Методические указания по самостоятельному выполнению практических и семинарских занятий
Самостоятельная работа студентов выступает одной из форм учебной работы, основными задачами которой являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях с преподавателем;
- подготовка к практическим и семинарским занятиям по курсу «Разработка и принятие управленческих решений»;
- изучение научной литературы;
- разбор новейших концепций исследования;
- обоснование процесса разработки, принятия и реализации решений на различных уровнях управления.
Самостоятельная работа - важный и существенный этап в обучении студентов. Она нацелена на повышение уровня теоретического и практического усвоения студентами курса дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений». Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, которую они выполняют по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия.
Самостоятельная работа необходима не только для освоения дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений», но и для формирования навыков самостоятельной работы как в учебной, так и профессиональной деятельности. Каждый студент учится самостоятельному решению проблем, нахождению оригинальных творческих решений.
Самостоятельная работа выполняется студентами с использованием предложенной им методической литературы и необходимых дидактических материалов, что позволяет облегчить работу и совершенствовать ее качество.
Самостоятельная подготовка может вестись с использованием списка основной и дополнительной литературы, изучения опыта работы отечественных и зарубежных организаций.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем во время консультаций, а также практических и семинарских занятий с помощью тестирования, собеседования, выполнения контрольной работа и индивидуальных заданий и, в конечном счете, во время проведения экзамена и ответа на дополнительные вопросы.
Индивидуальная работа по курсу дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» выступает как форма учебной работы. Индивидуальная работа внеаудиторная, она предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Практические задания «Принятие решений менеджером»
Цель задания: овладеть навыками практического использования системного подхода к решению проблем на разных уровнях принятия решений, умением выбрать методы, помогающие принимать обоснованные решения разных видов проблем.
Ситуация 1. Среди предприятий торговой компании функционирует небольшой обувной магазин. Головное отделение компании разработало ряд действий, необходимых в случае появления различных обстоятельств, включая возможные нарекания покупателей, кадровые проблемы, проведение выставок товаров, осуществление заказов и ведение документации. Задача руководителя обувного магазина состоит в том, чтобы пунктуально выполнять предписания компании. Если возникает что-либо непредусмотренное, ему необходимо сначала согласовать свое решение с вышестоящим руководством. Неукоснительно выполняя требования компании, руководитель, тем не менее, должен самостоятельно принимать важные решения — ведь для успешной работы магазина требуется взвешенный подход к проблемам.
Ситуация 2. Руководитель, отвечающий за отдел производства, работает в довольно свободных условиях и должен осуществлять выбор среди альтернативных решений управленческой деятельности. В его ведении находятся контроль качества, использование материалов, должностные перемещения, отношения между работниками и многие другие вопросы. Более того, менеджер должен применять «здоровую», эффективную и способную приспосабливаться к обстоятельствам систему руководства. В производственном отделе решения требует масса проблем, большинство из которых уже появлялись прежде. Спектр возможных решений широк, задача руководителя заключается в выборе образа действий, который с наибольшей вероятностью приведет к успеху. Руководитель не только осуществляет рациональный анализ проблемы, но использует для определения соответствующего образа действия свое «чувство» ситуации. Проблемы довольно непросты, они усложняются воздействием внешних факторов. Таким образом, какие бы действия ни предпринимались, доля личной ответственности за них всегда присутствует. Выбранные решения в большинстве случаев оправдывают себя, если осуществляются с достаточной настойчивостью и подкрепляются необходимыми ресурсами. Деятельность руководителя производства во многом связана с выбором подходящей стратегии.
Ситуация 3. Задача отдела маркетинга организации состоит в создании новых возможностей для решения хорошо известных проблем.
От работников отдела требуются новые идеи в разных сферах — от поиска новых подходов к рекламе до разработки методов активизации деятельности по сбыту продукции. Чтобы создать прочную основу для принятия решения, необходимо прояснить и упростить проблему, а также осуществить сбор соответствующей информации. Для хорошего руководителя в области маркетинга характерны умение выбирать и способность проводить разумную стратегию, обладающую подлинной новизной и, одновременно, осмысленную с деловой точки зрения.
Ситуация 4. Особые требования к руководителям предъявляют неисследованные и плохо понятые ситуации, например работа главы исследовательского центра, задача которого состоит в создании чего-либо выдающегося и нового. Таким заданием может быть разработка лунного посадочного модуля, создание искусственных алмазов или новых энергетических систем. Руководитель обычно начинает с плохо определенной проблемы, к которой не подходит ни одно из известных решений. Необходимо сосредоточить ресурсы и создать организацию, по-настоящему способную проявить творческий подход. В некоторых случаях требуется создание нового технического языка, новых концепций, инструментов, технологий или производственных возможностей. Таким образом, большая часть того, за что отвечает руководитель, характеризуется подлинной новизной.
Задания
1. Определите уровни и типы решений предложенных ситуаций. Существует ли прямая связь между старшинством по должности и уровнем принимаемых решений? Приведите другие конкретные примеры ситуаций, требующих принятия решений всех четырех типов.
2. Вспомните или придумайте несколько примеров ситуаций, решения которых у вас уже имеются, но, однако, когда-то доставили вам массу беспокойства. Попробуйте припомнить этапы принятия этих решений. Пришлось ли вам впоследствии ими воспользоваться? На каком уровне принятия решений ими можно воспользоваться? Всегда ли готовый ответ правильный? Почему?
3. Опишите все шаги (пункты) рационального подхода к следующим проблемам для любой ситуации, рассмотренной выше:
1. прием сотрудника на вакантную должность в вашем отделе;
2. покупка или аренда помещения (здания) для осуществления вашей производственной деятельности;
3. поиск путей достижения 10 %-ного роста прибыли на Вашем предприятии.
4. Подкрепите соответствующие шаги рационального подхода к решению проблем предыдущего задания использованием вспомогательных методов — составлением списков возможных решений, построением дерева решений и изображением причинно-следственных связей.
Вопросы для контроля самостоятельной работы
Модуль 1 – Управление как процесс разработки и принятия решений
Тема 1.1. Сущность и содержание управленческого решения.
1. В чем проявляется сущность общей теории принятия решений?
2. Дайте определения основного понятийного аппарата (управленческая ситуация, управленческая проблема, альтернатива).
3. Объясните роль принятия решения в деятельности менеджера. Раскройте, основные этапы процесса принятия решения.
4. Назовите основные условия и требования, предъявляемые к принятию управленческого решения.
Тема 1.2. Процесс подготовки и реализации управленческого решения.
1. Какие основные стадии процесса подготовки и реализации управленческого решения?
2. Проведите сравнительный анализ алгоритмов принятия управленческих решений?
3. В чем сущность механизма организации, реализации управленческого решения?
4. Какие организационно-распорядительные мероприятия проводятся в процессе подготовки и реализации управленческого решения.
Тема 1.3. Особенности принятия управленческих решений в области управления персоналом.
1. Какие требования предъявляются к субъекту кадровых решений?
2. В чем особенность объекта кадровых решений?
3. Какие факторы оказывают влияние на кадровые решения?
Модуль 2 – Особенности разработки и принятия управленческих решений.
Тема 2.1. Модели процесса принятия управленческого решения.
1. Раскройте сущность концепции функционирования современной организации. Дайте определение основным составляющим организации.
2. Какие требования предъявляются к лицу, принимающему управленческое решение.
3. Какие модели процесса принятия управленческого решения являются основополагающими?
4. Какие основные концептуальные модели организаций?
Тема 2.2. Методы разработка, принятия и реализации управленческого решения.
1. Какие существуют методы ситуационного анализа?
2. Какие существуют методы моделирования?
3. Какие существуют методы, применяемые на этапе определения альтернатив?
4. Какие существуют методы, применяемые на этапе оценки альтернатив?
5. Какие существуют методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата?
6. Какие основные понятия прогнозирования?
7. В чем сущность классификации методов прогнозирования?
8. Дайте расширенную характеристику изыскательного и нормативного прогнозирования.
Тема 2.3. Особенности подготовки и реализации управленческого решения в условиях неопределенности и риска.
1. В чем сущностное значение понятий «неопределенность» и «риск»?
2. Раскройте основы страхования управленческих рисков.
3. Какова методика страхования профессионализма?
4. В чем сущность страхования профессиональной ответственности?
Модуль 3 – Эффективность управленческого решения
Тема 3.1. Сущность и виды ответственности руководителей.
1. Назовите основные параметры контроля руководителя за управленческое решение.
2. В чем сущность ответственности руководителя за принятие управленческого решение?
3. Социальная и экологическая ответственность руководителя.
4. Два этапа развития социальной ответственности личности. Параметры социальной ответственности.
5. Основа экологических инициатив.
Тема 3.2. Качество и эффективность управленческого решения.
1. Что такое качество управленческого решения?
2. Какие основные этапы типовой схемы управления качеством решения?
3. Какие существуют методы для измерения (оценки) экономической эффективности?