Платежи за экосистемные услуги биома

Механизм осуществления ПЭУ

Структура управления ПЭУ

Механизм выплаты компенсаций
Механизм сбора платежей
Потребители Поставщики

Экосистемные

Услуги

Платежи за экосистемные услуги – компенсации, выплачиваемые «поставщикам» экосистемных услуг их «потребителями». Поставщики ЭУ – субъекты хозяйства (по сути, любые физические и юридические лица), в ходе деятельности которых «производятся» или поддерживаются на существующем уровне определенные экосистемные услуги. Понятно, что ЭУ не «производятся» человеком в прямом смысле этого слова. Однако определенные действия определенных людей и организаций (в частности, ООПТ) направлены на сохранение экосистем и их свойств, необходимых для производства ЭУ. Например, важным видом ЭУ является поддержание высокого качества пресной воды некой реки. Поставщиками услуги будут землепользователи, чьи участки расположены в верховьях реки: от методов, которыми они ведут хозяйство (включая масштабы потребления удобрений и пестицидов, сведение лесов или, напротив, лесовосстановление и пр.) напрямую зависит качество воды ниже по течению. Если это качество, в силу определенных действий землепользователей верховьев, поддерживается не ниже фиксированного, можно говорить о предоставлении последними экосистемной услуги.[6]

Потребители (пользователи) – субъекты хозяйства, извлекающие выгоду, в т.ч. экономическую, от пользования услугой нее.

Вид экосистемной услуги Примеры ПЭУ Ограничения применению ПЭУ
Обеспечение водой определенного качества (контроль наводнений, эрозионных процессов, осадконакопления, поддержание необходимого качества воды, уровня солености, сохранение водных и околоводных экосистем, поддержание необходимого объема стока в засушливый период и пр.) Водопользователи низовьев рек (промышленные предприятия, коммунальные службы и пр.) платят землепользователям и землевладельцам верховьев за устойчивые методы ведения хозяйства и проведение природоохранных мероприятий, обеспечивающих поступление чистой пресной воды   Государство (на разных уровнях) выплачивает компенсации фермерам за внедрение устойчивых методов в их сельскохозяйственную практику (например, за неиспользование пестицидов, лесонасаждение и пр.).   Землевладельцы, деятельность которых способствует уменьшению солености почв и воды (к примеру, через лесонасаждение) продают свои «квоты на повышение солености» предприятиям-загрязнителям. До недавнего времени поставщики услуг не имели институциональных и правовых возможностей требовать компенсацию за свои услуги. В последнее время механизмы взыскания компенсационных платежей появляются все в большем числе стран.   Не всегда существует готовность платить за услуги среди их потребителей.
Поглощение углерода Компании, выделяющие значительное количество парниковых газов в атмосферу, платят за лесонасаждение и иные мероприятия по сохранению лесов в своей стране либо в других странах.   Неопределенность в «правилах игры» на мировом рынке карбоновых кредитов Высокие транзакционные издержки Результат проявляется только в долгосрочной перспективе
Эстетические ценности природы Туроператоры платят ООПТ за возможность доступа на территории, привлекательные с точки зрения природных ландшафтов или уникального биоразнообразия   Этот рынок еще только начинает развиваться, и чаще всего существует, главным образом, на дотации государства, тогда как услуги предоставляются по демпинговым ценам
Сохранение биоразнообразия   Государство (на разных уровнях) предоставляет налоговые льготы землевладельцам, создающим на своих землях частные ОПТ или осуществляющих иные природоохранные мероприятия   Финансирование природоохранных мероприятий частными компаниями, региональными и муниципальными органами власти, природоохранными НКО и фондами   Потребители покупают продукты питания, произведенные «экологически чистым» способом (платят за «экологическую» марку)   Фармацевтические компании финансируют деятельность по сохранению лесов как мест произрастания лекарственных растений, которые они в будущем намереваются использовать. [7]   Большинство услуг этой группы не могут быть четко определены или посчитаны (относятся к разряду нематериальных ценностей), и потребители этих продуктов не всегда могут быть определены Трудно определить «пороговые величины» - к примеру, минимальную площадь лесного массива, способного предоставлять данную услугу Высокие транзакционные издержки

Глава № 5

Наши рекомендации