Методические указания к проведению практических (семинарских) занятий

Практическое занятие является одной из основных форм организации учебного процесса, заключающееся в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности. Практические занятия проводятся в формах, обеспечивающих максимальную активность студентов при обсуждении поставленных вопросов, включая развернутую беседу, семинар-диспут, обсуждение докладов и рефератов, решение задач, а также письменную (контрольную) работу.

Развернутая беседа - наиболее распространенная форма практических (семинарских) занятий. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя) и их обсуждение; вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение предложенной проблематики наибольшее число студентов, при постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д. Для данного вида работы от студента требуются знания основных положений криминологической науки, умение оперировать научными понятиями и категориями, а также навыки ясного и логического изложения собственных мыслей.

Семинар-диспут как вид практического занятия имеет ряд достоинств. Кроме других задач, обычно реализуемых на занятии, эта форма наиболее удобна для выработки у студентов навыка аргументированного спора. Диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий. В первом случае наиболее эффективно такие занятия проходят при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами - другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные семинары, всегда имеют теоретическую и практическую значимость. Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе текущей полемики студенты вырабатывают у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное.

Решение практических задач по темам раздела призвано закрепить, углубить, расширить и детализировать знания при решении конкретных жизненных ситуаций, выработать способности логического осмысления полученных знаний для выполнения профессиональных задач, обеспечить рациональное сочетание коллективной и индивидуальной форм обучения. Условия задач в письменной форме предоставляются преподавателем. Вопросы к условию задачи могут меняться. От студента при выполнении данного вида работ требуется знание и умение применять на практике основных положений криминологической науки, формул для осуществления расчетов, методик для проведения исследований и др.

Система докладов и рефератов, которые готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей, фактов, примеров. На обсуждение выносится не более 2-3 докладов продолжительностью 12-15 минут (при двухчасовом занятии). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последним следует предварительно ознакомиться с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.

Текущий контроль степени освоения знаний осуществляется преподавателем по темам разделов. После изучения каждого раздела учебной дисциплины осуществляется промежуточный (модульно-рейтинговый) контроль полученных знаний, который реализуется путём устного опроса обучающихся на семинарских занятиях, а также выполнения ими тестовых заданий, предлагаемых преподавателем.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа предусмотрена у студентов всех форм обучения, поскольку является неотъемлемой и важной частью образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной формой изучения курса, которая представляет собой активное, целенаправленное приобретение студентами новых знаний и умений при отсутствии непосредственного участия преподавателей. Тем не менее, самостоятельную работу необходимо постоянно контролировать и оценивать ее результаты.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в виде опроса и обсуждения на практических занятиях, в форме тестирования при реализации модульно-рейтинговой системы оценки знаний по завершении каждого модуля, а также на зачете или экзамене. Основными формами самостоятельной работы студентов являются: изучение и конспектирование учебной, научной, в том числе монографической литературы по проблемам девиантного и преступного поведения, а также противодействия преступности в условиях современного общества; подготовка к практическим занятиям, в том числе в форме докладов и сообщений. Студент должен обязательно планировать осуществление самостоятельной работы по изучению дисциплины «Криминология», учитывая тематический план дисциплины, планы семинарских занятий и даты проведения текущего и промежуточного контроля. Студенту необходимо уделять внимание всем актуальным научным терминам и категориям. Рекомендуется составление глоссария, в который следует заносить основные термины, связанные с девиантностью и преступностью, в алфавитном порядке. Это удобно и для упорядочения информации, и для ее быстрого поиска в случае необходимости.

Существенную часть самостоятельной работы студента представляет собой подготовка докладов к семинарам, которая предполагает проработку материала, его обобщение и изложение. При подготовке доклада необходимо ясно выражать свои мысли, формулировать четкие фразы. Выводы должны быть краткими, но обоснованными. Доклад может сопровождаться презентациями, которые выполняются с помощью специальных компьютерных программ, например, Microsoft office Power Point. Выступление докладчика начинается объявлением темы доклада (сообщения) и завершается собственными выводами по заявленной проблематике. С тематикой докладов по дисциплине «Криминология» учащиеся могут ознакомиться, воспользовавшись настоящим учебно-методическим пособием.

Занимаясь самостоятельной работой, студент развивает аналитические способности, становится более организованным и дисциплинированным. Систематический анализ научного материала способствует глубокому усвоению полученных знаний, их систематизации и формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

Темы для самостоятельного изучения теоретического материала по дисциплине:

- Актуальные проблемы современной криминологической науки.

- Становление, развитие и перспективы криминологической теории в России.

- Состояние преступности в России и зарубежных странах: сравнительный анализ.

- Комплекс криминогенной причинности и его анализ в современной России.

- Криминологические исследования личности преступника: отечественный и зарубежный опыт.

- Криминогенная мотивация и ее место в механизме индивидуального преступления.

- Получение и использование криминологической информации при проведении специальных криминологических исследований.

- Проблемы и специфика прогнозирования отдельных видов преступного поведения.

- Профилактика преступлений в общей системе воздействия на преступность.

- «Профилактическое» законодательство как основа превентивной деятельности государства.

Для студентов заочной формы обучения обязательным условием аттестации является выполнение соответствующих контрольных заданий, перечень которых представлен в данном учебно-методическом комплексе.

Наши рекомендации