Методические указания для практических (семинарских )занятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ )ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

(преподаватель – В.Н. Болдырихина)

Очная форма обучения

Темы лабораторных занятий Стр.
2 семестр
1. История нашего края.
2. Археологические культуры на территории тамбовского края
3. Древнейшие письменные источники по истории тамбовского края. Работа с документами XVII века по Тамбовскому краю.
4. Его имя носит наш город (жизнь и деятельность И.В. Мичурина).
5. Мичуринск – наукоград РФ.
6. Улицы г. Мичуринска: прошлое и настоящее.
7. Храмы Тамбовской епархии.
8. Памятники природы Тамбовского края.
9. Искусство Тамбовского края.
10. Города и районы Тамбовской области.
11. Субъективное краеведение.
12. Изучение природы родного края в детских образовательных учреждениях.
13. Исследование в краеведении как метод познания, обучения и воспитания. Методика составления родословных как составная часть культурно-исторического воспитания.
14. Туристско-краеведческая деятельность в учреждениях ДОД.

Заочная форма обучения

Темы практических занятий Стр.
4 семестр
1. Его имя носит наш город (жизнь и деятельность И.В. Мичурина).
2. Изучение природы родного края в детских образовательных учреждениях.

Очная форма обучения

Семестр

Занятие № 1 «ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цель занятия – сформировать понятие об историческом пути развития нашего края. Посещение исторического зала городского краеведческого музея.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Расположение городского краеведческого музея, его история, залы краеведческого музея.

2. Экспозиции исторического зала краеведческого музея.

3. Особенности исторического развития нашего края.

4. Основные исторические вехи в развитии нашего края.

5. Основные направления современного развития края.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Проанализируйте основные причины возникновения города-крепости Козлова.

· Каковы основные этапы развития нашего края?

· Составьте картотеку документов и материалов, отражающих основные исторические моменты возникновение и развития нашего края.

· Напишите эссе на тему «С чего начинается Родина?…»

Занятие № 2 «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ»

Цель занятия – сформировать понятие о поселении наших предков на территории Тамбовского края.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации, карта Тамбовской области.

Вопросы для обсуждения.

1. Поселение первобытных людей в эпоху неолита и бронзового века.

2. Археологические культуры железного века (городецкая, мордовских племен).

3. Археологические памятники периода Киевской Руси и Ордынского ига.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Проанализируйте основные причины поселения первобытных людей на территории нашего края.

· Каковы археологические культуры наших предков на территории Тамбовского края?

· Составьте картотеку документов и материалов, отражающих основные исторические моменты возникновение и развития первых поселений нашего края.

· Сделайте конспект статьи: Чуистова Л.И Древнейшее население Тамбовщины и его взаимосвязи с географической средой // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тамбов. 1980. С. 31-34.

Занятие № 4 «ЕГО ИМЯ НОСИТ НАШ ГОРОД (ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. МИЧУРИНА)»

Цель занятия – сформировать понятие о жизни и деятельности И.В. Мичурина. Посещение Дома-музея И.В. Мичурина.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Расположение Дома-музея И.В. Мичурина, его история.

2. Экспозиции Дома-музея И.В. Мичурина.

3. Научное наследие И.В. Мичурина.

4. Памятные места нашего города, связанные с жизнью и деятельностью И.В. Мичурина.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, какие качества личности И.В. Мичурина позволили ему добиться успеха и реализовать свои научные планы.

· Каковы основные достижения великого учёного вам известны?

· Составьте презентацию о жизни и деятельности И.В. Мичурина..

· Напишите эссе на тему «О чём меня заставило задуматься посещение Дома-музея И.В Мичурина?

Занятие № 12 «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Цель занятия – сформировать понятие о методах и формах географического и экологического изучения своей местности школьниками.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации.

Вопросы для обсуждения.

1. Оборудование географической площадки школы.

2. Учебно-опытный участок школы.

3. Школьная экологическая тропа.

4. Отдел природы школьного краеведческого музея.

5. Изучение географических названий (топонимика).

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Как проводятся метеорологические наблюдения?

· Составьте план учебно-опытного участка школы. Напишите список растений для посадки на участке.

· Составьте схему детской экологической тропы (обозначьте маршрут и название станций с кратким описанием).

· Составьте кроссворд с географическими названиями объектов Тамбовской области.

Занятие № 14 «ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОД. ПОСЕЩЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»

Цель занятия – сформировать понятие об организации туристско-краеведческой деятельности в учреждениях ДОД. Посещение городской станции юных туристов.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

1. Местоположение станции городской станции юных туристов, её история. Просмотр кинофильма.

2. Организация туристско-краеведческой деятельности на станции. Проведение различных мероприятий (слётов, конференций, конкурсов, праздников, походов).

3. Осмотр этнографической экспозиции станции.

4. Знакомство с документацией станции краеведческой тематики (программы, альбомы, отчёты).

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, что общего и в чём отличие краеведческой работы в школе и во внешкольных учреждениях? Оформите ответ в виде схемы или таблицы.

· Составить маршрут детской краеведческой экспедиции по Тамбовскому краю.

· Составьте вопросы и задания краеведческой олимпиады.

Заочная форма обучения

Семестр

Занятие № 1 «ЕГО ИМЯ НОСИТ НАШ ГОРОД (ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. МИЧУРИНА)»

Цель занятия – сформировать понятие о жизни и деятельности И.В. Мичурина. Посещение Дома-музея И.В. Мичурина.

Оборудование – блокнот, ручка, диктофон.

Вопросы для обсуждения.

5. Расположение Дома-музея И.В. Мичурина, его история.

6. Экспозиции Дома-музея И.В. Мичурина.

7. Научное наследие И.В. Мичурина.

8. Памятные места нашего города, связанные с жизнью и деятельностью И.В. Мичурина.

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Подумайте, какие качества личности И.В. Мичурина позволили ему добиться успеха и реализовать свои научные планы.

· Каковы основные достижения великого учёного вам известны?

· Составьте презентацию о жизни и деятельности И.В. Мичурина..

· Напишите эссе на тему «О чём меня заставило задуматься посещение Дома-музея И.В Мичурина?

Занятие № 12 «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Цель занятия – сформировать понятие о методах и формах географического и экологического изучения своей местности школьниками.

Оборудование – компьютер, проектор для презентации.

Вопросы для обсуждения.

1. Оборудование географической площадки школы.

2. Учебно-опытный участок школы.

3. Школьная экологическая тропа.

4. Отдел природы школьного краеведческого музея.

5. Изучение географических названий (топонимика).

Задания и вопросы для самоконтроля знаний студентов и самостоятельной работы

· Как проводятся метеорологические наблюдения?

· Составьте план учебно-опытного участка школы. Напишите список растений для посадки на участке.

· Составьте схему детской экологической тропы (обозначьте маршрут и название станций с кратким описанием).

· Составьте кроссворд с географическими названиями объектов Тамбовской области.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Краеведение: Пособие для учителя /А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносов, Дуканенкова. Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.

2. Мельчаков Л.Ф. Общее землеведение с основами краеведения: Учеб. пособие для студентов-заочников фак. педагогики и методики начального обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 188 с.

3. Методические указания для студентов факультета педагогики и методики начального обучения по теме «Сезонное развитие природы Тамбовской области». – Тамбов: ТГПИ, 1986. – 18 с.

4. Нехлюдова А.С. и др. Полевая практика по природоведению; Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» /А.С. Нехлюдова, В.И. Севастьянов, А.Л. Филоненко-Алексеева. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.

6. Никонова М.А. Естествознание Землеведение и краеведение: учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб. заведений /М.А. Никонова, П.А. Данилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.

7. Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. за-ведений / М.А. Никонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

8. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

9. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Ауадемия», 2001. – 144 с.

10. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.

11. Ратобыльский И.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение /Под ред. В.Г. Завриева. – Минск,: Вышейшая школа, 1976. – 416 с.

12. Тамбовская область; Учебное пособие для студентов факультета педагогики и методики начального обучения – Тамбов: ТГПИ, 1986. – 89с.

13. Строев К.Ф. Краеведение: Учеб. пособ. для студентов естеств.-геогр. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1974. – 144 с.

14. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384 с.

15. Пирожков Г.П. Краеведение: терминолог. слов. /Г.П. Пирожков; Тамб. филиал Моск. гос. ун-та культуры и искусства. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2006. – 80 с.

16. Пирожков Г.П. Методология краеведение: моногр. /Г.П. Пирожков; Тамб. филиал Моск. гос. ун-та культуры и искусства. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2005. – 194 с.

17. Пирожков Г.П. Теория краеведения: Моногр. СПб.: Нестор, 2005. 280 с.

Дополнительная

1. Аквилева Г.Н. Руководство к изучению курса «Землеведение и краеведение»: Для студентов-заочников I курса фак. подгот. учителей нач. классов пед. ин-тов /Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – М.: Просвещение, 1988. – 46 с.

2. Гордеев и др. Школьные краеведческие викторины: В помощь учителю. – Тамбовское книжное издательство, 1963. – 136 с.

3. Железовский Б. Хрестоматия по природоведению. – Саратов: Регион. Приволж. из-во «Детская книга», 1995. – 352 с.

4. Журналы: «География в школе», «Природа», «Начальная школа», газета «География (приложение к газете «Первое сентября»), местные печатные издания.

5. Заруцкий Б., Следников А.А., Солдатов И.М. Олимпиады по краеведению; Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1965. – 104 с.

6. Константинов В.К., Коробов В.В. Город старый, город новый (Мичуринск). – Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1980. – 160 с.

7. Краеведческая работа в начальных классах: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.

8. Куприн A.M. Занимательная картография: Кн. для учащихся 6–8 кл. – М. Просвещение. 1989. – 191 с.

9. Кучep Т.В. География для любознательных: 6–10 кл. – М.: Дрофа, 1996. – 240 с.

10. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам. – М.: Просвещение, 1996. – 159 с.

11. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002. – 456 с.

12. Пармузин Ю.П. Живая география: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.

13. Природа и ландшафты Притамбовья /Н.И. Дудник, А.И. Нестеров, А.В. Еремин и др. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 228 с.

14. Пятибратова Т.Б. Титан-циркониевые россыпи Тамбовской области. Тамбов, 2000. – 52 с.

15. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа /Сост. Т.В. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 384 с.

16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

18. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

19. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192с.

20. Теоретические основы экологического образования и воспитания. – Тамбов, 1998.–70 с.

21. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.

22. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников. – М.: Лайда, 1995.-288с.

23. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.

24. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа – 1991, №8, С. 46–48.

25. Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.

26. Губарь Е.Е. Птицы – наши друзья. Утренник. //Начальная школа – 1984, №4, С. 69–70.

27. Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.

28. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная школа.– 1991, №7 С. 30–34.

29. Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 1986.

30. Зыков И.В. Календарь природы. – Кемеровское книжное издательство, 1963.

31. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.

32. Федотова В.Б. Неделя природоведения //Начальная школа – 1990, №3. С. 46–47.

33. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа – 1988, №8, С 40–46.

34. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк //Начальная школа – 1984, №9. С. 63–65.

35. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Природа», «Начальная школа», «Вестник АсЭкО» «Дополнительое образование», и др.

36. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2000. – 160 с.

37. История Тамбовской области. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство. – 1971. – 144 с.

38. Бахарев А.Н. Мичурин в жизни. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство. – 1970. – 240 с.

39. Кученкова В.А., Сухоруков Н.М. Храмы Мичуринского благочиния Тамбовской епархии. – Тамбов. – 1999. – 119 с.

40. В.И. Вернадский и Тамбовский край. Г.П. Аксенов и др. – М.:Издательский дом «Ноосфера», 2002. – 192 с.

41. Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота. – Тамбов: ТОИПКРО. – 2002. – 82 с.

42. Моисеев Н.Б. Археологические памятники Притамбовья // «Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем». – Тамбов. – 1996. С. 35–37.

43. И пыль веков от хартии отряхнув…:Хрестоматия по истории Тамбовского края.– Тамбов: Издательский центр ТГПИ. – 1993. – 388 с.

Интернет-ресурсы

1. Тамбовская область – Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

2. Тамбов –Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B2

3. Официальный сайт администрации города Мичуринска: http://мичуринск-наукоград.рф

4. Мичуринск – Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%87%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA

5. ВИКИВЕРСИТЕТ: Общее землеведение : http://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

6. АКАДЕМИК: Толковый словарь Ушакова: Землеведение http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/816538

7. ЕДИНОЕ ОКНО доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.74.3.6

8. Razum.Ru: Электронная библиотека http://razym.ru/naukaobraz/obrazov/106902-audiokursy-geografiya-i-zemlevedenie-zemlya-i-voda-6-klass.html

9. ГЕОГРАФИЯ – лучший географический портал мира http://geo2000.nm.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ )ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

(преподаватель – В.Н. Болдырихина)

Очная форма обучения

Темы лабораторных занятий Стр.
2 семестр
1. История нашего края.
2. Археологические культуры на территории тамбовского края
3. Древнейшие письменные источники по истории тамбовского края. Работа с документами XVII века по Тамбовскому краю.
4. Его имя носит наш город (жизнь и деятельность И.В. Мичурина).
5. Мичуринск – наукоград РФ.
6. Улицы г. Мичуринска: прошлое и настоящее.
7. Храмы Тамбовской епархии.
8. Памятники природы Тамбовского края.
9. Искусство Тамбовского края.
10. Города и районы Тамбовской области.
11. Субъективное краеведение.
12. Изучение природы родного края в детских образовательных учреждениях.
13. Исследование в краеведении как метод познания, обучения и воспитания. Методика составления родословных как составная часть культурно-исторического воспитания.
14. Туристско-краеведческая деятельность в учреждениях ДОД.

Заочная форма обучения

Темы практических занятий Стр.
4 семестр
1. Его имя носит наш город (жизнь и деятельность И.В. Мичурина).
2. Изучение природы родного края в детских образовательных учреждениях.

Очная форма обучения

Семестр

Наши рекомендации