. 52-60.

34. Трофимова И.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы институционального развития. - М.: Институт социологии РАН

35. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Инфра-М, 2011 - 328 с.

36. Цейтлин Р.С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. М.:НОРМА, 2013- 116 с.

37. Чаннов С.Е. Принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / В сборнике: Становление местного самоуправления в посткоммунистическом обществе Материалы международного симпозиума. Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2012. С. 12-17.

38. Чаннов С.Е., Подсумкова А.А. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях / В сборнике: Государственное и муниципальное управление в России: реформы и перспективы развития Редколлегия: Г. В. Лысенко (отв. ред.), Н. А. Шибикина, А. И. Бардаков. 2011. с. 114-117.

39. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: ДЕЛО, 2011. 400 с.

Наши рекомендации