Тема 1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
1. Современные тенденции мирового экономического развития.
2. Международные экономические организации и их роль.
3. Деятельность Всемирной торговой организации.
4. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.
5. Современное состояние внешнеэкономических связей Республики
Беларусь.
6. Иностранные инвестиции и оценка инвестиционного климата.
Развитие мировой экономики последние два десятилетия определяется двумя основными тенденциями:
1) глобализация мирового хозяйства;
2) регионализация мирового хозяйства.
Глобализация свидетельствует о становлении всемирного хозяйства и процессе постепенного стирания экономических граней между странами и континентами.
Регионализация предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства.
В этих блоках сосредоточены наиболее эффективные и прогрессивные отрасли и сферы деятельности – высокие технологии, мировая торговля, финансовые операции и т. д.
Развитие мировой экономики настоящего периода характеризуется и множеством других значительных особенностей – повышением роли транснациональных корпораций (ТНК), транснациональных инвестиционных фондов, возрастанием значения малого и среднего бизнеса, развитием свободных экономических зон (СЭЗ), функционированием оффшорных центров.
Транснациональная корпорация (ТНК) – компания, имеющая производственные мощности за границей. Крупнейшими ТНК являются: IBM, Ford, Gebneral Motors и т.д.
СЭЗ – свободная экономическая зона – это четко обозначенная промышленная территория, где действуют особые таможенные, торговые, хозяйственные правила страны, отличные от экономических условий на остальной ее территории: льготный режим ввоза и вывоза товаров, иностранным инвесторам при ведении хозяйственной деятельности в данных зонах предоставляются определенные налоговые и финансовые льготы.
Создание СЭЗ в различных странах преследует одни и те же цели: привлечение иностранных инвестиций, организацию новых производств, создание новых рабочих мест и т.д. В мире насчитывается более 200 СЭЗ.
Оффшорная система характеризуется тем, что иностранным компаниям предоставляются налоговые и другие льготы в случае ведения ими операций и получения прибыли за пределами страны регистрации. Страны, образующие оффшорные центры, проводят политику привлечения иностранных инвестиций. Основными оффшорными территориями являются: Кипр, Люксембург, Нормандские острова, Гонконг и др. Особенностью этих государств является наличие подписанных ими с большинством экономически развитых стран мира соглашений об устранении двойного налогообложения.
По мнению некоторых экономистов, значительное влияние на мирохозяйственные связи оказывают следующие тенденции:
--разработка качественно обновленной технологической базы производства и
внедрение ресурсосберегающих технологий;
--принципиальные изменения в структуре, характере и содержании процессов
производства и потребления;
--ориентация экономики на экологические и гуманитарные критерии;
-- возрастающее влияние социокультурных факторов.
Определенные тенденции развития мировой экономики проявляется в структуре ее по группам стран, различающихся по уровню индустриального развития, типам и моделям рыночной экономики.
Самым распространенным критерием классификации стран мирового сообщества является степень их развитости. С этой точки зрения выделяются две большие группы стран:
1) индустриально развитые;
2) страны, не прошедшие стадию индустриализации.
К первой группе относятся такие промышленно развитые страны, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и большинство стран Западной Европы. Это страны со сформировавшейся рыночной экономикой, основанной на крупных ресурсах основного капитала, передовых технологиях, квалифицированных трудовых ресурсах. Для них характерен высокий показатель ВВП на душу населения. Эта группа стран отличается сравнительно низкими, но устойчивыми темпами экономического роста (среднегодовые темпы роста в ней составляют 2-3% ВВП). Им свойственны не количественные, а качественные преобразования.
Вторая группа очень дифференцирована. Сюда относятся страны, которые еще не прошли стадию индустриализации и находятся на разных ступенях экономического развития: это государства с относительно развитыми производительными силами и относительно высоким уровнем дохода и страны отсталые, бедные, где существуют проблемы голода и нищеты. Для большинства стран данной группы характерны более высокие темпы роста экономики по сравнению со странами, относящимися к первой группе (от 3-4 до 8-10% ВВП). Среди стран, входящих во вторую группу, можно выделить:
• во-первых, группу стран — экспортеров нефти (Саудовская Аравия, Кувейт). Их нельзя отнести к числу индустриальных, но уровень ВВП на душу населения, благодаря экспорту нефти велик;
• во-вторых, новые индустриальные страны. Впервые этот термин прозвучал в середине 1970-х гг., когда развитые страны столкнулись с резким усилением конкуренции со стороны не большой группы развивающихся государств и территорий -Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура, Бразилии и Мексики. В мировой печати эту "шестерку" стали называть новыми индустриальными странами. От других развивающихся государств они отличались высокими темпами роста экономики
и экспорта промышленных товаров, быстрыми и кардинальными сдвигами в структуре народного хозяйства и общества. С течением времени число новых индустриальных стран пополнилось: к ним стали относить Турцию, Индию, Малайзию, Аргентину, Таиланд, Индонезию и даже КНР;
• в-третьих, слаборазвитые и экономически отсталые страны (большинство стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америки). Эти страны, в свою очередь, делятся на две категории: наиболее бедные страны (Чад, Бангладеш, Эфиопия) и страны со средним доходом;
• в-четвертых, особую группу образуют большинство стран Восточной Европы и СНГ с переходной к рынку экономикой.
С целью выявления наиболее нуждающихся стран в льготном финансировании Мировой банк предлагает следующее выделение групп стран:
• с высоким уровнем доходов (от 9266 дол. США на душу населения);
• со средним уровнем доходов (низким средним доходом до 2995 дол. США и
высоким средним доходом до 9265 дол. США на душу населения);
• с низким уровнем доходов (ниже 755 дол. США на душу населения).
По данной методологии Беларусь относится к странам с низким средним уровням доходов.
В настоящее время экономика подавляющего большинства стран стала открытой.
Открытая экономика — это экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и капиталов. Одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) — отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны:
Э к =Э/ (ВВП/ВНП)*100%.
Принято считать экономику относительно закрытой, если экспортная квота меньше 10%, и относительно открытой, если экспортная квота больше 35%.
Международные экономические организации- это институт межгосударственных отношений, имеющий согласованные цели, задачи и органы управления, а также нормативно-организационные процедуры, в числе которых устав, членство, порядок принятия решений и др.
Международные экономические организации появились в первой половине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1815), Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Сфера их деятельности затрагивала вопросы регулирования экономики, транспорта, культуры и социальных интересов государств. Целями первых организаций были совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области.
Одним из первых в мировой экономике международных экономических институтов является созданный в 1930 г. Банк международных расчетов в Базеле, который был призван обеспечивать взаимодействие между центральными банками промышленно развитых государств мира.
Международные экономические организации призваны выполнять следующие общие функции:
-кредитно-финансовую — предоставление странам-заемщикам возможностей заимствований на условиях, близких к унифицированным условиям мирового рынка капитала, как в форме государственных кредитов/займов под гарантию правительства, так и вложений в реализацию отраслевых инвестиционных проектов;
-стимулирующую — привлечение в страны государственных и частных иностранных инвесторов; стимулирование развития национальных экономик стран-членов, взаимовыгодной региональной торговли;
- регулирующую -- мониторинг и комплексное совместное регулирование;
-координирующую - - взаимодействие со странами-кредиторами и заемщиками в целях обеспечения своевременной оплаты внешней задолженности в рамках мировой финансовой системы;
- стабилизирующую — стабилизация экономической системы и регулирование последствий финансовых дисбалансов; страхование финансовых рисков, предоставление гарантий экспортного кредитования;
-социальную — снижение социальных издержек в условиях проведения макроэкономических преобразований посредством предоставления ресурсов в безвозмездной форме, либо на льготных условиях;
-информационно-исследовательскую - проведение комплексных исследований состояния национальных экономик стран-членов, разработка программ сбалансированной финансовой помощи, предоставление информации заинтересованным инвесторам.
Таким образом, международные организации аккумулируют те функции, которые не в состоянии решать национальные государственные органы управления из-за отсутствия средств, опыта и знаний в данной области. Они финансируют долго срочные социально значимые проекты, в которых не заинтересованы частные финансовые структуры на национальном и на международном уровнях по причине их большой затратности и невысокой финансовой отдачи.
Международный валютный фонд -международная экономическая организация, призванная регулировать валютно-кредитные отношения между государствами-членами и оказывать им финансовую помощь в виде кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте в целях макроэкономической стабильности и предотвращения кризисов.
МВФ является специализированным учреждением ООН.
Согласно Уставу, цели МВФ:
- стимулирование международного валютного сотрудничества посредством постоянно действующего института, который обеспечивает механизм для консультаций и регулирования международных валютных затруднений;
- обеспечение расширенного и сбалансированного роста международной торговли путем стимулирования и поддержания высокой занятости и реальных доходов в целях развития экономик всех стран-членов как основной задачи экономической национальной политики;
-обеспечение валютной стабильности, поддержание установленных правил регулирования валютных режимов стран-членов в целях недопущения конкурентной девальвации национальной валюты;
-оказание помощи в создании международной системы расчетов по текущим платежам среди стран-членов и устранение всех ограничений, которые препятствуют международной торговле;
-предоставление всем странам-членам общих ресурсов во пользование под приемлемые условия, тем самым возможность корректировки платежного дисбаланса применения методов и политики, разрушительных для международного и национального развития.
Структура управления МВФ предполагает, в первую очередь широкое представительство основных экономических стран-лидеров. Хотя высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих — и имеет в своем составе представителя каждой страны-члена (как правило, это министры финансов или руководители центральных банков) и рассматривает на ежегодных заседаниях стратегию развития фонда, оперативное управление осуществляет исполнительный совет МВФ. Данный орган включает в себя 8 директоров-представителей: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Саудовской Аравии, РФ и Китая, а также 16 директоров, каждый из которых представляет группу стран. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников фонда и ведает текущими делами, он выступает в качестве председателя исполнительного совета.
Механизм закрепления за страной количества голосов согласно ее доле в капитале института предоставляет промышленно развитым государствам оказывать решающее воздействие на принимаемые решения.
Капитал фонда складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет квоту, которая рассчитывается на базе таких макроэкономических показателей как валовой внутренний продукт (ВВП); объем операций по счетам платежного баланса; изменения в текущих поступлениях; государственные золотовалютные резервы.
Действующие кредитные механизмы МВФ:
1) обычные механизмы (резервный транш; кредитная транша; механизм стэнд-бай, создан для предоставления краткосрочной финансовой помощи для урегулирования платежного неравновесия; механизм расширенного кредитования);
2) механизмы льготного кредитования (механизм экономического роста и борьбы с бедностью);
3) специальные механизмы (механизм финансирования дополнительных резервов; механизм чрезвычайных кредитных линий; механизм компенсационного финансирования; механизм экстренной помощи; механизм экстренного финансирования).