Финансовая система и фискальная политика

Что нужно знать:

ü сущность и структуру финансовых отношений;

ü характеристику государственного бюджета и его структуру;

ü сущность, функции и классификацию налогов.

Что нужно уметь:

ü определять основные уровни финансовой системы;

ü анализировать структуру государственного бюджета;

ü давать характеристику налогам.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Финансовая система – неотъемлемая часть всей экономической сис­темы государства: она связывает и обслуживает отдельные части экономи­ки, используя при этом различные финансовые и денежно-кредитные инструменты.

Бюджет, в свою очередь, является главным звеном финансовой системы и наиболее важным орудием государственного регулирования экономики и экономической политики. При этом главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Эти две категории тесно связаны друг с другом, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике, подразумевая под этим финансовую политику государства.

Важной категорией финансовых отношений являются «финансы»

Категория «финансы» имеет два значения:

1. в широком смысле – обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчётами между хозяйственными субъектами, денежным обращением;

2. в узком смысле – средства, имеющиеся в наличии у частного лица или организации.

Финансовая система– это совокупность финансовых отношений, свя­занных с использованием фондов денежных средств через соответствую­щие финансовые учреждения.

Финансовые системы различных государств в настоящее время имеют много различий, но можно выделить четыре основных звена:

1. государственный бюджет;

2. местные финансы;

3. финансы государственных предприятий;

4 финансы специальных правительственных фондов.

Субъектами или носителями финансовых отношений являются госу­дарства, предприятия, фирмы, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане. Связи, возникающие между ними по поводу формирования и использования фондов денежных средств, через соответ­ствующие институты выступают в виде финансовых отношений. Эти отно­шения складываются в виде отношений:

1. между государством и местными органами;

2. между государством и предприятиями;

3. между фирмами;

4. между фирмами и банками;

5. между государством и общественными организациями;

6. между государством и населением.

Центральным звеном всей финансовой системы является государ­ственный бюджет.

Государственный бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов го­сударства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, госу­дарственный бюджет (госбюджет) – это форма образования и расходова­ния фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные доходыгосударства формируются за счёт бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые.

Налоговые поступления бюджета – прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий.

Не­налоговые поступления – различного рода платежи и сборы, например, от реализации государственных запасов, приватизации; доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др.

Бюджетные расходы – финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества.

Возникновение излишков расходов над доходами называется активным бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом, или излишком.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги.

Наши рекомендации